В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
27 ноября / 10 декабря 1912 года состоялось освящение пещерного храма преп. Серафима в Царском Селе
Над устройством пещерного храма потрудились помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов под руководством знатока и любителя русской церковной старины князя А.А. Ширинского-Шихматова. Освящен храм сщмч. еп. Кишиневским Серафимом (Чичаговым), передавшим в дар ковчег с частицами мощей Преподобного Старца.
Накануне владыкой Серафимом было отслужено Всенощное бдение в присутствии Ее Императорского Высочества Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны, прибывшей из Москвы и привезшей с собой для поклонения мантию преп. Серафима, находившуюся в храме-усыпальнице Вел. Кн. Сергия Александровича во имя преп. Сергия Радонежского в Чудовом монастыре в Москве.
Вид моленной Императрицы
Александры Феодоровны в
пещерном храме
преп. Серафима
Саровского в Царском Селе
Худ. Л. А. СЫРНЕН
Дарохранительница на престол нового храма была изготовлена в виде сени над ракой с мощами преп. Серафима (жертва Саровской обители). Среди святынь была икона преп. Серафима с частицей его мощей, частью волос и мантией, найденной в гробнице при обретении мощей. Из временного храма преп. Серафима для чинов Собственного Его Императорского Величества конвоя и Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка в пещерный храм перешла икона Преподобного, писанная м. Серафимой – старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря и освященная у мощей Преподобного в год его прославления, а также точная копия чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы «Знамение», пожертвованная игуменией этой обители м. Нектарией.
В моленной Императрицы Александры Феодоровны, примыкавшей с юга к алтарю, находились иконы Божией Матери «Умиление» и «Знамение» Серафимо-Понетаевская; образы, изображающие преп. Серафима, молящегося на камне, благословляющего отрока, идущего с топориком, кончину Преподобного, преп. Серафима и преп. Сергия. В моленной были частицы от древа кельи Преподобного, сосуд с водой из его колодца, масло от лампады перед ракой с мощами, изображение преп. Серафима, кормящего медведя, написанное на доске от кельи Святого.
«Туда и приходила она, – писал о Царице-Мученице известный сановник В.Н. Коковцов, – чаще всего одна, в часы богослужения, а иногда и вне их, и там предавалась она своему действительному молитвенному настроению вне всякого общения с внешним миpом. Там крепла ее вера во все чудесное, и туда удалялась она каждый раз, когда ею овладевали всякого рода сомнения или заботы и осложнения жизни западали в ее душу.
Близкие к Императрице часто говорили, что Она выходила из ее уединения в молельне Феодоровского храма совершенно переродившеюся и даже какою-то просветленною, и не раз они слышали от нее, что она испытывала в своем уединении какое-то необъяснимое для нее самой разрешение всех ее сомнений, и самая жгучая печаль сменялась такою легкостью жить, что она боялась только одного, как бы какое-нибудь неосторожное слово, сказанное даже самыми близкими и дорогими для нее людьми, не вернуло ее к повседневной жизни с ее злобой и неправдой».
Насколько дорогим был этот молитвенный уголок Царице-Мученице, видно из ее письма близкой подруге от 2-го марта 1918 года: «Вспоминаю нашу церковь и мой маленький, похожий на келью, уголок около алтаря».
«Царский сборник»
27 ноября / 10 декабря – празднование иконе Божией Матери «Знамение»
Знаменская церковь в Царском селе,
1900-е годы
В середине мая 1747 года, незадолго до полного освящения Знаменского храма, в Царское село трехдневным крестным ходом была перенесена чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы Царскосельская. В шествии участвовала сама Елизавета Петровна – она иногда несла образ на руках. В Знаменской церкви икона находилась до 1930-х годов, когда была изъята в так называемый «ГОСФОНД», после чего безследно исчезла
Икона Божией Матери «Знамение» – одна из древних родовых у бояр Романовых. Перед нею молились прадеды, деды и родители первого Царя этого рода – Михаила Феодоровича. Отец Царя Михаила Феодоровича Патриарх Филарет просил перед этим образом Богородицу умудрить на Царское правление своего сына.
Написание этого образа относят к XVI веку. До революции икона хранилась в Москве в Знаменском монастыре, основанном в 1631 году – в год кончины матери Михаила Феодоровича инокини Марфы. Перед иконой теплилась серебряная лампада – дар инокини Марфы «за многолетнее здравие сына ее, Великого Князя Михаила Феодоровича». Раньше здесь была домовая церковь боярина Никиты Романовича Романова – деда Царя.
«Знамение» Царскосельская – также древняя святыня, икона Дома Романовых. Особое благоговение к ней имела Императрица Елизавета Петровна. Известно, что она усердно молилась перед ней перед восшествием на Царский престол. С великим торжеством она перенесла этот образ в специально построенный ею для иконы храм в любимом ею Царском Селе. В крестном ходе участвовал весь Св. Синод и Двор. Чудотворный образ почитала и Императрица Екатерина II, часто молившаяся перед ним. Во время пожара Царского дворца 12-го мая 1812 года, по указанию Императора Александра I, икону вынесли из храма, обратив ликом к бушующему пламени. Царь громко воскликнул: «Матерь Божия, спаси мой дом!» Пожар быстро прекратился. В 1831 году, опасаясь распространявшейся холеры, перед иконой отслужили молебен и затем обнесли ее крестным ходом вокруг Царского Села. Смертоносное поветрие миновало город. В память этого благодеяния было получено Высочайшее соизволение на перенесение образа из иконостаса, где он до сих пор находился, в саму церковь; а также на учреждение ежегодного крестного хода. В 1848 году Царское Село предстательством Божией Матери вновь было спасено от холеры. В 1863 году икона «Знамение» вновь спасла от пожара Царскосельский дворец. Венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней. И лишь только ее понесли вокруг горевшего дворца, пожар почти мгновенно потух.
Особо почитали святыню Царственные Мученики. Вспомним молебен перед ней 2-го марта 1917 года, отслуженный по желанию Императрицы. Это же образ напутствовал Святых перед их отъездом в Тобольск, словно передавая их под покров другой святыни – Абалацкой иконы «Знамения».
«Царский сборник»
18 ноября / 1 декабря: |