ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ДУХОВНАЯ ТРАПЕЗА СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Мои мысли и размышления

 

Краткое описание путешествия по святым местам и
вызванные им размышления по религиозным вопросам

 

 

Продолжение. Начало см. в № 23 (47).

 

 

Имя Григория Ефимовича Распутина неотделимо от подвига святой Царской Семьи – Государя Императора Николая II, Государыни Императрицы Александры Феодоровны и их чад. При жизни царский друг был оклеветан и принял мученическую кончину; и по смерти, по сей день, на него возводится напраслина, причем, к сожалению, порой и со стороны верующих людей.

Мы публикуем воспоминания Григория Ефимовича о паломничествах по святым местам и навеянные ими размышления в надежде, что кому-то они помогут пересмотреть свое отношение к этому человеку. Воспоминания написаны простым языком, но в них отражено благочестивое настроение души автора, благоговение, глубокая вера и убежденность в истинности Православия.

 

ИЕРУСАЛИМ

 

Повели нас на патриарший двор, стали умывать ноги. Боже, какая восстает в уме картина! Умывают ноги, утирают полотенцем, и полились слезы у верующих, все изумлены глубиной поучения, как нас учат смиряться. Что я здесь еще опишу? Боже, смири нас, мы Твои!

Вот усадили нас рядами и наставили Старого Завета кувшины иудейские, так в душе и восстает Тайной Вечери беседа! С нее начались великие события, и был первый намек ученикам о расставании с ним. Велики страдания, велика любовь Твоя за нас, Сокровище наше, не гневайся на нас – мы не можем быть без Тебя.

Повели нас ночевать. По нотам пели у гроба акафисты и на Голгофе. Боже, какая отрада! Так сердце трепещет от умиления и слез! Потом утром, в 12 часов – Обедня, и запели Пасху. Тут я посмотрел вокруг и сказал: «Рай земной, не отступи от меня, будь во мне!»

Тут, в пещере Воскресения, Крест Царя Константина и матери его Елены, которые, как говорится в истории, нашли три креста, и Господь указал, на котором был Он распят.

Запели все «Кресту Твоему поклоняемся…» Крест Твой во ограждении чудес послужил. Крест с нами, яко и Бог в нас.

Еще в храме Воскресения против арабского алтаря, могила Никодима, который строил гроб себе, а положил Господа. Вот он ранее делал добрые дела и удостоился великого таланта.

Никогда не бойся делать добро, и за добро всегда попадешь в честь – это бес так устраивает, чтобы ты был фарисей, а не уподобился и не был как Никодим, – вот вся роль беса. Но делай, делай, и венец твой и покой получишь.

Сколько в храме Воскресения престолов! Всех языков престолы христиан, все на разных языках молятся. <…>

Боже, спаси и помози!..

Повели нас к Успению, где Гроб Царицы Небесной; шли мы дорогой, и вели нас кавасы (жандармы, или полицейские в Турции. – Примеч. ред.) с факелами, и толпа народа со страхом, и разные прокаженные по дороге – все, как бывало во времена Спасителя, и прокаженные также кричат: «Подайте паричку (красную смородину. – Примеч. ред.)».

Видели дом Иуды и Пилата, они недалеко друг от друга – соседи, и теперь о Пилате неизвестно, а Иуда – пример всех недостатков. Достигли с толпой пещеры Божией Матери, и вся толпа запела: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила…» – тропарь Успению Богородицы, и прикладывались к Ее гробу, и все пели, и наслаждались Ее радостью, что Господь Ее Тело взял к Себе.

Посмотрели и опять представили себе, что здесь было, где небесная сила взяла пречистое Тело Ее. Господи, не оставь нерадивых!

Тут же у Нее в пещере и Иосиф похоронен, как говорится в истории; здесь Старец почивает. Великий Старче! Моли Бога о нас.

Повели нас к Красным воротам, где Господа в последний раз осудили. О, как посмотришь, что такое суд?! Кто ежели страдал, всякий про него скажет: нет, вот за то его и преследуют; ах, мне-то еще мало этого; но за то, за что говорят, теперь невинен, а ранее согрешил; но Господь ни теперь, ни прежде не грешил!

Достигли Гефсимании, где Господь нередко беседовал со своими учениками до Его тяжелых вздыханий и молений о чаше смертной. Поклонились недостойные тому месту, где мы Его окровавленными слезами оплаканы и облиты Его кровью; как посмотришь, что мы здесь, на том самом месте, где Он молился; вся толпа всколыхнулась, кто плачет, кто глубоко вздыхает, у всякого слезы текут. Камень этот в стене и теперь облит кровью Спасителя, вот это место поневоле научит молиться. Его подвиг у верующих всегда перед глазами, а когда видишь то место, где Спаситель стоял, и знаешь, что в Гефсиманском саду слезы Божии текли реками, то боязно ступить на землю, всякий камешек свят – описать этого невозможно. Боже, спаси и помилуй нас в сердце Своем!

Тут же, выше, видим, где ученики спали на камнях, и Господь приходил их будить не раз, а мы почиваем вечно во сне и во зле. Господи, пробуди нас!

Пошли выше и слышим звон колоколов.

 

О БЛАГОДАТИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

 

О, какое ожидание Благодатного Огня, как томятся все богомольцы до Крестного хода! Более суток ожидают этого Благодатного Огня. Тысяча народов и множество наций. Многие плачут, а арабы хлопают в ладоши, скачут и что-то поют в исступлении; кругом войска турецкие и кавасы. Приходит главная минута: Патриарх раздевается, остается в одном белье и входит в Кувуклию, где Гроб Христов...

Народ со слезами и сильным напряжением ожидает, когда Патриарх выйдет с Огнем... Вот он выскакивает, неся Огонь, и бежит в храм Воскресенья, зажигает свечи неугасимые, а потом выходит к народу, и от его пучка свеч зажигают свечи и поклонники, с большим рвением, все вне себя от радости и не чувствуют утомления, жгут свечи пучками; тридцать три свечи. В лице поклонников пылает чрезвычайная радость, но большой шум по всему храму. Во всех частях храма и во всех пределах люди набрались радости и наполнились благодатью вместе с зажжением свеч от Благодатного Огня. Некоторые повезли Огонь домой, а другие только обожгли свечи, до трех раз зажигали и гасили. Дивное событие совершилось и совершается. Боже, дай память, чтобы не забыть такое обновление!

Как приятно быть во Святой Земле, не посетить ее с верой нельзя, там пробыть можно хоть немного, три месяца, и то увидишь всю святыню. А в три месяца не осмотришь, то хоть год проживешь, ничего не увидишь, если ты лентяй здоровый. Бог ленивых не слышит, и века проживешь – да ничего не узнаешь, а узнаешь – да не оценишь. Святыня любит страх. Для Иерусалима нужно побывать везде раз только: посетить все места и оценить. Дома, при своих работах и трудах, перенестись духом к Гробу и к прочим местам святыни. Первый раз непонятная для тебя радость является, а во второй раз начнем хулить, и безверье в нас вкоренится. Кто не бывал, попросит тебя, съезди за послушанье и расскажи ему с трепетом, как много ошибок там для молодых послушников и послушниц. Монахиням бывает очень трудно, лучше бы их не отпускали, громадный соблазн, очень враг завидует, и из них делаются многие приживалками и торговками святыни, бегают, говорят: «У нас батька святой», и записывают вас. Вино продают – «ракичку на паричку» и пьют его, потому что дешево. Это более делают чернички афонские (келиоты); поэтому нельзя черничками туда ездить, большая часть их помимо Иерусалима живет, объяснять не полагается, а кто был там, тот знает.

Побыл на Иордане, пели тропарь «Во Иордане крещающуся…» и кондак, и погрузились в воды Иорданские. Поглядели на пустыню Иорданскую, где спасалась Мария Египетская. На том месте, где Ты, Господи, крестился, все погружаются в воду и думают о разрешении грехов. Большая вера у толпы. Множество наций с трепетом бегут на Иордан для избавления от грехов. Господи, как душа ищет покоя, ей и расстояние нипочем! Много тысяч из конца в конец земли переносятся телом и душой, чтобы очищение найти. Боже, очисти нас в Своих водах Иорданских! Тут и Мертвое море посмотрели, наказание Божие на нем, объял нас страх и ужас. Как Господь разгневался на беззаконье людей: виднеются одни воды, никакое животное, ни насекомое не живет в них, а уж рыбы совсем нет, и смотрим, и плачем. Горе нам! Бог города не пожалел. Господи, пощади нас, постереги на день Суда Своего!

В этой же пустыне послал Бог Елисею благодать. Место, где Илия взят на небо, указать невозможно; вся пустыня Иорданская полна событиями. Растительности в ней мало. Иордан – речка небольшая, обросла кустарниками и мелким лесом, купальни нет, просто с берега купаются.

В окрестностях много монастырей. Как Иоанн Предтеча и другие подвижники из библейских сказаний совершали подвиги постом и безмолвием, так и потом около Иордана жили иноки, только греки все искалечили, но сама пустыня в сердце остается.

 

Григорий Ефимович
РАСПУТИН

Мои мысли и размышления.
Петроград, 1915 г.

 

Продолжение следует

    

      

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник