ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Книга «Видеть Бога как Он есть» архимандрита Софрония (Сахарова) в свете святоотеческой традиции

 

Сборник (публикуемый материал взят из сборника статей священника Михаила Ходанова «„Нетерпимость“, или разговор по совести?» – Примеч. ред.) начинается с работы, в которой представлен общий анализ популярной книги недавно почившего о Господе архимандрита Софрония (Сахарова) «Видеть Бога как Он есть». Глубоко уважая его горячую веру в Бога и несомненные литературные дарования, автор все же счел необходимым со смирением коснуться весьма деликатной темы – выяснить степени целесообразности широкого использования некоторых приемов духовного подвижничества, которые были свойственны лично отцу Софронию.


Архимандрит Софроний
(САХАРОВ)

Эта рецензия была рассмотрена ведущими преподавателями основного богословия и догматики Московской Духовной академии и опубликована в журнале «Духовный мир», издаваемом МДА с 1994 года.

Однако реакция на ее издание была, к сожалению, не всегда безпристрастной, особенно в среде либерально настроенных читателей, и автору, подчас с нажимом, указывали на то, что он, автор, еще «слишком молод и мелок», чтобы вот так свободно писать о «великих людях нашего времени».

Один из работников ОВЦС передавал ему свои впечатления о том, как этот материал был встречен почитателями отца Софрония в Англии, где он жил: «Да они, англичане, просто за голову схватились и спрашивали: да кто он такой, этот автор, откуда он взялся и как он посмел?!»

Конечно, автор обратился к этому изданию не потому, что ему хотелось во что бы то ни стало заняться критикой уважаемого отца архимандрита. Просто есть тема, мимо которой никак нельзя пройти, – иначе может получиться еще одна сделка с совестью. А их, этих сделок, сегодня, увы, и так много... Но не станет ли очередное «мудрое молчание» той каплей, которая определит нашу личную участь в вечности? Ведь речь в указанной статье идет о чрезвычайно важном вопросе, от правильного ответа на который зависит вся жизнь православного человека, а именно – допустимы ли произвольные изменения и новации в традиционном христианском пути спасения, установленном соборным разумом и практикой вселенских Отцов Церкви?

Поэтому решение проблемы никак не сводится к эмоциональному «шапкозакидательству» на уровне расхожих реплик: «А ты кто такой?» Это звучит как-то уж совсем по-коммунальному, хотя в Англии социализм, кажется, никогда не строили.

Мне бы хотелось как рядовому православному священнику, чтобы моя статья стала приглашением к серьезному и конструктивному разговору и безстрастным выводам. Единственная цель, которую ставил перед собой автор – быть верным Священному Преданию Православной Церкви в деле нашего общего спасения. Несмотря на все опрощающий дух нашего непростого времени и вопреки всем экзотическим рецептам по спасению со стороны некоторых духовных авторитетов XX столетия.

 

* * *

Возлюбленные! мы теперь дети Божии;
но еще не открылось, что будем. Знаем только,
что когда откроется, будем подобны Ему, потому
что увидим Его, как Он есть.
(1 Ин. 3, 2)

 

Книга архимандрита Софрония Сахарова «Видеть Бога как Он есть» (во французском варианте «Бог и я», издание Ставропигиального монастыря святого Иоанна Крестителя, Эссекс, 1985) – явление, выходящее за рамки обыкновенного. Исповедь духовника Святой Горы Афон – места, издревле связанного в сознании верующих с верностью православному пути спасения; подробный и глубокий самоанализ внутренней жизни духовного чада старца Силуана; разносторонняя тематика, затронутая на страницах книги, и прежде всего, такие актуальные для всех нас проблемы, как покаяние, молитва, памятование смерти, богооставленность, Нетварный Свет – все это обезпечило книге неподдельный интерес и стремительное распространение среди лиц с высоким образовательным цензом.

Велика радость православного христианина, когда выходят в свет – после почти векового богоборчества – произведения, посвященные положительному изложению спасительного учения Иисуса Христа. Апология Православия и богооткровенных истин Священного Писания представляет собой сейчас самое насущное для освобождения человека из тисков греховной бездуховности и пассивного существования того аморфного безрелигиозного прозябания, которое наложило на миллионы людей печать преступного равнодушия ко всему, что связано с истиной Христовой, с голосом совести и что выходит за пределы утилитарных земных интересов на уровень деятельной любви и жертвенности.

Каждый шаг в сторону пробуждения дается с колоссальным трудом. Новый период, сменивший прежний идеологический официоз, поставил человека, как сейчас принято говорить, перед свободным выбором своего мировоззрения. Однако реалии предоставленных возможностей таковы, что неподготовленный и духовно разбитый человек – а таковы почти все мы, чудом выжившие и сохранившие человеческий облик в результате коммунистического эксперимента – в подавляющем большинстве случаев не способен сделать правильный выбор. Навязанный стиль жизни развертывается по принципу давящего на психику «видеоклипа», где все мелькает, абсурдно соединяется и снова разбивается на тысячу частей безо всякой видимой связи. Принцип настойчивого утверждения действительности «во всем ее многообразии» вне ее целостного восприятия, пропаганда относительности истины как таковой, культ разномнения по самому широкому кругу вопросов – от глобальных политических до глубоко личных – коснулся, прежде всего, духовной жизни, произведя в ней страшные разрушения. Плюрализм, насаждаемый в сфере духовности, привел к внедрению в российскую почву глубоко чуждых ей восточных, в том числе эзотерических вероучений и бытового мистицизма (оккультная литература по объему тиражей скоро обгонит классиков марксизма). Наряду с этим ширится зона влияния иных христианских конфессий, ведущих подчас самый настоящий «крестовый поход» на многострадальную Россию. Оживают и мистерии различного рода, в том числе и культ сатаны – и более того, они стремятся официально зарегистрировать себя как вполне безобидная религия («...просто собираемся вместе, по-своему веруем во что-то, протестуем против консерватизма традиционных вероисповеданий» – вот и все, чем занимаются, например, сатанисты, по мнению их апологетов...).

Не вдаваясь в прочие подробности текущего периода, следует, однако, трезво отдавать себе отчет в том, что любая проповедническая вялость с нашей стороны и поверхностная теплохладная защита Православия будет однозначно – и в геометрической прогрессии – помогать другим конфессиям и религиям уловлять все новых и новых неофитов.

В этом смысле поистине безценными представляются книги, где святоотеческая православная традиция изучается вновь и вновь с целью обобщения ее духовных законов применительно к нынешнему этапу нашей жизни, – и где при этом ничего не нарушается в самом содержании Священного Предания, – дабы сделать нас готовыми к видимой и невидимой брани.

Произведение архимандрита Софрония можно рассматривать как попытку такого обобщения. Само название «Видеть Бога как Он есть» говорит об этом. И действительно, оно как нельзя более соответствует содержанию самой книги. Прежде чем непосредственно перейти к нелегкому разбору произведения с точки зрения православной традиции, необходимо определить тематические границы рецензии, так как содержание работы архимандрита Софрония и объемно, и разнопланово. Там есть разделы, посвященные духовной свободе, вдохновению, литургическому языку, Гефсиманской молитве Спасителя.

Тем не менее, можно обозначить и основную ось, которая прослеживается достаточно ясно. Она включает в себя следующие компоненты: покаяние, молитва, духовный плач, истощание, богооставленность и Нетварный Свет. Должно отметить, что эта ось до какой-то степени все же условна. По признанию самого автора, эти и другие темы то и дело соприкасаются друг с другом. Поэтому рецензия, в основном, будет касаться главных этапов, составляющих аскетический путь христианина в миру. Среди них особое место отводится покаянной молитве, этой основе основ христианского делания.

Характеризуя свои личные духовные опыты с точки зрения их общечеловеческой значимости, архимандрит Софроний еще в предисловии подчеркивает, что они, эти опыты, раскрыли для него трагизм неверия миллионов людей и призваны помочь хотя бы некоторым из них найти правильное решение в том, как выйти из постигающих их испытаний (6) (Здесь и далее нумерация страниц книги «Видеть Бога как Он есть» указывается по изданию: Лазарика пресс, Серб. Прав. Церковь св. Принца Лазаря, Бирминген, Англия, 1985. – Примеч. М.Х.). Критерий духовной пользы его книги связан с тем, что Сам Бог благоволил посетить его, допустив прикоснуться к Его вечности. Святая рука Создателя, бросив его в неописуемые бездны, сделала зрителем реальностей, превосходящих его разум (6).

Протоиерей
Михаил ХОДАНОВ

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник