ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О «КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ»

 

 

Намеренье издающего эту книгу
состоит в том, чтобы утвердился
в голове читателя порядок всего.

Н.В. Гоголь. «Размышления
о Божественной Литургии»

 

1. «НЕОБЫЧНОЕ»
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ

 

В православных книжных и интернет-магазинах распространилось официальное церковное издание – так называемое «Последование Крещальной Литургии», изданное Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом (ПСТБИ) в 2002 году по благословению Патриарха Алексия II. Правда, сам Святейший Патриарх подобного чинопоследования никогда не совершал и вряд ли мог внимательно с ним ознакомиться.

«Последование» составлено на церковно-славянском языке и, как явствует из его названия, объединяет два чина – Крещения и Божественной Литургии. Большая часть текста представляет собой крупные, объемом до нескольких страниц выкопировки из Требника и Служебника. Однако это не лишает «Последование» множества нелепостей и противоречий.

Издание нового чина сопровождается «Исторической справкой». В ней авторы пишут: «Совершение Крещальной Литургии в наши дни многим может показаться чем-то необычным» (с. 109).

Действительно, ни в наши дни, ни в течение тысячи лет после Крещения Руси подобного богослужения в Русской Церкви еще не совершалось. Более того, ничего аналогичного предлагаемому чину не составлял никто из святых церковных Учителей-литургистов Вселенской Церкви: ни свт. Василий Великий, ни свт. Иоанн Златоуст, ни свт. Григорий Двоеслов.

В богословской науке не существует даже такого понятия – «Крещальная Литургия». Ее никогда не изучали ни в одной из Духовных семинарий (быть может, изучают в ПСТБИ, где этот чин был изобретен). Этот термин представляет собой новообразование XX века, нелепый неологизм.

Рассматриваемое модернистское чинопоследование является не просто «чем-то необычным», но совершенно невежественным и безграмотным с точки зрения православной литургической традиции.

Несмотря на это, данным «Последованием» уже руководствуются в практической деятельности отдельные епископы и священники (в частности, в домовом крестильном храме московского прихода храма свт. Николая в Кузнецах). Создается впечатление, что никакому серьезному критическому обсуждению этот текст никогда не подвергался. Быть может, поэтому новосочиненный литургический чин воспринимается многими как «нормальный», «традиционный», «православный» (да к тому же, если верить авторам, «благословленный»!).
К сожалению, более внимательное знакомство с данным «Последованием» показывает, что это вовсе не так.


2. ОТСУТСТВИЕ АНАЛОГОВ
«КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ»
В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

 

Евангелие свидетельствует, что Таинства Крещения и Евхаристии были установлены Господом Иисусом Христом. При этом ни в одном месте Нового Завета не говорится явно о совместном проведении этих божественных священнодействий. Вероятно, поэтому авторы рассматриваемого чина «Последования Крещальной Литургии» не пытаются обосновать его законность ссылками на Священное Писание.

Это неудивительно, поскольку даже к месту совершения данных Таинств предъявляются разные требования. Действительно, для осуществления Крещения нужен Иордан – место, где много воды (Ин. 3, 23). Для проведения Тайной Вечери ученикам Христовым потребовалось найти горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14, 15).

Это евангельское установление как первообраз легло в основание истории всех Поместных Церквей. Для Крещения киевлян хорошо подходил Днепр, а для Причастия новопросвещенных русичей потребовалось строительство собора святой Софии.

 


Иерусалим. Водосборник при источнике св. Филиппа,
место крещения Апостолом эфиопского евнуха.
Современный вид

 

Безспорно, апостолы и крестили, и проводили хлебопреломление. Но в Книге Деяний ни разу не говорится об одновременном проведении этих великих Таинств. Так, темничный страж в Филиппах был крещен Павлом и Силой, но не причащен немедленно после того: И крестися сам и свои ему вси абие; введ же я в дом свой, постави трапезу и возрадовася со всем домом своим, веровав Богу (Деян. 16, 33–34). Мы видим, что трапеза (вполне возможно – евхаристическая!) была устроена после того, как от места своего Крещения хозяин привел апостолов в свой дом, на что требовалось какое-то время.

Заведомо нелитургическим было Крещение апостолом Филиппом эфиопского евнуха: И снидоста оба на воду, Филипп же и каженик, и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика; Ангел же Господень восхити Филиппа, и не виде его ктому каженик, идяше бо в путь свой радуяся (Деян. 8, 38–39). Ангел Божий не допустил евхаристического продолжения таинства Крещения.

Подобных примеров в Деяниях святых Апостолов можно найти немало. Прообразов же «Крещальной Литургии» в Священном Писании мы не встречаем.

 

3. ОТСУТСТВИЕ
ИСТОРИЧЕСКИХ АНАЛОГОВ
«КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ»

 

Авторы нового чинопоследования пишут о Крещении: «Соединение этого Таинства с Литургией было нормальной, ординарной практикой в древности» (с. 109). «В подтверждение» этой мысли они упоминают ряд свидетельств из древних церковных источников.

Однако эта аргументация основана на лжи. Говоря о существовании в древности единого крещально-литургического чинопоследования, авторы обманываются сами и вводят в заблуждение читателя. Все подобранные ими цитаты говорят не о том, будто Крещение в древности совершалось на Божественной Литургии или во время Евхаристической службы – но о том, что после Крещения новые члены Церкви впервые участвовали в таинстве Тела и Крови Христовых.

1) «Дидахэ»: «Молитвы во время Евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения Крещения» (с. 110).

Итак, сперва описывается Крещение, а после – Евхаристия.

2) Св. мученик Иустин Философ: «После того, как умоется (т.е. примет святое Крещение) таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание… Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина» (с. 110).
Очевидно, что Крещение совершается не на «Крещальной Литургии», но евхаристическое собрание устраивается после того, потом.

3) «Апостольское предание», в котором описание чина Крещения завершается фразой: «Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это (крещальный обряд), они не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же (то есть после завершения крещального обряда) диаконы пусть принесут епископу приношение, и он пусть совершит Евхаристию» (с. 110).

Здесь также ясно говорится о начале литургического служения после завершения крещальных молитв.

 


Сионская горница – место, где проходила Тайная Вечеря
Современный вид

 

Поразительно то, что буквально все приводимые авторами исторические примеры не подтверждают, но опровергают их аргументацию. Мы видим, что и «Дидахэ», и святой Иустин Философ, и «Апостольское предание» описывают последовательное и раздельное совершение двух Таинств, в то время как авторы чина «Крещальной Литургии» смешивают их воедино. Этого смешения древняя Церковь не знала, о чем и говорят свидетельства ранних христианских писателей.

Безспорно, многие исторические упоминания о совершении Таинств в древней Церкви говорят о связи между Крещением и последующим предстоянием на первой Божественной Литургии, как это описано в «Corpus Areopagiticum»: «В заключение же (по завершении) всего чинопоследования иерарх призывает крещаемого к святейшей Евхаристии» (с. 110).

Но авторы «Крещальной Литургии» не смогли назвать ни одного (!) исторического примера чинопоследований, объединяющих воедино два великих Таинства. Все приведенные ими цитаты из Евхологиев и Требников подтверждают совершенно иную мысль – что после Крещения и Миропомазания новопросвещенным следует причаститься за Божественной Литургией.

Так, в Большом Требнике содержится следующее указание: «Святое Крещение прежде Божественныя Литургии должно быти, да причастится отроча на Литургии» (с. 111).

Какой странной логикой надо руководствоваться, чтобы прокомментировать эту фразу так: «Иными словами, совершение Крещальной Литургии прямо предписано ныне действующими богослужебными книгами!» (с. 112).

На самом деле, данное заключение авторов прямо противоречит указанию Большого Требника. Требник предписывает священнику прежде совершать по чину Таинство Крещения, а потом по чину совершать Божественную Литургию.

Из приведенного авторами исторического обзора однозначно вытекает следующий вывод: аналогов и прототипов «Крещальной Литургии», проводимой в ПСТБИ, Православная Церковь в древности не знала.

 

 

Окончание см. на стр. 7.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник