ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СВЕТ МИРУ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Когда Христос с нами, кто против нас?!

 

Окончание. Начало см. в № 14 (38)

 

Но есть монашествующие, и таких немало, которые чувствуют дух времени и имеют решимость не принимать документы и номера. Таким, я знаю, был иеромонах Игнатий. Отче, расскажите немножко о нем.

– 21 декабря 2009 года в автомобильной катастрофе погиб иеромонах отец Игнатий (Лебедев) и регент его храма раба Божия Елена. Они ехали на епархиальное собрание, но была очень сильная метель… Мы уходим из этого мира в основном по двум причинам. Когда Господь видит, что душа уже готова для Царствия Небесного, то призывает человека, сколько бы лет ему не было. И наоборот, когда Господь прозревает, что, живи человек на земле еще 10, 20, 30 или 50 лет, – он ко Христу не приблизится. Несомненно, отец Игнатий был призван в светлый удел, потому как вся его жизнь была путем к Тому, Кто есть Истина. Батюшка был прекрасный аналитик, трезво смотревший на вещи и никогда не позволявший эмоциям взять верх над духом разума. Он был настоящий монах, умело сочетавший труд и молитву. В последние годы жизни отец Игнатий добился того, чтобы с его храма сняли ИНН. Потом он отказался от паспорта. И, наконец, его вызвал Владыка. Готовясь к этой встрече, батюшка написал объяснительную, которую Владыка долго и внимательно изучал, затем положил ее в стол и сказал: «Потом разберемся, а пока – служи». С этим «пока» отец Игнатий и ушел в Вечность. Ему было 37 лет. И он был в два раза моложе меня, но это не мешало нашей духовной дружбе, потому как мы были единомышленниками. <…>

 

– Отче, что есть смерть в православном понимании?

– В своем уединении однажды я задал этот вопрос замечательному русскому человеку, несшему подвиг сельского врача более 30-ти лет и, несомненно, видевшему в своей жизни сотни смертей. Понимая, что вопрос этот не ради праздного любопытства, он глубоко задумался, а затем ответил: «Не знаю». Это ответ мирского человека, воспринимающего смерть как биологическое прерывание жизни на земле. Но для православного христианина смерть есть прежде всего факт духовный. Собственно, мы всю жизнь готовимся к этому моменту, т.е. исходу души из тела и соединению ее со Христом. И здесь все зависит от нашего завета с Господом.

 

– Спаси Господи. А что такое страх Божий?

– На этот вопрос я постараюсь ответить словами аввы Дорофея. В своих поучениях он отводит страху Божиему главу четвертую, где пишет, что есть два страха: один – первоначальный, второй – совершенный. Первоначальный свойственен начинающим быть благочестивыми, т.е. всем нам. Другой же – страх святых, достигших в меру совершенной любви. К примеру, кто исполняет волю Божию по страху мук, – тот еще новоначальный, потому как он делает добро не ради самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию уже не по страху наказания, но потому, что, вкусив сладости пребывания с Богом, он боится отпасть, боится лишиться благодати Божией. И далее авва Дорофей пишет, что этот страх совершенный вон изгоняет страх первоначальный. А заканчивается глава такими словами: «И, однако же, невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как через страх первоначальный.

 

– Но есть и ложный страх или, как говорят святые Отцы, малодушие…

– Малодушие – это упование на мир внешний, это незнание Христа, это слепота духовная или отсутствие веры, ее искренности, сердечности, жертвенности.

 

– Отец Глеб, а каково Ваше видение: в России будет голод или война?

– Голод всегда создается искусственно. А война – тем более. <Думаю>, и то и другое будет попущено русскому народу во прощение грехов наших. Ведь все святые Отцы писали, что в последние времена люди будут спасться исключительно скорбями. Скорее всего, одна из причин будет та, чтобы заставить русский народ принять электронные карты.

 

– А какие могут быть гонения на православных христиан в ближайшем будущем?

– А разве сегодня нет гонений? Они всегда были и никогда не прекращались. В советское время православных держали в психушках или ссылали в места отдаленные. И сегодня сажают за исповедание веры православных людей, имеющих мужество мыслить и говорить правду, так как государственные органы не всегда идут на разумный диалог с верующими людьми.

 

– Многие православные боятся бедствий, грядущих войн и иных катаклизмов. Что можно им посоветовать?
– Мы Христа ждем, чего нам бояться-то? А вот подготовиться к этой встрече необходимо. Надо Христа в нашей обыденной жизни поставить на первое место, во главу угла. А то ведь Он у нас, в лучшем случае, обретается на десятом месте. Ведь если с нами что-то случится, то мы в первую очередь не на молитву становимся, а, засучив рукава, сами принимаемся решать наши проблемы. И милость Божия отступает, а мы, быстро израсходовав все свои силы, остаемся ни с чем. Тогда только мы вспоминаем о Христе.

 

– А как бороться с малодушием?

– Необходимо укреплять в себе веру, т.е. все переадресовывать Христу, все упование возложить только на Него. Ну а когда Христос с нами, кто против нас?!

 

– Сегодня многих волнует такой вопрос: надо ли уезжать из городов на жительство в деревни, по крайней мере – из больших городов?

– Не могу сказать ни «да», ни «нет». Это уж как у кого сложится. Но знаю только одно, что время наше – свидетельское. И нам не в пустыню бежать надо, а готовить себя к тому, чтобы со Христом в сердце взойти на Голгофу. Ведь Господь подал нам пример, и у нас сегодня нет иного пути, как только сораспяться. А для этого надо обрести Христа в сердце. А как? Как можно меньше уповать на мир внешний. Христос на первом месте во всем, только Христос и ничего, кроме Христа. А мы, к сожалению, с головой окунулись в мир окружающий и хотим, чтобы Господь создал храм в нашем сердце, в котором нет ничего, кроме мелких страстишек – спеси, надменности, высокомерия, болезненного самомнения и т.д., т.е. всех сателлитов гордости. Вспомните, как Иисус говорит иудеям: Вы от нижних есте, Аз от вышних есмь: вы от мира сего есте, Аз несмь от мира (Ин. 8, 23). <…>

 

– Хотелось бы задать еще такой вопрос: а нужно ли говорить об угрозах, которые несет принятие электронных документов, чипов, и, если нужно, то как это делать?

– Самим не навязываться, но если спрашивают, то отвечать надо с полным сознанием дела.

 

– Но ведь оружие христианина – это пост и молитва, а не открытые действия протеста…

– Согласен. Но наравне с постом и молитвой необходимо свидетельствовать истину во всех областях человеческой жизни: в политике, экономике, культуре. Иначе смирение наше будет не чем иным, как безволием, соглашательством и попустительством злу. Поэтому не только нельзя принимать эту антихристианскую систему, но и молчать нельзя. Ведь свт. Григорий Богослов писал: «Молчанием предается Бог». Поэтому пассивность и молчание перед лицом зла – это есть соглашательство с ним.

 

– Спаси Господи, отче. Что бы Вы хотели сказать в завершение нашей беседы?

– В XX веке мы настолько были подвержены материально-заземленной идеологии мира сего, что, поменяв ее на Христа, мы и Христа восприняли как идеологию. Т.е. ходим в храмы, пишем записки, покупаем свечи, иногда постимся, как можем, конечно, иногда и рублик положим в кепку нищему… Казалось бы, все делаем правильно: крестим, венчаем, отпеваем… А Христа, к сожалению, не знаем. Не носим Его в сердце своем, хотя и считаемся христианами. Вот свт. Феофан Затворник писал: «В сердце – жизнь, там и жить надо». А обычно слышу от духовенства: «Да, мы знаем, что жить надо сердцем, но как в него войти?» Ну, у святых Отцов это целая наука. А если сказать в двух словах, то как можно меньше думайте о мире внешнем – о бамперах, о коробке передач, о зимней резине и т.д., а больше пекитесь о внутреннем своем. Тогда и войдете в сердце. В Евангелии от Луки, глава 18-я, стих 8-ой, Иисус говорит: Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле. Т.е. Христос, Которого мы ждем с минуты на минуту и Который уже не при дверех, а уже в дверях, явившись, не найдет веры среди нас – современных христиан. Так как же мы собираемся спастись? Авраам оправдался верою, а мы чем оправдаемся? Вспомните, апостол Петр пишет: Праведник едва спасается (1 Петр. 4, 18). А мы что – лучше праведников? Поэтому обращаюсь ко всем, кто меня сейчас слышит: проснитесь! Умоляю вас, проснитесь! Ведь без Христа в сердце мы в Его Царствие не войдем. Сбросьте маску своего самообольщения и своей богоугодности и трезво взгляните правде в глаза, пока еще есть время. Аминь.


Подготовил
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

По материалам фильма-беседы с
монахом Глебом «Верою жив человек»,
2011 год (http://video.yandex.ru/users/ vostin-alexandr/view/4).

 

Публикуется с сокращениями

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 |||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник