ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Антиэкуменический катехизис


Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава восемнадцатая. О расколе». Начало см. в № 12 (228).


Вопрос: Чин анафематствования совершается в праздник Торжества Православия. Что это за праздник?

Ответ: Этот праздник был установлен по поводу победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В 843 году на Константинопольском соборе был утвержден догмат о почитании икон.

После смерти императора Феофила-иконоборца стала регентом на время несовершеннолетия юного трехлетнего монарха Михаила Императрица Феодора, которая чтила святые коны. Она собрала Совет, члены которого были тоже сторонниками иконопочитания, и восстановила его по всему Константинополю. Надо было еще сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан, а Константинопольским Патриархом был избран пострадавший от иконоборцев Мефодий. Собор подтвердил законность постановлений всех семи Вселенских Соборов и анафематствовал все прежде бывшие ереси, в том числе и иконоборчество. Отцы установили чин анафематствования. А победа над ересями была названа Торжеством Православия, и с тех пор это Торжество празднуется в первое воскресение Великого Поста.


Вопрос: Почему Церковь называется торжествующей?

Ответ: Во-первых, потому что Православная вера через Воскресение Христа победила мир. А победителям принято торжествовать. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (1 Ин. 5, 1-5).

Во-вторых, Торжествующей принято называть Небесную Церковь, которая состоит из Ангелов и святых праведников, мучеников и девственников, угодивших Господу нашему Иисусу Христу. Поэтому никакие новые постановления земной Церкви не вправе изменить решений Церкви Небесной.


Вопрос: Почему же экуменисты не желают следовать определениям Небесной Церкви и измышляют новые правила и каноны?

Ответ: Потому что они еретики и находятся в духовной прелести, которая побуждает их признавать себя выше Святых Отцов, некогда защитивших Церковное Учение от еретиков.

Экуменисты посягают на догмат о Церкви. Они не верят в существование единой, чистой от каких-либо заблуждений, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Они утверждают, что ни одна из существующих ныне христианских конфессий не сохранила верность некой древней апостольской Церкви и не обладает полнотою истины.

Они считают, что единство всех конфессий и есть цель всех истинных христиан. И только взаимные уступки в вероучении, традициях и богослужебной практике могут укрепить экуменическое движение и вернуть Церковь в «первоначальное состояние».

На самом деле все эти еретические конфессии некогда отпали от истины и теперь могут вернуться в лоно Церкви через Таинство Крещения, прежде отрекшись от своих заблуждений.


Вопрос: В чем отличие Православия от этих так называемых христианских конфессий?

Ответ: Прежде всего в том, что Православие всегда хранило и хранит первоначальное истинное Учение Господа нашего Иисуса Христа. Это учение всесовершенно. Оно не нуждается в добавлении или упразднении чего-либо. Оно не нуждается в развитии и эволюционировании. Этим оно отличается от всех земных наук.

«Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа» (свт. Афанасий Великий).

«Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, как тебе прислуживают, и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои» (преп. Ефрем Сирин).

«Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу» (преп. Макарий Египетский).

«Подобно тому, как Крест был прославлен страданиями, так точно и вера святых возвышается от гонений и прославляется от страданий» (свт. Иоанн Златоуст).

Долг каждого христианина верить так, как этому учил Сам Господь Иисус Христос, и хранить Истину Православия даже до смерти. В этом и есть наша верность Богу!




Воинствующая и торжествующая Церковь


Церковь, осознаваемая как Тело Христово, включает в себя всех возрожденных верою – живых и умерших, соделавшихся Телом Христовым. Церковь включает в себя не только уверовавших во Христа по Его пришествии, но и всех праведников, умерших прежде Закона и по Законе. Они получили спасение, ибо ждали обетованного Спасителя мира. Согласно такому воззрению на Церковь, Церковь включает в себя и считает своими членами и членами Христовыми всех праведников, начиная со времени Адама, которые еще прежде пришествия Иисуса Христа уверовали в Него.

Церковь Христова разделяется на воинствующую и торжествующую. Воинствующей мы называем Церковь, которая трудится на земле для утверждения слова Божия и сражается с силами погибели. Торжествующей мы называем ту, что пребывает на небесах после того, как она сражалась, восторжествовала над врагом и во славе была приведена к подвигоположнику Христу.

Эти Церкви – и небесная, и земная – представляют собою одну нераздельную Христову Церковь, невесту Христову. Глава этой Церкви – Христос, соединяющий в едином Теле и небесную и земную Церковь. Итак, согласно с православным взглядом на Церковь, умирающие во Христе, будучи святыми членами Церкви, пребывают в нерасторжимом единении с Церковью. Будучи членами Церкви, они сочувствуют церковным службам, славят вместе со всей Церковью Спасителя и молятся за воинствующую Церковь. Они также молятся за ее членов, находящихся в душевных или телесных недугах, за тех, кто не достиг совершенной добродетели, и по благодати Божией помогают тем, за кого молятся. Молитвы торжествующей Церкви соединяются с молитвами воинствующей Церкви, и небо вместе с землей славят Господа, и молятся о жизни и спасении мира.

В Православной Церкви немыслимы разрыв или разделение между ее членами, будь то живыми или умершими, ибо немыслимо отделение членов Христовых от Церкви – Тела Христова – по смерти, они не могут стать мертвыми и безчувственными. Для Церкви немыслимо подобное отделение от союза с Господом. Немыслимо, чтобы ее члены, восприняв жизнь «во Христе», больше не имели ее. Немыслимо, чтобы ее члены были без сознания и без чувств. Напротив, Церковь верит согласно со Священным Писанием, что теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13, 12).

Православная Церковь верит, что все верные – живые и умершие – будучи членами Христовыми, имеют воспринятую ими животворящую жизнь Христову, что эта жизнь вечна, и что в них обитает Дух Христов. Церковь также верует, что по разрушении перстного обиталища (т.е. их тела), они получают полное сознание животворящей их жизни Христовой и совершенное просвещение познания.

Церковь также верует, что члены торжествующей Церкви знают о том, что происходит в Церкви и что когда члены воинствующей Церкви призывают их в своих молитвах, по воле Божией, они подают помощь призывающим их...


Святитель Нектарий Эгинский


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник