ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ТАКОЙ СОБОР ВМЕСТО ЛЕЧЕНИЯ ОТКРОЕТ НОВЫЕ РАНЫ НА ТЕЛЕ ЦЕРКВИ»

 

 

В прошлом номере мы уже писали о том, что в начале ноября Санкт-Петербургская Духовная академия присвоила степень доктора богословия honoris causa митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву). Сегодня мы продолжим рассмотрение прозвучавшего на церемонии вручения докторской степени доклада митрополита Илариона «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви» в свете церковных канонов и святоотеческого наследия.

 

В начале выступления митрополит Иларион с сожалением отметил, что, по его мнению, тема грядущего «святого» и «великого» собора необъективно освещается в православных СМИ: «С темой подготовки Святого и Великого Собора подчас связаны различные недоумения, а порой и прямые спекуляции в определенных кругах. Некоторыми маргинальными СМИ развернута настоящая кампания против созыва Собора».

Далее митрополит Иларион конкретизирует, кто и как проводит эту неприятную для него кампанию. «Существуют интернет-сайты, – говорит он, – где размещается дезинформация по различным аспектам, связанным с предсоборным процессом. Приводятся цитаты из высказываний Святых Отцов, прозвучавших некогда по другим поводам и произвольно вырванных из контекста».

Конечно, трудно определенно сказать, какие именно сайты имеет в виду митрополит Иларион. С цитатами же из высказываний Святых Отцов проще, т.к. их немного. Нас не затруднит привести эти святоотеческие изречения для того, чтобы читателю стало ясно, о каком соборе пророчествовали Старцы и кто на самом деле вырывает цитаты из контекста и дезинформирует православных.

 


Преп. Нектарий Оптинский

 

Вот, например, высказывание преподобного и богоносного отца нашего Нектария, Старца Оптинского. Отвечая на вопрос о возможном объединении Православной Церкви с католической, он говорил: «Нет, это мог бы сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет. Было Семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа – семь. Число будущего века – восемь. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности» (Павлович Н.А. Записки об о. Нектарии // Литературная учеба. 1992. Кн. 4. С. 7).

Из этих слов святого прозорливца видно, что грядущий «великий» и «святой» собор никак не может претендовать на звание Вселенского и не имеет ни малейшего права что-либо менять в церковных правилах, установленных Семью Вселенскими Соборами.

 


Преп. Кукша Одесский

 

Вот еще высказывание касательно предстоящего собора, принадлежащее подвижнику и исповеднику нашего времени преподобному Кукше Одесскому. В середине XX века в письме к своим духовным чадам он писал: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это и будет тот самый „восьмой собор“, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!»

Напомним и темы предстоящего Всеправославного собора:

1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.

2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.

3. Процедура признания статуса церковной автономии.

4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.

5. Установление общего календаря праздников.

6. Правила и препятствия для совершения Таинства Брака.

7. Вопрос поста в современном мире.

8. Связь с другими христианскими конфессиями.

9. Экуменическое движение.

10. Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

Как видим, преподобный Кукша в своем пророчестве говорит о пунктах с 5-го по 9-й. На настоящий момент его слова исполнились еще не полностью, а только частично, но если заявленная повестка грядущего собора совпадает с той, которую назвал Старец, значит и вопросы, о которых он упоминал, могут быть решены в соответствии с его пророчеством, т.е. в угоду обновленцам и экуменистам.

 


Преп. Иустин Сербский

 

Еще существует записка великого сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) (Посев и Жатва. Белград, 2007), где он основательно разбирает все «за» и «против» предстоящего собора, предтечами которого были Константинопольский Всеправославный конгресс 1923 года, Международный форум на острове Родос в 1961 году и последующие предсоборные мероприятия.

Приведем выдержки из записки преподобного Иустина Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви. «Вопрос подготовки и созыва нового „Вселенского Собора“ Православной Церкви не нов и не из последних в нашем веке истории Церкви. Этот вопрос был уже поставлен при жизни несчастного Патриарха Константинопольского Мелетия Метаксакиса, известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии на его так называемом „Всеправославном Конгрессе“ в Константинополе в 1923 году…».

Тогда же был определен и перечень вопросов для соборного обсуждения, который почти слово в слово совпадает с вышеуказанными нами темами. И какую же оценку дает им сербский Златоуст XX века? – «В данный момент не существует ни одной серьезной и неотложной темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви».

Далее преп. Иустин приводит примеры предыдущих Вселенских Соборов и доказывает, что единственной законной темой предстоящего собора могло бы стать обличение и осуждение современных лжеучений и расколов, раздирающих Церковь Христову. «Историческая реальность очевидна: святые и Богом созванные Соборы Святых Отцов всегда имели перед собой один или самое большее два-три вопроса, остро поставленных им великими ересями и расколами, извращавшими Православную веру, раздиравшими Церковь и серьезно грозившими опасностью для спасения человеческих душ, спасения православного народа Божиего и всего творения Божиего, – пишет Святой и далее особо подчеркивает, – поэтому Вселенские Соборы всегда имели христологический, сотериологический, экклесиологический характер, т.е. их центральной темой – единственной темой и главным благовестием – всегда был Богочеловек Иисус Христос и наше спасение в Нем, наше обожение в Нем».

«Это истинно-православная, апостольски-святоотеческая тематика Церкви Богочеловека во все времена, прошедшие, настоящие и будущие, – продолжает он. – Она одна только может быть предметом и возможного будущего Вселенского Собора Православной Церкви, а не схоластически-протестантский каталог тем, который не имеет никакой существенной связи с духовным опытом и духовной жизнью векового апостольского Православия, а является рядом сухих гуманистических теорем. Вечная соборность Православной Церкви и всех ее Вселенских Соборов состоит во всеохватывающей Личности Богочеловека Господа Христа. С этой центральной, всеохватывающей, православно-соборной темой и реальностью, с этой единственной Богочеловеческой тайной и реальностью, на которой строится и держится Православная Церковь Христова и все ее Вселенские Соборы, и вся ее историческая реальность, следует и сегодня выступать перед небом и землей, а не со схоластически-протестантскими гуманистическими темами, с которыми выступают Константинопольские или Московские церковные делегаты и делегации, которые в этот горький и критический исторический момент держат себя как вожди и представители Православной Церкви во всем мире».

Далее Преподобный задается законным вопросом: кого представляют на предсоборных конференциях и совещаниях делегаты из Константинополя и Москвы?
«Константинопольская иерархия почти на всех всеправославных собраниях состоит, главным образом, из титулярных митрополитов и епископов; из пастырей без паствы и без конкретной пастырской ответственности перед Богом и перед своей живой паствой», – справедливо замечает он.

 

Окончание см. на стр. 5.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник