ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
|
|||||||||||
|
|
||||||||||
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 || |
|||||||||||
О нравственном облике Российских воинов
Игумен Феофан родился в 1974 году. В 1991-м закончил школу, в 1998-м был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. – Батюшка, говорят, что не бывает атеистов в окопах под огнем. А сохраняется ли такая «окопная» вера после дембеля, или чаще забывается, как что-то наносное, полезное в экстремальной ситуации и ненужное в обычной жизни?
– По моему опыту, а я не раз был в командировках в Чечне и здесь постоянно встречаюсь с военнослужащими, которые возвращаются оттуда, все-таки у тех, кто побывал в горячих точках, кто был в Северо-Кавказском регионе, отношение к жизни и вере, конечно, меняется. И вера в Бога у них присутствует. Нельзя назвать многих из них глубоко церковными, воцерковленными людьми, но тем не менее большинство из тех, кто прошел Северо-Кавказский регион, если были неверующие, то уверовали, признали Бога, обращаются к Нему, верят в Него. И с такими случаями, что когда страшно было и человек уверовал, а когда стало легко и хорошо, как-то совсем расслабился, забыл о Боге, я не сталкивался. Хотя, конечно, нельзя сказать, что все ветераны чеченской войны стали глубоко церковными людьми. Потому что есть разница – уверовать, признавать Бога и жить духовной жизнью. – А известны ли Вам все-таки примеры, чтобы кто-нибудь из них радикально менял свою жизнь, может, уходил в монастырь? – Такие примеры есть. Я сейчас пофамильно сказать не могу, но есть примеры, когда после Чечни ребята воцерковлялись, поступали в семинарию, становились священниками. Вот на днях подходил офицер, спрашивал, что необходимо, чтобы поступить в духовную семинарию или духовное училище. Некоторые сейчас в монастырях. Хотя бывают и обратные примеры, как и после афганских событий было. Когда человек внутренне надломлен, он может начать выпивать, и так ребята теряются в этой жизни. По-разному бывает. Но и положительные духовные случаи однозначно есть. – Многим кажется, что солдаты в чеченском конфликте приобретают опыт безнаказанности и жестокости в отношении, условно говоря, нерусских. И что возвращаясь на гражданку, они пополняют ряды радикальных националистов, приносят с собой эту ненависть, что выливается в конфликты по этническому признаку. Насколько оправдано такое безпокойство? – Как ни удивительно, я ни разу не встречал, чтобы кто-то из наших солдат имел неприязнь, ненависть к «черным» или к азиатам. К тому же, в каждое наше подразделение отправляются служить не только русские ребята, но и солдаты-татары, солдаты-башкиры, солдаты-тувинцы и т.д. То есть сама армейская жизнь учит человека тому, чтобы не разделять людей. А потом командование и мы, священство, проводим работу, чтобы избежать подобного сценария. <…> – Отец Феофан, понятно, что тайна исповеди ненарушима. Но просто как статистика: Вам часто приходится слышать на исповеди о каких-то военных преступлениях, совершенных в Чечне? – Нет, нечасто. Чаще бывает, что человек халатно отнесся к своим обязанностям, где-то поленился, но это никак не назовешь преступлением. То есть это мелкие нарушения. В основном, как ни удивительно, процентов 90 солдат, начинает исповедь (а я их исповедую сотни, – и тех, кто был в Чечне, и тех, кто не был в Чечне, и тех, кто поедет, и тех, кто вернулся), как правило, с покаяния в одном и том же грехе: что в гражданской жизни расстраивал, обижал своих родителей, доставлял им скорби, переживания и т.д. Это одна из первых, важных вещей, которые человек понимает, находясь в армии, тем более – на войне. – Батюшка, а как сами ветераны чеченской кампании себя ощущают – героями-защитниками Отечества или пешками в чьих-то играх? Ведь многие говорят, что вся эта война – это политика, бизнес, грязь… – Встречаются и те, кто себя чувствует пешкой в чьей-то игре. Попадались и другие, которые чувствовали, что они отстаивают интересы нашего государства. Мы, работая с военослужащими, стараемся все-таки провести мысль, что, во-первых, чеченская земля – это исконно российская территория, с 1781 года она была неотъемлемой частью Российского государства. Во-вторых, испокон века Чечню населяли не только чеченцы, а огромное количество русских, казачьи поселения были, а чеченцы жили в горах, как правило. Поэтому защищая эту часть, мы защищаем часть нашей Русской земли. И большинство все-таки приходит именно к такой мысли, потому что ясно, что если бы там не было армии, то теракты, взрывы и тому подобное случались бы гораздо чаще по всей России. А армия, находясь там, сдержала этот страшный натиск зла, который с Кавказа изливается, по сути, на всю нашу Российскую землю. И большинство из военнослужащих, из ветеранов, это понимают. – Как Вы можете в целом оценить их военный опыт, как укрепляющий или травмирующий? – Все же я скажу, что для большинства, наверное, нахождение в такой непростой военной обстановке учит жизни, духовно укрепляет. То есть человек больше постигает какие-то важные понятия, учится лучше понимать другого человека, появляется понятие греха и т. д. Подготовил По материалам журнала «Нескучный сад»
|
|||||||||||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник | |||||||||||