ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ | «БЛЮДИТЕ УБО...» | СТРАНИЦА 8 |
Окончание. Начало см. в № 1 (49).
Выше мы коснулись писаний архимандрита Софрония. Тут изменить что-либо уже невозможно, так как автор преставился в мир иной. Можно лишь предостеречь здравствующих православных христиан от духовной опасности, которую они в себе таят. Но И. Дутов, слава Богу, жив, и в качестве конструктивной критики, с учетом его пожеланий, хотелось бы коснуться некоторых исповедальных моментов составленной им «Апологии…», в которых автор допускает высказывания, позволяющие определить, что он находится на ошибочном духовном пути.
«Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Отшельник пусть читает Отцов, соответствующих своему образу жизни; инок, живущий в общежитии, – Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании не был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов» (Аскетические опыты. Т. I. О чтении Святых Отцов).
Таково же учение о чтении святоотеческих трудов и Глинских Старцев. Например, к одному из них – схиархимандриту Андронику (Лукашу), недавно прославленному в лике Преподобных, однажды подошел послушник и говорит:
– Батюшка, благословите меня читать «Добротолюбие».
Старец, благословляя его, ответил:
– «Жития святых», «Жития святых».
Почитал этот послушник «Жития святых» и через какое-то время снова обратился к Преподобному с той же просьбой. Но ответ Старца был прежний. Отсюда видно, что для чтения святоотеческих книг, повествующих о высоких духовных состояниях, необходим определенный духовный возраст. Преподобный Андроник видел, что монастырскому послушнику еще рано читать такие книги, и направил его на приличное его духовному уровню и устроению чтение.
Также и в знаменитой Оптиной Пустыни до революции строго соблюдалось правило, регламентирующее, кому и что дозволительно читать. Так, пятый том «Добротолюбия» разрешалось брать из монастырской библиотеки только иеромонахам, но не монахам без священного сана.
А И. Дутов, будучи мирянином, берется за чтение Святых Отцов, которые писали для пустынников и затворников, и при этом осуждает других, что они не следуют его примеру: «Автор [прот. М. Ходанов] не одобряет изучение „высочайших подвижников духа, наподобие святителя Григория Паламы, преподобных Симеона Нового Богослова, Григория Синаита“. Интерес к ним, по его мнению, возникает только в „горделивом и исполненном страстей уме“». Но, как мы показали выше, отец Михаил Ходанов разделяет точку зрения Глинских и Оптинских Старцев по рассматриваемому нами вопросу.
Конечно, мы сами не без немощи и греха, и нам следовало бы плакать о своих грехопадениях, а не заниматься разбором ошибочных мнений И. Дутова. Но так как, под воздействием темных сил, он принялся доказывать, что черное есть белое, то и мы вынуждены предостеречь читателей от язвы, коей поражен этот апологет неправоты.
В конце своей статьи И. Дутов обращается к протоиерею Михаилу Ходанову: «Отец Михаил, прошу прощения, за то, что мне не удалось обойтись без критики лично в Ваш адрес. Благодаря Вашей статье, я вновь и вновь перечитывал творения архимандрита Софрония и получил назидание и разрешение многих недоумений и преткновений».
Отсюда видно, что книга «Видеть Бога, как Он есть» является для И. Дутова руководством в духовной жизни, тогда как Церковь Христова советует руководствоваться на этом пути писаниями Святых Отцов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны Святыми Отцами вселенской Восточной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих». В сноске к этим словам Святитель делает такое пояснение: «При совершении Таинства Исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических? Требник». (Аскетические опыты. Т. I. Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучения). Таким образом, автора «Апологии…» понять можно: под угрозой находится его духовное делание, т.е. духовное стяжание, которое, как ему кажется, он приобрел, основываясь на писаниях архимандрита Софрония. Но согласиться с ним не представляется возможным. Его духовная ошибка заключается в том, что он начал строить дом своей духовной жизни не на твердом святоотеческом фундаменте, а на учении знаменитого современного подвижника, которое далеко не безспорно и не однозначно.
В начале своего ответа мы приводили слова святого апостола Павла об авторитетах в догматах. Хотелось бы еще раз обратить внимание на это важнейшее учение, для чего приведем исполненное духовной мудрости слово галльского Отца преподобного Викентия Леринского: «Блаженный Моисей пишет во Второзаконии: „Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец“, – то есть поставленный в Церкви учитель, которого ученики или слушатели его считают учащим как бы по откровению свыше, – что потом? „И представит тебе, – говорит, – знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе“, – указывается в некотором роде действительно великий и столько многосведущий учитель, что последователи его считают его не только познавшим человеческое, но могущим предузнавать и то, что выше человека, каковы были, как хвастают их ученики: Валентин, Донат, Фотин, Аполлинарий и другие, им подобные, – что далее? „И скажет притом, – говорит, – пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им“, – кто эти боги иные, если не заблуждения чуждые, тебе прежде неведомые, то есть новые и неслыханные? „И будем служить им“, – то есть поверим им, последуем им, – что наконец? „То не слушай, – говорит, – слов пророка сего, или сновидца сего“».
Далее Святой объясняет причину, по которой Бог попустил заблуждаться этому пророку. «Почему же, скажи, не воспрещается Богом учить тому, что Богом же воспрещается слушать? „Ибо, – говорит, – чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, – или нет, – от всего сердца вашего и от всей души вашей“ (Втор. 13, 1–3). Вот яснее дня стало, почему промысл Божий попускает иногда некоторым учителям церковным проповедовать разного рода новые догматы: „искушает вас, – говорит, – Господь, Бог ваш“!.. Итак, все истинно православные должны знать, что их долг вслед за Церковью принимать ее учителей, а не вслед за учителями покидать веру Церкви...»
Далее святой Викентий пишет: «Подлинно и истинно православен тот, кто к Церкви, кто к Телу Христову, кто к истине Божией привержен всей душой, кто выше Божественной религии, выше Вселенской веры ничего не ставит: ни авторитета, ни любви, ни дарований, ни красноречия, ни философии какого-нибудь человека, но, презирая все это и пребывая в вере твердым, постоянным, непоколебимым, считает долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем известно, что это с древности согласно содержала вся Церковь вселенская, а о чем узнает, что оно после вводится кем-нибудь одним помимо всех, или вопреки всем святым, как новое и неслыханное, то признает относящимся не к религии, но больше к искушению…» (О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики). Вот к чему должен стремиться каждый православный человек.
В заключение скажем несколько слов и о той линии, которой придерживается редакция газеты «Православный Крест» в своей журналистской деятельности. Благородный человек, даже если случится ему вступить в обсуждения какой-либо темы, не станет вести себя неприлично по отношению к оппоненту, но будет всегда и во всем верен заповедям Христовым, которые повелевают с кротостью и смирением наставлять заблудшего.
Напротив, человек страстный и горделивый, ради защиты своей неправоты, пойдет на любые оскорбления и даже богохульство. Изначально, когда И. Дутов прислал в нашу редакцию письмо, в котором просил опубликовать его статью в защиту архимандрита Софрония, мы объяснили ему причины, по которым отказали в публикации. Объяснили и то, что учение архимандрита Софрония по многим вопросам расходится со святоотеческим. Но И. Дутов в ответ на это публично назвал наше издание «православной желтой прессой», что свидетельствует о его непорядочности. А потому далеко неискренним видится последующий призыв «раскрывать проблему не в режиме жесткой критики, а в русле выхода из положения; не в разрушении, а в созидании».
Защищая труды архимандрита Софрония, сам автор «Апологии...» невольно признал, что его учение является негативным по отношению к истине. «Любое негативное явление в обществе следовало бы рассматривать как болезнь, – и искать пути исцеления, – а не как повод к расстрелу», – пишет И. Дутов.
На это можно ответить лишь одно: к расстрелу редакция «Православного Креста» никогда и никого не призывала.
Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)