|
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ" |
||||||||||
|
|||||||||||
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 || |
|||||||||||
РЕВНОСТЬ О ВЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙсвященномученик Онуфрий (Гагалюк)письмо к другуКак часто приходится слышать жалобы на тоску жизни у многих верующих и даже пастырей Церкви! А между тем, Божиего, великого, святого кругом очень много. Я имею в виду главнейшее дело всякого последователя Спасителя: распространение и проведение в свою жизнь и жизнь окружающих Православной веры. О, если бы у нас, призванных к апостольскому служению, святителей и пастырей постоянно горел ярко огонь ревности о спасении заблудших братий наших, а у всех верующих – огонь добродетельной христианской жизни! Господь Спаситель, проливший за нас Свою безценную Кровь и открывший нам вход в Вечную Жизнь, ждет, когда мы начнем свои подвиги христианские. Он томится, видя нашу леность и косность. <…> Да, всякий убежденный христианин имеет большое значение в деле распространения Святой веры; только и требуется, чтобы он был православным, действительно смиренным, кротким, послушным Церкви Божией. Такие смиренные ревнители Православия много добра несут в языческую среду нашего общества, и среди интеллигенции, и среди простого народа, а просвещенный, убежденный и благодатствующий пастырь может влиять широко, на большую окружность.<…> Говоря о деле православных пастырей и святителей – неустанно и смело говорить о христианской вере и защищать ее (от обновленчества и других расколов и неверия), – я хотел бы обратить твое внимание, дорогой друг, на такое явление в нашей церковной жизни. <…> Есть немало и усердных, и верных православных пастырей-тружеников, которые работают лишь только в пределах своего прихода, а общецерковными делами не желают вовсе интересоваться. Конечно, главное дело приходского пастыря – воспитывать свой приход в истинах Православия и добродетельной христианской жизни, а делая это, пастырь строит Царство Божие на земле. Но в настоящий, тревожный для Церкви период, когда многие православные святители не у дел и во многих епархиях нет непосредственного руководства архиерейского, тяжесть общецерковная ложится на пастырей, и они должны быть в курсе церковных событий, чтобы враг не застал их врасплох и не отвел их самих от Церкви Божией под всякими тонкими предлогами. А борьба с Церковью Божией ведется очень тонко, так что неопытный пастырь легко может впасть в раскол, сам того не замечая и будучи в сердце верным слугою Церкви Божией. Вот почему так строги православные в отношении к миру сему в смысле принципиальном: никаких компромиссов с неверием или ересью, расколом, сектами, никакого контакта быть не может в смысле единства религиозного, потому что кто работает нога в ногу с неверием и ересью, тот является врагом Богу. Самое первое дело православных стражей дома Божия на земле – сохранить чистоту Православия, подлинный лик Христов, Истину, Церковь Божию на земле. Потому что если затемнен светильник, если загрязнен источник, то все остальное не имеет значения. Например, к чему все миссионерские труды наших обновленцев – вся защита веры против неверия, все их старания иметь дисциплину в своей среде, к чему они так усердно стремятся теперь (а раньше всеми силами старались подорвать эту дисциплину); все их труды, самые энергичные, – напрасны и к спасению не приведут, так как они работают вне Церкви Божией, мало того – во вред ей. Так же и работа иезуитов, иногда большая, с массой затрат и жертв, – к чему направлена? К приведению людей к подножию папы, то есть удалению от Церкви Христовой, Православной. Есть среди обновленцев и католиков увлекающиеся, старающиеся трудиться усердно, но понимают ли они, достойные скорби, что чем ревностнее они, тем больше зла несут людям, отрывая их от Церкви, а не направляя к ней, затуманивая их сознание всякими ложными софизмами, которые иногда они искренно разделяют. Забывают все эти работники, что они всего лишь сами думают, что служат Богу, на самом же деле – оказываются Его противниками, как сие предсказал Спаситель в Своей прощальной беседе с учениками. Православных ревностных апостолов упрекают в какой-то жестокости, суровости в отношении к инакомыслящим. Здесь не вражда, не злоба, а забота о чистоте веры. И в этом отношении не должно быть никакого снисхождения, как говорит Апостол о своей борьбе с лжебратиями: мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас (Гал. 2, 5). Кто может упрекнуть великого Апостола любви в какой-либо враждебности к своим ближним? А ведь он призывает христиан даже не приветствовать инакомыслящих. Какая цель сего? Для охранения Истины, чтобы показать, где Истина и где заблуждение. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 9–11). К нашим дням все это имеет прямое отношение: современные раскольники личное доброе внимание к ним расценивают именно как единство убеждений. К одному православному иерарху зашел для беседы раскольничий лжеепископ. Православный святитель принял его с любовью, конечно, ни в чем с ним не согласившись. Что же? Раскольник ушел, всем крича, что епископ одинаково с ним мыслит. Какая же конечная цель этой строгости православных проповедников к инакомыслящим? – Указать прямо, безпощадно на заблуждение раскольников, еретиков, неверов. Не оттолкнуть от Истины мы желаем всех заблудших, а привлечь к Истине. А без прямого указания заблуждений нельзя этого сделать. Пока обновленцы, самосвяты или католики, или протестанты всех толков не сознают своих заблуждений, – могут ли они прийти к Церкви Божией? Со стороны кажется: легко сознавать свое заблуждение. Но в действительности это есть подвиг – подвиг смирения, раскаяния в своей гордости, которая главным образом овладевает всеми противниками Церкви Божией. Но тем большая радость для Церкви земной и для Церкви Небесной, когда обращаются к Истине заблудшие. <…> Обратятся ли к Богу и Церкви Православной современные неверы и раскольники в стране нашей? Мне думается, – едва ли. Разве только отдельные личности. И не готовит ли Господь своих последователей среди других инакомыслящих?.. Во всяком случае, Вечеря Божественная не будет без гостей. Если званные оказались недостойными, их место займут другие, как это предсказал Сам Спаситель о народе избранном в притче о званых на брачный пир. <…> Храни, дорогой друг, чистоту святого Православия, как зеницу ока. В охранении святыни нашей от всевозможных современных тонких извращений Истины и заключается, мне думается, главнейшее дело наше. Придет час, от Господа определенный, и понадобятся провозвестники Истины Христовой, потому что люди не могут не стремиться к Истине! Что было бы с нами, если бы мы были с поддельным ликом Христовым? Тогда и себя, и других осудили бы мы на вечные муки. Кто будет пить из источника Истины – не нам знать. Сие ведает Господь Бог. Наше дело – содержать Истину в чистоте и черпать полною мерою всякому, приходящему к Истине. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф. 24, 45–47). 9 мая 1927 г. Кудымкар |
|||||||||||
|
|||||||||||
Священномученик Онуфрий (Гагалюк) |
|||||||||||
Архиепископ Онуфрий был расстрелян 19 мая / 1 июня 1938 года. Вместе с ним были расстреляны епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и пятнадцать священно-церковнослужителей. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, архиепископ Онуфрий писал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10). Какой смысл гонений на служителей Христовых: ссылок, тюрем? Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Это слова Божии. Следовательно, они непреложны. Таким образом, гонения за верность Богу имеют для исповедников свои результаты: вечную радость, небесное блаженство... Отчего же скорбеть нам, служителям Христовым, рассеянным по тюрьмам и глухим безлюдным селениям?.. Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти. Не оглядываться назад или по сторонам с унылым видом, а смело вперед идти, отдавшись на милость Божию, как говорит Спаситель: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62)». Дамаскин (Орловский), игумен. Житие священномученика Онуфрия. – Реутов православный. Духовное обозрение. № 2 (4), апрель 2004.
|
|||||||||||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник | |||||||||||