|
|
|
Духовная мудрость
В духовном вертограде Богоневесты одним из величественных прозябений была мудрость; а землею, в которой хранился корень мудрости и сила этого духовного прозябения, было смирение; и <…> орудием к возделыванию земли смирения и к охранению ее от диких зелий была та же мудрость. Та, Которой надлежало сделаться Матерью смирившей себя Премудрости Божией, в совершенстве имела мудрость смиренную и смирение мудрое. Смирением охранялась Ее высокая мудрость от высокоумия и дерзости; а мудростию обрабатывалось Ее смирение так, чтоб в нем не было ничего низкого и чтоб оно было безпритворно, чисто и просто.
Заключим же из этого примера и для самих себя, что если желаем, чтоб вертоград душ наших процвел неувядающими цветами и принес плод жизни вечной, то должно подвизаться нам, чтоб иметь мудрость смиренную и смирение мудрое. Кто думает возрастать в мудрости без смирения: тот хочет, чтоб сад его рос без земли. А кто думает довольствоваться одним смирением без мудрости, тот хочет иметь землю необработанную, хотя, может быть, и тучную.
Что произвело столько разнообразных мнений об истине, которая есть одна, столько споров за мнения, столько заблуждений? Что произвело в философии секты, в Церкви – ереси, в гражданских обществах – возмутительных умствователей о преобразованиях, в Царстве Божием – безбожников между ангелами диавола? Что? Мнимая мудрость, мнимая, а не истинная именно потому, что ей не доставало смирения. Мнимые мудрецы земные вместо земли насаждали вертоград свой в воздухе, а диавол насадил его в огне, то есть легкомыслие и гордость вздумали сделать грунтом мудрости. Но если мнимая мудрость, без смирения, приближает к диаволу, то, напротив, удаляясь от мудрости, куда приближается человечество, разве к безсловесной природе?
Христианство есть премудрость Божия, в тайне сокровенная, юже предустави Бог прежде век в славу нашу (1 Кор. 2, 7), и в которой наше преуспеяние да будет во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки.
Святитель Филарет Московский
«Слава Богоматери»
|
|
|
|
|