В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
Продолжение.
Начало см. в № 12 (60)
Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ:
О БЛАГОГОВЕЙНОМ
ПОЧИТАНИИ ЦАРЯ
Господь и Спаситель наш повелевает нам: воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21).
Так Царь Небесный не освобождает нас от исполнения обязанностей наших к Царю земному, но Сам провозглашает эти обязанности и Сам повелевает исполнять их. От всех требуя исполнения обязанностей к Богу: воздадите Божия Богу, Он от всех же требует исполнения обязанностей и в отношении к Царю: воздадите кесарева кесареви.
Обе эти заповеди Господу угодно было соединить, сопоставить вместе одну с другою, без сомнения, для того, чтоб обе они были неразлучны в мыслях наших и в сердце нашем и чтобы мыслию о Боге мы возбуждались и укреплялись в исполнении обязанностей наших в отношении к Царю.
И апостол Христов Петр заповедует нам: Бога бойтеся, царя чтите (1 Петр. 2, 17). Опять обе заповеди – об обязанностях наших к Богу небесному и к Царю земному – поставлены рядом, в непосредственном одна с другою сближении, как бы мысль о них нераздельна.
Чтоб явственнее уразуметь высокое значение заповеди апостольской о почитании Царя, вспомним, кто и какие были Цари – современники апостолов. В Иудее царствовал тогда Ирод. В каких же отношениях он находился к христианству? Возложи, – говорит книга Деяний апостольских, – возложи Ирод царь руце озлобити некия от церкве. Уби же Иакова брата Иоаннова мечем. И видев, яко годе (угодно, приятно) есть иудеем, приложи яти и Петра, егоже и ем всади в темницу (Деян. 12, 1–4). Ангел Божий чудесно избавил Петра из темницы и от Царя; и после того Петр проповедует заповедь: Царя чтите. Чем также наградила Петра за подвиги апостольские держава римская? Не крестом почести, но крестом распятия. Петр ожидал этого по бывшим уже примерам и даже был предуведомлен о том от Самого Господа; при всем том почтение к Царю он проповедует и заповедует подданным того Царя, от которого сам пострадать готовился. На чем же основывается эта заповедь? Без сомнения, она основывается на истине Божественной. Именно заповедь Бога бойтеся ясна и непоколебима сама по себе, так как с мыслию о Боге необходимо соединяется благоговение к Богу. На этой первой заповеди необходимо утверждается вторая: Царя чтите; ибо если вы боитесь Бога, то не можете не уважать того, что постановлено Самим Богом; как же, по слову Божию, несть власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть, и царь – Божий слуга есть (Рим. 13, 1, 4), то, благоговея истинно пред Богом, вы не можете не чтить усердно и Царя. Таким образом открывается, что думал апостол, когда с мыслию о страхе Божием непосредственно соединил мысль о почтении к царю. Он хотел кратко, но при том чисто и основательно преподать учение о должности христианина и гражданина. Сказав: Бога бойтеся, он изложил учение христианина и вместе положил основание учению гражданина. Сказав непосредственно затем: Царя чтите, он не только изложил учение гражданина, но и утвердил оное на незыблемом основании. Он разом показал как независимое божественное достоинство религии, так и зависящее от устроения Божия достоинство Царской власти.
Если же нераздельно с великою заповедию Бога бойтеся была возвещена заповедь Царя чтите – в такое время, когда Цари не чтили истинного Бога и даже преследовали чтителей Его, то как священна, и легка, и сладостна должна быть для нас заповедь о почитании Царя теперь, когда Царь, над нами царствующий, не только знает и исповедует истинного Бога, но и освящен помазанием от Бога, покровительствует истинное благочестие своею властиею, уполномочивает своим примером, ограждает законами!
Да будет же неразрывен прекрасный и благотворный союз сих двух заповедей: Бога бойтеся, Царя чтите! Народ, благоугождающий Богу, достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, тем самым благоугождает Богу, потому что Царь есть устроение Божие.
Ч. II. С. 193–196;
Ч. III. С. 224, 252.
* «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II, изд. 1848 г.; и часть III, изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II, Ч. III и затем обозначаются страницы книги.
Продолжение см. в след. номере.
3 / 16 октября:
4 / 17 октября:
5 / 18 октября:
6 / 19 октября:
7 / 20 октября:
8 / 21 октября:
12 / 25 октября:
13 / 26 октября:
14 / 27 октября:
17 / 30 октября:
|