ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ ДУХОВНАЯ ТРАПЕЗА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

 

 

 

По вере в Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, <…> мы, христиане, почитаем смерть нашу не уничтожением, а прехождением в другую, лучшую жизнь. Во время смерти нашей умирает одно только тело, а душа остается безсмертною. Телесная персть наша возвращается в землю, от которой взята, а дух возвращается к Богу, давшему нам оный (Еккл. 12, 7). Но придет время, когда и самое тело, умирающее теперь и истлевающее, воскреснет, оживет и будет жить вечно вместе с душою для мучения или для блаженства. Согласно с сим понятием о смерти нашей, мы смотрим и на жизнь настоящую. Она не есть жизнь вполне самостоятельная, отдельная от всякой другой жизни. Она не заключает сама в себе цель, а служит только средством для другой, будущей, нескончаемой жизни. В этом отношении земную жизнь всегда считали местом сеяния и трудов, местом приготовления к другой, загробной жизни.

Сколько известна нам жизнь настоящая со всеми ее переменами, столь же неизвестна жизнь будущая. От этой неизвестности страшною представляется для нас смерть. Впрочем, страх этот заключается не в самой смерти, а в последующей за нею жизни. Сама по себе смерть составляет один переходный момент. И мы не боялись бы никогда смерти, если бы ею оканчивалось все наше бытие. Тогда бы все наслаждения земные были невозбранны для нас, как для животных. И не только удовольствия, но и самая жизнь зависела бы от нас самих и находилась бы в нашем полном распоряжении. Мы ею могли бы располагать так, как нам угодно. Но до такого безрассудного понятия доходят только путем неверия. Для сего нужно быть безбожником и отказаться от Творца и Промыслителя вселенной. Подобным людям ничто уже не препятствует в жизни и во всех ее делах. Для них ничего не значит попрать всякий закон внутренний и внешний со всеми его угрозами и обетованиями. Жалкое ослепление в сем должно быть для ума человеческого.

А между тем в наш просвещенный век, хвалящийся различными открытиями в области науки и искусства, нередко встречаются подобные ослепленные руководители. Они и сами погибают и других вводят в погибель. При своем неверии они, без зазрения совести и без содрогания, посягают не только на жизнь чужую, но и на жизнь собственную. Для них не существует ни своей, ни чужой собственности. Воровство, грабительство и смертоубийство служит черным пятном и укоризною нашему просвещенному веку. Чтобы смыть это пятно, нужно знать о происхождении оного. От чего же бывает такое самозабвение и потемнение в людях, просвещенных даже наукою и опытом?

Неверный взгляд на жизнь настоящую и на самую смерть зависит от распространяющегося неверия в безсмертие души. Между тем гроб послужил лествицею к небеси не для одной Богоматери, но может служить и для каждого из верующих. Мы все здесь странники и пришельцы. Мы созданы и воссозданы не для земли, а для неба. На небе наше истинное Отечество и вечное жительство. А земля со всеми ее благами служит местом изгнания, пленения и рабства. Ею тяготились все истинные подвижники веры и благочестия. Они постоянно заботились о том, чтобы скорее переселиться в страну нетления к своему Создателю и Искупителю. Голос загробной жизни слышится для всех и повсюду. Хотя никто не возвращался к нам с того света и не поведал о будущей жизни, но мы и без поведания сего должны быть уверены по самой природе в безсмертии нашей души.

Господь наделил нас такими силами, которые не довольствуются ничем земным. Много приобретаем мы познаний; но всегда видим еще больше непознанного. Много снискиваем мы благ земных; но ими никогда не удовлетворяемся в желаниях своих. Много делаем мы иногда добра, но не находим здесь полного или соразмерного воздаяния. Напротив еще добродетель наша часто страждет, а порок торжествует. Где же благость, премудрость и правосудие Божие? Они являются и здесь над нами, но во всей силе откроются в будущей жизни. Там явится правда Божия над всеми праведниками и грешниками. Там узнаем мы то, чего не могли познать здесь. Там примирится все непримиримое и оправдается ожидаемое. Да и что была бы жизнь наша, если бы ограничивалась она одною земною жизнию? Она была бы пустою игрою судьбы, без цели и значения. И все люди были бы самые жалкие и несчастные из творений. Они стремились бы ко многому, но ничего бы не достигали. Они томились бы одною жаждою без надежды на утоление и насыщение. Между тем люди, с сознанием и без сознания, выражают чувство безсмертия во всех своих делах. Кто бы из нас захотел трудиться весь свой век для науки, для Церкви и Отечества, если бы не было уверения в нас, что мы не умрем и после смерти, что имя наше вместе с душою будет находить утешение в плодах от земных трудов наших? Кто бы захотел переплывать моря, заботиться о чести, славе и богатстве земном, лишаться покоя для себя или для блага других, близких и дальних, если бы долею нашего бытия было одно тление и прах? Кто бы стал изнурять себя постом и молитвою и терпеть различные нужды и даже мучения ради Христа и Его Божественного закона, если бы вера в безсмертие не утешала нас среди подвигов и скорбей вечною наградою?

Но обратимся и к сонму неверующих в безсмертие души. Они самым своим неверием большею частию желают обезсмертить свое имя. Не имея сил или желания прославить себя добрыми делами, они уклоняются на распутия и стараются распространить свое лжеучение и жить после смерти в своих подобных себе последователях. Они хотя и восстают против безсмертия, но своим восстанием выражают недовольство обыкновенными христианскими понятиями и желание увековечить себя в потомстве новыми своими взглядами и теориями. А многие хотя и убеждены бывают внутренно в безсмертии, но желают казаться неубежденными противниками, чтобы прославить себя своим мнимым неверием. Такая безрассудная слава хуже всякого безславия.

Мы говорим в защиту истины безсмертия потому, что с потерею или отвержением этой основной истины теряется и унижается всякая нравственность и религия. Без веры в безсмертие души человек уравнивается с животными безсловесными. Не для него закон, не для него откровение, не для него и все домостроительство нашего спасения. Все наши законы, все догматы и Таинства веры имеют значение только потому, что человек безсмертен и будет пользоваться плодами безсмертия. Если же отнять от него будущую жизнь и оставить его с одною настоящею; то все должно прийти в безпорядок и многое должно быть излишним и напрасным. Напрасно даны предписания и запрещения, напрасны самые обетования и угрозы, если смертию нашею прекращается всякое нравственное различие людей между собою.

Но мы веровали и веруем, что за гробом начинается другая жизнь. И эта вера составляет утешение в окружающей нас юдоли плача и сетования. При всей темноте и неизвестности своей, будущая жизнь проливает свет на всего человека и на весь мир христианский. И для Пресвятой Девы гроб был лествицею к небеси, к свету и блаженству. До Успения своего Она была в неизвестности и уничижении. Никто не знал Ее тогда, кроме некоторых апостолов и жен мироносиц. А со времени Успения, имя Ее сделалось славным и превознесенным повсюду. Кто не знает теперь Пресвятой Богородицы? Где не славится великое имя Ее? Кто из верующих не прибегал и не прибегает под всесильный покров Ее? Она сама молится за всех христиан пред престолом Сына своего и Бога нашего. Она помогает нам во всех нуждах и печалях. С надеждою на помощь Ее небесную, помолимся и мы пред Нею: Пресвятая Богородице, всех христиан усердная помощнице! Мы веруем, что ты хотя и преселилась от земли на небо, но и во Успении твоем не оставляешь нас грешных на земле. Ты спасала землю нашу от различных врагов. Спаси ее и от современных врагов, рассеивающих тайными и явными путями неверие. Умоли, Премилосердая, Сына твоего и Бога нашего, чтобы Он своею всесильною десницею исторгал из сердец наших плевелы растущего неверия и сохранил в недрах Отечества нашего память смертную и веру в безсмертие души, для нашего земного счастия и вечного блаженства. Аминь.

 

15 августа 1879 года

Макарий (МИРОЛЮБОВ),
архиепископ Донской
и Новочеркасский (+1894)

Странник. СПб., 1879.

Публикуется в сокращении

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник