ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
ВОПРОСЫ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||


КАК ПОНИМАТЬ «и разбиет младенцы твоя о камень»?


Добрый день, уважаемая редакция! Пожалуйста, помогите разобраться по такому вопросу. Перед началом Великого поста в храмах поют 136-й псалом Давида «На реках Вавилонских». В конце там есть такие слова: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Как это надо понимать? И для чего православному христианину это читать, если он должен быть милостивым ко всем людям вокруг, должен молиться даже за своих врагов, а не то, что «разбивать младенцев о камень»? Ваш давний читатель Людмила Ермолина.


На вопрос отвечает священник Александр Л.:

– Священное Писание можно читать, исходя из двух подходов: один – исторический, а другой – иносказательный. Когда мы говорим о Ветхом Завете, то должны знать, что это была необычайно жестокая эпоха. В ней немало мрачных и страшных страниц. В среде языческих народов обычным делом было принесение человеческих жертв каменным идолам, люди убивали даже своих детей, между племенами непрестанно шли войны и грабежи. Поэтому даже то, что творили нечестивые израильские цари, представляется самым меньшим злом, в сравнении с делами соседних языческих правителей. Но все же жестокость остается жестокостью, в каком бы историческом контексте мы ее ни рассматривали.

В Новом Завете мы получаем откровение о том, что Бог есть любовь. И здесь возникает вопрос: почему же христианская Церковь принимает и использует в богослужении эти самые жестокие места из Ветхого Завета, от которого люди очень давно ушли? На этот вопрос нам отвечают Святые Отцы, советуя читать Ветхий Завет духовно, акцентируя внимание не на букве его, а на духовном содержании, то есть смотреть на него сквозь призму Нового Завета.

Это хорошо видно на примере толкования вышеупомянутых слов из 136-го псалма. В двенадцатом веке греческий писатель Евфимий Зигабен отмечал: «Иудеи распространяют гнев свой и на незрелый возраст отроков, и ублажают того, кто сокрушил малых детей вавилонских жестоко и безчеловечно. Но повеления евангельские и нравы у нас, христиан, как учеников кроткого и человеколюбивого Христа, совсем не так жестоки. Ибо Владыка наш Христос повелел любить даже врагов своих. Но надлежит понимать и в высшем значении то, что в сем псалме под сынами Едома мы должны разуметь бесов, которые повелевают друг другу истощать богатства души нашей до основания. И под Иерусалимом мы должны разуметь душу, а несчастный Вавилон есть нечестие и грех, который опустошил и покорил себе благочестие и добродетель. Кто же истребил сие нечестие и грех, тот блажен. Младенцы сего нечестия суть новорожденные страстные помыслы, как младенческие и безсмысленные. Кто сии помыслы побеждает и сокрушает о камень веры, тот блажен». Вот это и есть пример здравого аллегорического толкования, которым мы должны учиться пользоваться.




Что такое «кризис веры»?


Сегодня часто задают такой вопрос священникам, потому что на самом деле многие современные христиане задавлены суетой, теряют веру, находятся в состоянии духовного упадка и расслабления внутренних сил. На вопрос, как вести себя в такие периоды, как выйти из этого опасного состояния, отвечает иеромонах Аристарх:

– Новомодным словом «кризис» сегодня называется то духовное состояние, которое очень точно охарактеризовал святитель Николай Сербский. Он говорил: «Назови, честный отче, кризис Судом Божиим, и все тебе будет понятно». В Евангелии мы читаем о том, как многие, следовавшие за Христом, соблазнялись и отходили от Него. Видя это, Господь обратился к апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?» Тем самым Он, с одной стороны, предоставлял им свободу, а с другой, укреплял в истинности Своего учения.

Так же и каждому человеку по мере его духовного взросления Господь задает тот же вопрос: не хочешь ли ты отойти? И в этот момент духовного испытания мы должны, подобно апостолу Петру, отвечать: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго».

Важно понимать, что «кризис» – это определенный этап духовной жизни, который таит в себе свою духовную пользу для человека, закаляет его, помогает дальше продвинуться в своем воцерковлении. И здесь ни в коем случае нельзя паниковать и унывать. Чтобы достойно пройти этот этап и подняться на одну ступеньку выше, ведущую в Царствие Небесное, нужно особенно крепко держаться за молитву, больше читать Евангелие и Псалтирь, а в течение дня поддерживать себя краткими молитвами: «Господи, помоги!», «Господи, спаси, сохрани и помилуй». На устах постоянно должна быть Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Необходимо совершать над собой духовные усилия, претерпевать трудности и постоянно молиться. И тогда искушение отступит, человек закалится, и вера его станет крепче.




Милостыня ли?


Однажды моя знакомая попала в беду, и я дала ей денег втайне от мужа. Если бы честно спросила, он бы не дал. И не смогла бы ей помочь. Но когда тайна открылась, дома был такой скандал, просто не знала, куда деваться. Как же тут поступить? Лгать нельзя, но помогать-то надо. Поясните, пожалуйста. С уважением, читатель вашей газеты Галина Сергеевна.


Ответ на заданный вопрос находим в «Словах и беседах» святителя Григория, архиепископа Казанского и Свияжского: «Помогать ближним в их нуждах составляет весьма важную нашу обязанность. Господь говорит: Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36). Но не всякая помощь ближним богоугодна. Главное условие для этого – она обязательно должна быть делаема из любви к Богу и ближнему. Кто подает милость бедному, чтобы прослыть щедрым, того милостыня недостойна своего имени, и у Господа она ничего не значит. Человек уже здесь получает награду и потому лишается небесной.

Кто прилежно ходит за больным, чтобы получить его наследство, того помощь не имеет у Господа никакой заслуги. Кто помогает бедному с тем, чтобы расположить его к взаимной услуге, особенно к исполнению какого-то преступного желания, того дело не только не достойно награды у Бога, но и будет наказано, если не изгладится покаянием.

Кто доставляет нуждающемуся какую-либо вещественную помощь, взяв ее тайно у других (например, когда дети берут у родителей, подчиненные у начальника), то такая помощь не есть милостыня, а грех, хотя многие этого не понимают. Кто кражей присвоил себе значительное чужое имущество и думает, что если он подаст нечто из имущества бедному, то избавится от обязанности возвратить чужое имущество хозяину, тот делает не милостыню, а грех. Самая первая обязанность таковых людей состоит в том, чтобы возвратить неправедно приобретенное чужое имущество своему владельцу. Мытарь Закхей, правильно чувствовавший обязанность касательно чужого имущества, при своем раскаянии сказал Господу: Се, пол имения моего даю нищым, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею (Там же. 19, 8).

Помощь не должно оказывать только из приличия, неохотно, с досадою, дабы отвязаться от неотступного просителя. Такая помощь, очевидно, тоже неприятна Богу, потому что только доброхотного дателя любит Бог (2 Кор. 9,7). Итак, все оказывайте помощь нуждающимся, какую кто может, но оказывайте, не ища славы людской и собственных выгод. Всякий старайся сеять о благословении (обильно), чтобы о благословении (обильно) пожать в жизни будущей (Там же, 6)».



СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник