ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ
НА СТРАЖЕ ИСТИНЫ
СТРАНИЦА 7
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

НЕПОГРЕШИТЕЛЬНОЕ ОСУЖДЕНИЕ

Часть II: Святые Отцы и ереси

Продолжение. Начало см. в № 15 (15)

   Лучшие сыны Церкви Христовой – святые Отцы – издавна наставляли право верующих в том, кто стоит за ересями. Свт. Афанасий Великий, ревностный подвижник, боровшийся против ужаснейшего заблуждения древности – арианства, пишет: «Каждая ересь, имея отцом собственного измышления искони совратившегося и соделавшегося человекоубийцей и лжецом диавола, и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, <…> утаивает же истинный смысл, и наконец, прикрыв какою-то лестью свое изобретенное ею измышление, сама делается человекоубийцею введенных <ею> в заблуждение (Св. Афанасий Великий. К епископам Египта и Ливии. Окружное послание противъ арианъ // Творения. Ч. II. Св. Троицкая-Сергиева Лавра, 1902. С. 1).
   Итак, за всякой ересью скрывается сатана. Если это так, то очевидно, что осуждение ереси не только не является грехом, но, напротив, есть священный долг православно верующих, если только они не руководствуются при этом греховными побуждениями личной мести, злобы, корысти и т.п.
   Но не есть ли все же добро иметь мир с еретиками, чтобы не создавать распрей на религиозной почве? – В обычной жизни, по гражданским законам и общепринятым нормам, мы должны жить в мире со всеми людьми (см.: Евр. 12, 14). Но это вовсе не значит, что нужно или можно быть безразличным к своей вере и влиянию лжеучений. Наущаемые злым духом, еретики обычно очень дерзки. Мы должны защищать от них Святое Православие, а не безучастно смотреть и позволять им отсекать члены от Святой Церкви и соделывать их сектантами и еретиками, служащими чуждым Православию интересам.
   Господь не ограничивает свободу человеческой воли. Он попускает даже существование ересей, как попускает действовать диаволу. Но познавший гибельность лжеучений не может быть равнодушным к их распространению среди православных христиан. Он должен открывать очи ближним по вере, чтобы те не попались в ловушки лукавого.
   В этом отношении лучший пример для нас – святые угодники Божии. Они тщательно избегали осуждения своих ближних за их нравственные немощи и в то же время в борьбе, спорах и словесных противостояниях сохранили и себя самих, и окружающих от смертоносной болезни ереси. В нравственной области они видели только свои грехи и не осуждали никого, кроме самих себя. И напротив, не позволяли никому подозревать их даже в малейшем отклонении от Православной веры. Вот какую бдительность они проявляли, стараясь быть верными до смерти Христу и Православию!

Безсмысленная организация

   Вступление нашей Церкви во Всемирный совет церквей в 1961 году было вынужденным, но понятным шагом. По сути дела, оно было продиктовано безбожной космополитической хрущевской властью. В настоящий момент пребывание Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей, в этой, во многом, себя дискредитировавшей организации, становится совершенно непонятным. Либо это печальный атавизм коммунистического прошлого, либо, к сожалению, напротив, оно является признаком нарождающегося глобалистического будущего. <...>
   В рамках Всемирного совета церквей реально не была решена ни одна проблема – ни проблема богословская, ни проблема социальная, ни проблема продолжающегося обеднения и нищеты стран «третьего мира», ни проблема общественного неравенства как в странах «первого», так и в странах «третьего» мира, ни проблема экологии, ни биоэтическая проблема (в том числе проблема абортов, эвтаназии). Напротив, прежде всего, в протестантских странах эти проблемы с каждым годом все более осложняются.
   С моей точки зрения, наше членство в ВСЦ совершенно безсмысленно, да и сама эта организация, с точки зрения нормальных христиан, – безсмысленная. Смысл ее существования, конечно, имеется, но он лежит в иной плоскости, не относящейся ни к нашему спасению, ни к благу человечества или отдельно взятых людей.

Диакон Владимир ВАСИЛИК,
Доцент СПбГУ и СпбДА

   О преподобном Агафоне рассказывали следующее. Однажды посетили его некоторые братия. Они слышали о его великом смирении и захотели испытать, действительно ли он имеет столь достойное похвалы смирение и терпение. Для этого они сказали ему:
   – Отец! Многие соблазняются о тебе за то, что ты одержим в сильной степени страстию гордости и настолько презираешь других, что считаешь их за ничто; также ты непрестанно осыпаешь злоречием братию. Очень многие утверждают, что тайной причиной такого поведения твоего является блудная страсть, которою ты объят: с целью прикрыть собственную порочную жизнь, ты постоянно оклеветываешь других.
   Старец же смиренно ответил:
   – Сознаю в себе все эти пороки, в которых вы обличили меня, и не могу найти себе оправдания в толиких беззакониях моих.
   И, помолчав немного, встал на колени перед своими посетителями и сказал:
   – Умоляю вас, братия, молите усердно Господа Иисуса Христа за меня, несчастного, да простит мне множество тяжких моих беззаконий!
   А братия продолжили:
   – Не скроем и то, что многие считают тебя еретиком.
   Услышав эти слова, св. Агафон вскочил и решительно возразил:
   – Хотя мою совесть отягощает множество грехов, но я не еретик!
   Братия удивились такой перемене и ответу Старца, упали в ноги великому подвижнику:
   – Отче, скажи нам, умоляем, почему ты нисколько не смутился, когда тебя обвиняли в различных пороках и грехах, а обвинение в ереси тебя ужаснуло?
   Старец ответил им:
   – Первые обвинения в нравственных грехах я принял для приобретения смирения и желая, чтобы вы имели мнение обо мне, как о грешнике: в сохранении добродетели смирения кроется великое спасение души.
   Господь и Спаситель наш Иисус Христос, когда иудеи осыпали Его многими укоризнами и клеветами, претерпел все это, чтобы и мы, взирая на Его смирение, сами смирялись. Лжесвидетели говорили против Него много ложного, но Он смиренно и терпеливо переносил терпеливо клевету, возведшую Его на Крест. Апостол Петр, указуя на это, говорит: Христос пострада по нас, нам оставль образ да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21). Так подобает и нам терпеливо и со смирением переносить все напасти. Но с обвинением в ереси я не мог смириться и с великим омерзением отверг его, потому что ересь есть отчуждение от Бога.
   Еретик отлучается от Бога Живого и истинного и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший. Если же еретик обратится к вере, содержимой истинною вселенскою святою Церковию, то он приемлется благим и милостивым Искупителем (см.: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. С. 45-46).
   Из древности до нас дошло множество авторитетных свидетельств о том, как относились к ереси и еретикам святые Отцы.
   Св. Антоний Великий советовал: «Не погреши в вере, чтоб не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских» (см.: Там же. С. 2).
   Св. Ефрем Сирин, который научил нас дивным молитвенным словам: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», постоянно осуждал еретиков. О нем известно, что он всю свою жизнь боролся с врагами Христовой истины. Отходя же ко Господу и желая привить своим ученикам ревность к сохранению правой веры, которая всегда горела в его душе, сказал им: «Ни днем, ни ночью всю жизнь свою никого не злословил я и с начала бытия своего ни с кем не ссорился; но непрестанно состязался в собраниях с отступниками. Ибо знаете, что и хозяин овец бьет своего пса, который, видя как волк идет в овчарню, не бежит и не лает на него» (Из завета св. Ефрема // Соколов А.К. Жизнь и труды св. Ефрема Сирина. Предисловие к Творениям св. отца нашего Ефрема Сирина. Ч. I. Сергиев Посад, 1895. С. 47).
   Св. Епифаний Кипрский говорил своим ученикам: «Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. С. 102).
Авва Геласий с безчестием изгнал еретика-монофизита Феодосия из своей кельи. А когда последний хитростью домогался Иерусалимского первосвятительского Престола, авва Геласий не убоялся, но продолжал не признавать его и не подчинился ему. Он предпочел страдать за Истину, нежели отпасть от нее ради земной выгоды (см.: Там же. С. 79-80).


Блж. Иероним Стридонский

   Блаженный Иероним пишет о себе самом: «Я никогда не щадил еретиков и всегда делал все, что мог, чтобы враги Церкви стали и моими врагами» (Блж. Иероним. Беседа против пелагиан, пролог 2. Творения. Киев, 1910. Ч. V. С. 135).
   Милостивый св. Серафим Саровский, который обращался к своим посетителям с нежными словами: «Радость моя!», в то же время был крайне строгим обличителем отступивших от Православной веры (Архим. Серафим. Св. Серафим Саровский. С. 176–184).

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Продолжение см. в след. номере.

 
 
        МУДРОСТЬ                      ||                   Человеческие средства безсильны
 
     

Еретик Арий.
Фреска на западной стене в церкви Спаса в Цаленджихе (Грузия)

    Еретику неудобоприступно покаяние и познание Истины. Доступнее покаяние и истинное богопознание для прелюбодеев и уголовных преступников, нежели для еретика и раскольника, особливо если он ученый и подвижник. Доказали то и другое явные грешники и ученые сектанты, современные Христу, упоминаемые в Евангелии: грешники приняли и Господа, и Предтечу Его, между тем как книжники, фарисеи и саддукеи отвергли и Иисуса, и Иоанна.
   Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов. Признающему себя разумным паче всех несродны алкание и жажда безпредельной Божественной Истины, вполне насыщающей питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды.

   

   Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святою Истиною; несродно ему узнать святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его, ослеплен ложью.
   Обращение еретика и раскольника к правоверию – особенная милость Божия – устраивается особенным Промыслом Божиим для избранников, известных Единому Богу. Человеческие средства к обращению раскольников и еретиков безсильны.

Свт. Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ). «Понятие о ереси и расколе»

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник