СИМ ПОБЕДИШИ | ЗА ДРУГИ СВОЯ | СТРАНИЦА 14 |
Продолжение. Начало см. в № 23 (23).
Всматриваясь подобным образом в историю России, в деяния ее устроителей и защитников, мы видим не только духовную и нравственную силу Православия, но и его огромное объединяющее и политическое значение для становления российской государственности, формирования и воспитания важнейших государственных институтов и в первую очередь Вооруженных Сил.
Рядом с большинством выдающихся государственных деятелей Руси – обязательно не менее выдающаяся фигура Митрополита или Патриарха, будь то Киевская или Московская Русь. Митрополит Михаил вдохновлял на подвиги князя Владимира. Дмитрия Донского воспитал святитель Алексий, а подвигнул и благословил на Куликовскую битву преп. Cеpгий Радонежский. Рядом с Иваном Грозным при основании им Русского Царства был митрополит Макарий. Михаил Романов восстанавливал Россию после Смутного времени и польской интервенции под духовным руководством Патриарха Филарета. Патриарх Никон сделал все необходимое и подвигнул Алексея Михайловича Романова и Богдана Хмельницкого на объединение России и Малороссии (Украины).
При этом особо необходимо подчеркнуть, что Православие не пошло по воинственной дороге католичества, его оружие всегда было духовным, но оно неизменно оказывалось победным.
Более 620 лет тому назад Русь практически погибла от духовного и физического порабощения и, казалось, полностью утратила надежду на избавление от татаро-монгольского ига. Но святитель Алексий неустанно трудился на поприще объединения всех русских князей в борьбе с Ордой. Его усилиями был воспитан в твердой Православной вере и вырос патриотом земли русской молодой московский князь Дмитрий Иванович. Вокруг святителя Алексия и преп. Сергия Радонежского объединялись подвижники веры Православной. Их общими молитвенными усилиями сохранялся и укреплялся дух нашего народа. Православный стержень духовности и самосознания русского народа сломать врагам не удалось.
Преп. Сергий Радонежский
благословляет
св. благ. князя
Димитрия Донского на Куликовскую
битву
Худ. П. РЫЖЕНКО
В 1380 году преподобный Сергий, игумен земли Русской и Чудотворец Радонежский, благословил князя Дмитрия на борьбу за освобождение Руси от ига. Орда Мамая была разгромлена, а предварялось и сопровождалось это величайшим подъемом религиозных и патриотических чувств русских людей всех слоев и сословий, невиданным ранее воодушевлением русского воинства. Это была, прежде всего, духовная, моральная победа Православия. Описывая период смуты, В.О. Ключевский заметил: «Когда государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли». Народ не выдержал, не смог терпеть, когда польские захватчики стали притеснять Православие, ставить под сомнение существование самого понятия Россия, и вновь встал на бой за Русь Святую и веру Православную.
Несломленный муками Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. Вновь Русская Православная Церковь выступила как сила, мобилизующая и организующая народное сопротивление, как коллективный патриот своего земного Отечества. Победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над многочисленным врагом предварялась и сопровождалась мощным религиозным подъемом народа и воинства.
Пример использования Православных идеалов для воодушевления воинов дает обращение Петра I к войску перед Полтавским сражением: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь. <...> Имейте в сражении перед собой правду и Бога, Защитника вашего».
Весьма показательно, что, устраивая армию и флот России по европейскому образцу, поручая их обучение иностранным «военным специалистам», дело воспитания Великий Император оставил в руках русских священнослужителей.
Исключительную роль во всей своей деятельности отводил Православию наш безсмертный генералиссимус А.В. Суворов. Он безпредельно любил Россию, был убежден в непобедимости русского солдата и часто напоминал: «Мы русские, с нами Бог!» Именно в Православной вере видел он корни и истоки всех своих побед.
Суворов, еще будучи командиром Суздальского пехотного полка, участвовал в строительстве полкового храма в Новой Ладоге, лично составил молитвенник и катехизис для солдат, строго следил за проведением богослужений, требовал обязательного и добросовестного участия в них всех, независимо от чинов, сам показывая в этом пример. Не было случая, чтобы Суворов начал сражение без молитвы. Одержав очередную победу, Суворов обращался с благодарностью к Богу, обязательно устраивая молебен, в котором часто участвовал в роли певчего и чтеца Евангелия. При нахождении войск в лагерях и во время боевых походов Суворов всегда присутствовал на утренней и вечерней заре и лично читал молитву «Отче наш». Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой верой:
«Молись Богу! – от Него победа!»
«Чудо, богатыри! Бог нас водит: – Он нам Генерал!»
«Помилуй Бог! Мы русские, – Богу помолимся: Он нам и помощник!»
«Вы – богатыри, неприятель от Вас дрожит. Вы русские!»
Неоднократно Суворов говорил: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить». Не единожды в трудную минуту сражения Суворов обращался с молитвами к Богу. Твердая вера в Бога, несокрушимая надежда на Его помощь и заступничество, исповедуемая Суворовым и неутомимо внушаемая им войскам, сделала великого полководца непобедимым, а его войско превратило в легендарных чудо-богатырей.
Александр Владимирович
ЧЕРКАСОВ,
генерал-майор в отставке,
кандидат военных наук
Продолжение следует