ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 


Перед Крещением
Таинство Крещения, по учению Святых Отцов,
является дверью, вводящей уверовавших
во Христа в Его Святую Церковь

 

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 

ОСНОВАНИЕ СЕДЬМОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ ПОЛЬЗУЕТСЯ МЕТОДАМИ
ЕРЕТИКОВ И НЕ ИЩЕТ СОЗДАННОГО
ХРИСТОМ ЕДИНСТВА ИСТИННОЙ ВЕРЫ

 

Б) ЭКУМЕНИЗМ НЕ ИЩЕТ
ЕДИНСТВА В ИСТИННОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ

 

 

Господь Иисус Христос создал истинное, богоугодное и навечно скрепляющее единство в Своей Церкви. Оно достигается принятием с полной верой всех открытых Им нам догматических и духовно-нравственных истин. Искренне ищущие этого единства могут обрести и осуществить его, покоряясь вере (см.: Деян. 6, 7), однажды преданной святым (см.: Иуд. 17, 3), и потому малейшее уклонение от богооткровенной веры отделяет от богоустановленного единства.

Отчего же Святая Православная Церковь молится за каждым богослужением на Великой ектенье «о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех»? Конечно, она молится не о ересях, навсегда отсеченных от Христовой Церкви, ибо они никак не могут быть названы «святыми Божиими церквами». Прошение Великой ектеньи имеет иной смысл – призывать нас к молению о братском единении святых Поместных Православных Церквей <…>.

Что же касается отпавших от Православной Церкви еретиков и раскольников, их соединение с нею может мыслиться только как возвращение к истине, как присоединение к Православию. В своих богослужебных песнопениях Православная Церковь показывает, как надо понимать «соединение церквей». Так, например, в службе святому Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Безплотным Силам (8 / 21 ноября) в 1-й песне второго канона читаем: «Да возвеселимся со Ангелы днесь, человецы, духовне в радости: Гавриил бо паки ныне благовествует Церквей соединение и низложение всякия противныя ереси в памяти Архистратигов». Следовательно, объединение в Православной истине является плодом не компромиссов в вере, а отречения от всякой ереси, противной истинной вере. В Великом Требнике, богослужебном сборнике, употребляемом во всех Поместных Православных Церквах, ясно указано, каким образом должно совершаться присоединение к Православной вере обращающихся в нее инославных верующих – путем отречения от соответствующих ересей и заблуждений через утвердительные ответы на вопросы, которые ставят им православные священнослужители.

Употребляемые часто экуменистами Христовы слова да будут все едино (Ин. 17, 21) вовсе не означают, что в будущем из существующих заблуждений синкретическим способом должна образоваться некая новая «экуменическая церковь». Из филологического анализа выражения «Да вси едино будут» (в греческом оригинале – «iua pautez euwoi») явствует, что речь идет о пожелании в настоящее время (conjunctivus praesentis) и его нельзя переводить и толковать в будущем времени (futurum). Буквальный перевод гласит: «Дабы все были едино», т. е. пусть все верующие стремятся преодолевать препятствия к поддержанию единства в Православии. Это значит, что каждый верующий православный христианин должен стараться – в какое бы время он ни жил и в какой бы исторической обстановке ни находился – быть единым с Христовой Церковью, присоединяясь к исповедуемой ею Православной истине, т. е. к вере, однажды преданной святым (см.: Иуд. 1, 3), или, по выражению блаженного Феофилакта, «к правым догматам».

Такое единство в правой вере создано Самим Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Оно существовало на протяжении всех веков, начиная со святых апостолов и до наших дней, и будет существовать до конца мира. Оно совершается в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Оно есть Божие дело. Люди должны лишь содействовать ему, пребывая в полном послушании Церкви (см.: Мф. 18, 17) и в покорности истине (см.: 2 Кор. 13, 8; Гал. 3, 1). Среди смиренных Своих чад Бог творит чудо единения и единомыслия. Недаром Господь Иисус Христос молился Своему Небесному Отцу, дабы Он охранял верующих от разъединения, так чтобы все были едино (см.: Ин. 17, 20–21). Призыв Спасителя о единстве Церкви обращен не к земным организациям (вроде «Всемирного совета церквей»), ибо нельзя от разномыслящих ожидать созидания единомыслия, при том такого, какое существует в лоне Пресвятой Божественной Троицы; нельзя от непослушных Церкви ожидать созидания Богоугодного единства.

Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве вовсе не имеет в виду достижение единства между православными христианами и современными им еретиками, каковыми изобилует ВСЦ, объединивший около 300 исповеданий. Не об этом механическом лжеединстве молится Христос.

Христос, правда, говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и Один Пастырь (Ин. 10, 16). Но говорит Он это не о еретиках, которые были раньше во дворе Церкви, но самовольно покинули его и уже не хотят вернуться (ср.: 1 Ин. 2,19). По толкованию Святых Отцов, Христос говорит о язычниках, о неуверовавших вообще. Он их также приведет, т. е. введет их во двор Своей Церкви, ибо это люди, которые будут веровать не иначе, а так, как апостолы их научат.

Еретики стоят спиной к истине, а язычники обращены к ней лицом. Они ищут истину, тогда как еретики полагают, будто обладают ею и потому не ищут ее. Конечно, еретики, если захотят, могут вернуться во двор Церкви, но лишь путем искреннего покаяния и отречения от своей ереси (по чину Великого Требника). Но тогда они уже не будут еретиками, так как отвергнут свою еретическую веру и облобызают церковную веру, т. е. Православную веру Святых Апостолов и Святых Отцов Церкви.

Только таким способом уверовавшие во Христа иудеи и уверовавшие во Христа язычники, как и возвратившиеся в Церковь еретики, могут пребывать в одной овчарне и составлять едино стадо под Единым Пастырем – Христом.

Экуменисты злоупотребляют словами Христа об одном стаде и Одном Пастыре. Это одно стадо они представляют себе как всеобщее – включающее в себя и овец, и волков, т. е. и православных, и инославных. Более того – они даже мечтают о едином человечестве и трудятся над ним не в духовном, а в чисто секулярном и политическом смысле.

Данное стремление чуждо Евангельскому учению. Сам Спаситель решительно отвергает такое ошибочное понимание, говоря, с одной стороны, об одном стаде (см.: Ин. 10, 16), а с другой стороны, исключая из него неуверовавших иудеев, которым Он прямо говорит: вы не из овец Моих (Там же, 26). Но раз они – не из Христовых овец, то они из другого стада и, следовательно, принадлежат другому пастырю (ср.: Там же. 8, 44).

Итак, предельно ясно, о каком стаде и Пастыре говорит Спаситель. Это стадо – едино, ибо объединено единой правой Верой, одними Таинствами, одной иерархией (см.: Еф. 4, 5). Это стадо – едино, ибо покоряется Единому Пастырю душ (см.: 1 Петр. 2, 25) – Богочеловеку Христу, Искупителю душ наших (см.: Там же. 1, 19). Оно едино, ибо собрано в единой овчарне Истины – Православной Христовой Церкви.

 

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Продолжение следует

 

МУДРОСТЬ ||
«…И о соединении всех, Господу помолимся»

    

     Экуменисты любят подкреплять свою позицию изречениями из Священного Писания и других церковных источников. Основные из них – евангельское да будут все едино (Ин. 17, 21) и ектения «о соединении всех». При этом они считают, что другие т.н. «христианские церкви» находятся на пути вечного спасения и поэтому православным пора соединиться с ними. Но вот что писал по этому поводу преподобный Оптинский старец Амвросий: «Если бы римские первосвященники не впали в особливое похотение преобладания, то не враждовали бы на Православную Церковь по земным и страстным причинам. Также и лютеране, и вообще протестанты, если бы не недуговали особливыми похотениями чревоугодия и высокоумия, то не нападали бы на православных за соблюдение постов и покорность постановлениям Православной Церкви Христовой. Они забыли заповедь Самого Господа в Евангелии: „аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь“ (Мф. 18, 17). Сими словами с тем вместе определяется ясно забота и попечение православных в отношении иноверцев, кто бы они ни были.
     Но по закону любви Церковь наша молится о соединении Церквей, то есть об обращении иноверных еще при их жизни с той мыслью, чтобы Господь, имиже весть судьбами, обратил их к свету истины и привел на путь спасения. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, по недоведомым нам судьбам Божиим, то по смерти их Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с нею при своей жизни»
(«По вопросу о Церковном поминовении лиц, не принадлежавших к Православной Церкви»).
     То же имел в виду и свт. Филарет Московский: «…пусть и всеобъемлющая любовь христианская молится и „о соединении всех“ церквей, и о воссоединении в Православной Церкви уклонившихся от нее неправыми учениями, да будет, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, „едино стадо“, как уже есть Он „Единый Пастырь“ и Владыка Своей Церкви на земли и на небеси, во времени и в вечности» («О значении церковной молитвы о соединении Церквей»)


По материалам СМИ


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник