ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Мы призываем не к безсмысленным страданиям, а к следованию с крестом за Христом»

 

 

Окончание. Начало см. в № 13 (61).

 

В №№ 8 (56) и 9 (57) нашей газеты была опубликована беседа с кавказским пустынником монахом Константином о проблеме внедрения в России универсальных электронных карт (УЭК). Сегодня мы предлагаем ознакомиться с фрагментами из книги отца Константина и его сподвижника иеромонаха Николая «Рассуждения о спасении в наше время». Книга была написана до появления информации об УЭК и посвящена главным образом вопросу присвоения людям идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН). Однако эти рассуждения, на наш взгляд, не утратили своей актуальности, а в связи с выходом в свет проекта нового документа Церкви относительно технологий идентификации личности, а также с возникновением разделений и недоумений среди верующих, отказывающихся от этих технологий, мы сочли, что позиция отцов-пустынников будет небезынтересна нашим читателям.

 

 

– Как расценить высказывание одного протоиерея, что в Москве, по причине принятия священнослужителями ИНН (идентификационных номеров налогоплательщика), якобы уже нет ни одного храма, куда можно было бы ходить молиться?

– Мы не разделяем подобных мнений и не поддерживаем разговоров о потере или отступлении благодати от Церкви за принятие священнослужителями ИНН. Причина такого мнения – неразумие и маловерие. Подумайте сами: что было бы, если бы благодать священства отступала от священника за его личные грехи? Тогда не совершались бы Таинства Церковные, и все люди остались бы без Крещения, Причастия и других Таинств, а, следовательно, и без спасения.

Принятие или непринятие ИНН – дело личного выбора, и это решение остается на совести каждого человека, как мирянина, так и священнослужителя.

 

– Так до какого же предела Церковь, идущая на уступки «новому мировому порядку», будет оставаться кораблем спасения?

– Ставить вопрос таким образом некорректно. Церковь как столп и утверждение Истины (1 Тим. 3, 15), как мистическое Тело Христово, не идет ни на какие уступки мировому злу. А если отдельные ее члены, независимо от их числа и сана, каким-либо образом нарушают заповеди Христовы или Правила Церковные, они подвергаются суду, суть которого можно понять из слов молитвы, читаемой священником над всяким кающимся грешником: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем» (Требник. Последование о исповедании).

 

– В связи с возникшими в церковной жизни вопросами об отношении к присвоению людям личных кодов часто приходится слышать известную фразу: «Послушание превыше поста и молитвы»…

– Сегодня всем христианам, серьезно заботящимся о своем спасении, нужно быть очень внимательными и остерегаться двух крайностей, в которые толкает диавол каждого из нас. Первая крайность – осуждение, вплоть до отпадения от Церкви, уклонившихся в экуменизм и миролюбие пастырей. Вторая – прикрываемое личиной послушания безрассудное человекоугодие, которое в повседневной жизни может проявляться по-разному. Применительно к нашей проблеме оно может демонстрировать себя, например, в такой форме: «Как христианин я против пожизненных номеров, карточек и прочих проявлений глобализма, но как чадо Церкви нахожусь в подчинении у духовника (настоятеля, наместника, епископа, Патриарха). И если будет благословение, то я приму все, чтобы не впасть в грех преслушания. Я как солдат: что прикажут, то и делаю».

Но при глубоком и искреннем рассмотрении самого себя человеку, придерживающемуся данной позиции, будет нетрудно заметить лукавую подоплеку такого «самоотверженного послушания», скороиспеченного на огне искушения. Это лукавство обычно рождается примерно в следующем размышлении: «Если я откажусь от номеров и карточек, то могу потерять все, и будет не жизнь, а мучение. А если приму по своей воле, то совесть все-таки не даст покоя, т.к. понятно, что эти номера и карточки – не Божие дело, а богоборцев-глобалистов… Как же быть?..» Поразмыслив немного в поисках выхода из положения, человек приходит к следующему выводу: «Ах, да! Ведь Богословская комиссия, Патриарх и Синод не увидели в этом никакого греха, ни вероисповедного значения. Прекрасно! Значит, я и в материальном плане ничего не потеряю, и послушание священноначалию проявлю, и, главное, совесть не будет обличать. Да и на Страшном Суде, наверно, избегу осуждения – я же не сам решал, а последовал их компетентному решению. Ну, все – дело разрешилось весьма удачно, можно и другим советовать поступать так же».

Но… совесть рано или поздно в таком случае все равно обличит в лукавстве, укажет, что это не настоящее, не искреннее послушание, а только его личина, пародия. Ведь цель истинного послушания – отсечение воли своего падшего естества (а точнее, воли плоти, мира и диавола) ради исполнения воли Божией, а не воли другого человека.

 

– Однако ведь есть и такие духовные чада, которые искренне пребывают в послушании у своих пастырей (или архипастырей), убежденных в безобидности атрибутов глобализации...

– На самом деле таких блаженных послушников не так уж много, и если они действительно проявляют послушание с единственной целью – угодить Богу, то, думается, Господь знает, как их спасти. Он не оставит их, найдет способ вразумить и избавить от сетей диавольских. Лишь бы они искренне стремились исполнять волю Божию и послушание их не было бы замешано на пристрастии к личности наставника или на человеческом страхе подвергнуться каким-либо прещениям и лишениям.

 

– Люди, убежденные в отсутствии религиозного значения в вопросе об ИНН, обвиняют отказывающихся от номеров в том, что те якобы призывают к преждевременным страданиям. Так ли это на самом деле?

– Мы согласны с тем, что в поведении и взглядах противников глобализации встречаются различные перегибы, искажения и ревность не по разуму. Но каждый человек имеет разум, чтобы отличить одно от другого – добродетель от болезненной подмены. Это нужно помнить, чтобы правильно оценивать и воспринимать всякое дело и всякое мнение и не давать повода компрометировать Церковь и спасительную ревность по Бозе. Подобает избегать обобщений, а тем паче – по этой теме.

Что же касается вопроса о страданиях, здесь нужно понять следующее: преждевременных страданий не бывает, если человек решается на них ради того, чтобы следовать голосу своей совести и заповедям Христовым. Примером тут служат тысячи Новомучеников и ИPсповедников Российских, которых не так давно прославила наша Церковь. Они пошли на страдания именно потому, что не могли поступиться своей христианской совестью. Одни до конца исполняли свой пастырский долг, другие не проявляли лояльности к безбожной власти, третьи не вступали в колхозы, отказываясь от участия в строительстве коммунизма, и т.д. И сегодня все они – претерпевшие до конца – предстоят пред Престолом Божиим в белых одеждах (см.: Откр. 7, 9).

Итак, еще раз повторим: мы призываем не к безсмысленным страданиям, а к рассудительности, покаянию, к жизни по Евангельским заповедям и к искреннему, в любви и преданности сердца, следованию с крестом за Христом. Главное, чтобы человек хранил свою совесть чистой и был готов умереть за всякую заповедь Христову, как учат нас Святые Отцы. Господь же Своим Всепремудрым Промыслом будет подавать такому человеку все, что нужно ему для спасения. Может быть, кто-то будет спасаться через исповедничество или мученичество, а кто-то – через покаяние. Но, несмотря на разнообразие подвигов и путей спасения, всякий христианин в своей жизни должен проявить верность Христу, противясь своей греховной воле, а точнее – обольстительной воле плоти, мира и диавола. И, воюя против этих трех наших главных врагов, нужно быть готовым, если потребуется, даже умереть, но не согрешить, не пойти на уступки в том, что противно заповедям Христовым и в чем совесть обличает, внушая, что это греховно и неугодно Богу.

 

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Публикуется с сокращениями
и литературной правкой

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник