ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАШИ ДЕТИ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Я НЕ МОГУ РАБОТАТЬ ХОРОШО, А ПЛОХО – НЕ ИМЕЮ ПРАВА»

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

 

Но и сейчас ситуация бедственная. Тема поборов злободневна. Школам денег не выделяют. Только на зарплатный фонд. Но требований при этом… Причем требований обязательных, иначе школу не откроют после летних каникул. Но и у родителей денег просить нельзя. Возникает уникальная ситуация. Это как если отправить ребенка в магазин, дать ему двадцать рублей и попросить купить килограмм телятины. Ребенок возразит: «Мне не хватит!», а Вы ответите: «Ну, не знаю, придумай что-нибудь. Но без мяса не приходи и ни у кого денег не проси». Абсурд! Но именно в таком режиме существуют школы уже не первый год. Конечно, школа стоит на паперти с протянутой рукой, просит у родителей, а те помогают, кто чем может, и все это уже рождает другую проблему, проблему злоупотреблений. Когда деньги идут не совсем на то или не в том размере.

 

– Что Вы думаете о современных детях? Какие проблемы возникали лично у Вас в процессе их обучения? И с чем, по-Вашему, это связано?

– Дети – они всегда остаются детьми. Они нуждаются в опеке, ласке, внимании и любви. Когда класс тебя слушает, когда учишь детей, которые хотят учиться, то понимаешь, почему ты выбрал именно эту профессию, почему готов терпеть нищенскую зарплату, непонимание друзей. Сейчас много умненьких, талантливых детей, которые широко мыслят, задают много вопросов, всегда готовы идти вперед, участвовать во всевозможных проектах, конкурсах. Но даже и от них иногда поднимается эта волна – хамство. Это то, что убивает наповал, то, с чем у меня не получилось бороться, а терпеть нет сил. Бороться невозможно, потому что хамство и неуважение стали нормой. Когда ученик сложный – тут все понятно, ты ищешь подход, выясняешь проблему, которую в 99% возможно решить, если это не психическое расстройство, которое сейчас, кстати, встречается нередко. Всегда были неформальные лидеры, хулиганы, дети из неблагополучных семей – это все составляющие работы учителя. Но вот это хамство, это «вы мне тут все должны» от лучших, воспитанных детей, надежды нации… Это ужасно, это становится последней каплей. Можно не обращать внимание на все эти новые требования, законы, напыщенных проверяющих из министерства… Но не обращать внимание на тех, ради кого ты здесь, я не могу.

С чем это связано? А вот с тем, о чем я говорила ранее: дети все слышат и видят, видят, что учителей загнали в угол, что их не уважает никто, тогда почему они должны уважать? Многие просто считают учителей неудачниками, в откровенной беседе спрашивая: «А Вас что, никуда больше не взяли?» Интересуешься: «Почему ты так думаешь?» – «Ну а кто пойдет за пять штук работать? Это моей маме на базар один раз сходить». Ты постоянно слышишь от учеников: «Вы не имеете права, это Ваша обязанность...» При этом я нескромно отмечу, что у тех детей, с которыми я работала, я была любимым учителем, а мой собственный шестой класс вис у меня на шее весь день. Они говорили это не со зла, не желая обидеть, а просто констатировали факт.

 

– Каким Вы видите будущее российского среднего образования? Что в связи с этим сегодня делать родителям и учителям?

– Грустно все это, а что делать – я не знаю. Знала бы – не ушла бы из школы. В первую очередь надо осознать, что проблема есть, признать это. И что решать ее никто, кроме нас самих, не будет, ведь создана она злонамеренно, искусственно. Разработать новые пути развития, новые эффективные интересные программы обучения, поднять статус учителя – это гигантский труд. Но это все возможно, это все реально, однако этим никто заниматься не станет. Властям выгодно воспитание бездумной серой массы, которая будет слепо исполнять команды. У меня пока нет своих детей и иногда, когда думаю о том, кто их будет учить, мне становится страшно…

Что я могу посоветовать родителям, дети которых учатся сейчас? Родителям своего класса на последнем собрании я посоветовала быть внимательными к своим детям, ко всем их делам, увлечениям, интересам, не запрещать, а направлять, советовать, подсказывать, быть им друзьями, помочь найти правильные ориентиры. Мы живем в трудное, смутное время, не надо пускать жизнь своих детей на самотек, не взваливайте на их плечи такую непосильную в их возрасте ношу как Ваше «доверие» к их самостоятельности, которым многие родители прикрывают собственное безразличие и лень. Но в то же время не считайте, что Ваш жизненный путь – это и путь Вашего ребенка. Говорите с ними. Они удивительные.

А учителям? Могу только пожелать благодарных учеников и все-таки настоящего повышения зарплаты в 3–4 раза, а не на 10–15%. А еще – любить свою работу, вкладывать в нее душу, понимать всю ответственность. Ведь в нашей профессии работать плохо – это преступление. Ошибки учителей не так видны, как ошибки врачей, но расплачиваются за них всю жизнь. И помоги Вам Господи!

 

Беседовала Серафима СМОЛИНА

 

 

 

МУДРОСТЬ ||
Наша обязанность


    

   Расскажу вам один вчерашний случай. Шли мы мимо вашего храма. У вас еще не кончилось Всенощное бдение; мы обрадовались этому – подошли к церкви и увидели великолепное освещение вашего храма и услышали стройное ваше пение. Как это хорошо, по-христиански, по-православному; <…> Но послушайте, что мы тут же увидели. Не могу умолчать об этом. Когда взрослые с благоговением стояли и молились в церкви, в это время малые дети безчинничали, бегали, смеялись около церкви, а из видевших это ни у кого не нашлось ревности вразумить, унять их, вступиться за славу Божию <…> Это нехорошо, не по-христиански; не так должны вести себя дети православных родителей.
     И мы это терпим, и мы это допускаем, и мы на это смотрим равнодушно, и нам дела нет до этого. Будьте внимательны к подобным случаям. Мы сами безчестим Бога, когда не останавливаем других безчинствующих, мы сами оскорбляем Бога, когда позволяем им при себе говорить или делать оскорбительное для Бога.
     «Не наше дело», – вы говорите обычно. Нет, слушатели, наше дело, наша обязанность, наше существенное дело, наша священная обязанность – останавливать и вразумлять безчинствующих. Я еще скажу: мы сами безчестим, оскорбляем Бога, когда допускаем других делать и говорить что-нибудь безчестное и оскорбительное для Бога. Особенно мы грешим, тяжело грешим перед Богом, когда не останавливаем, не вразумляем детей безчинствующих, неблагоговейно стоящих за божественной службой во храме Божием.


Протоиерей Родион ПУТЯТИН
Из проповеди в день св. пророка Илии


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник