ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Значение подвига преподобных
Александра и Андрея трудно переоценить

     

 


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

 

Двадцать первого сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, мы побывали в московском Симоновом монастыре и в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Впечатлениями от этого паломничества хотелось бы поделиться с нашими читателями.

 

Монастырь получил свое название по имени Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего обители землю. Основан он был на том месте, где ныне находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (на левом берегу Москвы-реки, ближайшая станция метро – «Автозаводская») – древний одноглавый храм, в котором под спудом покоятся мощи иноков-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби. В 1379 году монастырь был перенесен на новое место, недалеко от прежнего. В советское время он сильно пострадал – в январе 1930 года были взорваны пять из шести его храмов, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни – Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. В дальнейшем на рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также ликвидированы все захоронения на территории обители. На месте оставшихся развалин в 1932–1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа. Монастырь вернули Церкви и начали восстанавливать в начале 1990-х годов. В настоящее время на его территории действует только церковь Тихвинской иконы Божией Матери – приходской храм общины глухих и слабослышащих верующих.

Основателем Симоновой обители был ученик и племянник Сергия Радонежского святитель Феодор Ростовский, сын Стефана, родного брата Преподобного.

Подвизаясь в московском Богоявленском монастыре, Стефан поручил воспитание сына своему брату, уже тогда преуспевшему в духовной жизни. Под руководством святого Сергия отрок Иоанн (мирское имя святого) возрос в мужа совершенна, в меру возраста Христова, принял пострижение в монашество от дяди и, получив откровение от Бога, был отпущен им на пустынножительство вместе с несколькими иноками Троицкой обители. Избрав уединенное место на берегу Москвы-реки, святой Феодор заложил на нем храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему присоединились ревнители монашеского жития, и он основал общежительный монастырь по примеру Сергиевой обители. Святитель Алексий, митрополит Московский, назначил Феодора игуменом новоустроенной обители, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. Обитель быстро возрастала и в 1379 году была перенесена на новое место. Впоследствии преподобный Феодор был рукоположен в сан епископа на Ростовскую кафедру и там, в Успенском соборе, обрели вечный покой его честные мощи.

В Симоновом монастыре полагал начало своего монашества преподобный Кирилл Белозерский, в миру Косма. Он был сыном обедневших бояр, и его взяли на воспитание в Москву богатые родственники, бояре Вельяминовы. Они любили его как сына и поставили управителем своего имения, но юноша стремился к иноческому житию. С большим трудом, после долгих уговоров согласились Вельяминовы отпустить Косму в монастырь. А повлиял на них преподобный Стефан Махрищский, который взял Косму под свое покровительство и определил его в Симонов монастырь. Тридцатилетний Косма ревностно проходил различные послушания. Духовное руководство им настоятель поручил опытному старцу Михаилу, который обучил его Иисусовой молитве и невидимой брани с духами злобы. Вскоре Косма был пострижен в монашество с именем Кирилл. Неся послушание на поварне и терпя жар от печи, подвижник говорил себе: «Терпи, Кирилл, дабы сим огнем избежать тамошнего».

Преподобный Сергий, часто навещавший своего племянника, неизменно заходил к иноку Кириллу на поварню и подолгу беседовал с ним, провидя в нем великого подвижника. Когда архимандрит Феодор был поставлен на Ростовскую кафедру, Кирилла назначили на его место, но, тяготясь почетом и суетой, он вскоре оставил настоятельство и затворился в Старом Симонове, где находилось братское монастырское кладбище. Однажды ночью, когда преподобный стоял на молитве, ему было ниспослано Божественное откровение. Он узрел прекрасную страну и услышал глас от своей келейной иконы Божией Матери «Одигитрии»: «Кирилл, изыди отсюда и иди на Белоозеро. Там твое место. Я тебе приготовила место, где ты можешь спастись!» Наутро подвижник спросил старца Ферапонта, недавно вернувшегося из Белозерской страны, удобна ли она для пустынного подвига. Старец ответил ему, что очень удобна. Тогда они вместе отправились на Север и основали две обители, которые получили их имена – Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.

 


Часовня на месте явления
Божией Матери
преп. Кириллу Белозерскому

 

В настоящее время на том месте, где стояла келья преподобного Кирилла и где он получил откровение от Божией Матери – в Старом Симонове, – построена небольшая часовня, в которой помещены две иконы. Одна изображает явление преподобному Пресвятой Богородицы, а на другом образе святой изображен вместе со своим другом и сподвижником преподобным Ферапонтом. У входа в часовню стоит большой камень, на котором описаны обстоятельства этого чудесного явления.

Как мы уже сказали, главная святыня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове – святые мощи преподобных Александра и Андрея Радонежских, покоящиеся под спудом.

Когда великий князь Димитрий Донской беседовал с преподобным Сергием, собираясь на брань с Мамаем, он попросил у него себе в помощь двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. В миру они были известны как мужественные воины и славные богатыри, мудрые и весьма искусные в воинском деле. Пересвет был брянским боярином, а Ослябя – любецким. Преподобный Сергий без промедления и колебаний благословил монахов в поход, повелев им вместо шлемов и лат облечься в великие схимы: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное. Да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». Вручая схимников великому князю, святой старец сказал: «Вот тебе, возлюбленный Княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» Наконец, отпуская их от себя, преподобный Сергий добавил: «Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашей купли».

8-го сентября 1380 года, в полдень, русское и татарское войска сошлись лицом к лицу. Со стороны татар выехал вперед воин огромного роста, страшной наружности, по имени Челубей, родом печенег, и вызвал на бой русского богатыря. И хотя в нашем войске было много славных витязей, однако никто не решался вступить в поединок с варваром, который уже начал смеяться над православными. Тогда схимонах Александр выехал на боевом коне вперед и, обратившись к великому князю и к прочим князьям, сказал: «Не смущайтесь этим нисколько: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя. Но я желаю с ним переведаться. Я выхожу противу его во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного». Затем он простился с великим князем, с собратом своим схимонахом Андреем, со всеми вождями и христолюбивым воинством и воскликнул: «Отцы и братия! Простите меня, грешного!»

«Бог тебя простит, благословит и молитвами святого отца Сергия да поможет тебе!», – прозвучало ему всеобщим ответом. Все были тронуты самоотвержением инока и молились о его победе.

Святой схимник, вооруженный тяжелым копьем, пустил коня во весь опор. Челубей устремился навстречу. Сблизившись, они пронзили друг друга копьями насмерть. Но Челубей упал с коня, а схимонах Александр удержался в седле. Это было для русского воинства знаком свыше, предвещавшим победу в предстоящей битве. После победы на Куликовом поле великий князь приказал перевезти мощи преподобномученика в Москву. Преподобный Феодор пожелал упокоить их в своей Симоновой обители.

А преподобный Андрей уцелел во время сражения. В 1398 году великий князь Василий Димитриевич посылал его с милостыней в Царьград. Когда же жизнь преподобного приблизилась к концу, он пожелал быть погребенным рядом со своим собратом-схимником.

Значение подвига святых Александра и Андрея трудно переоценить. В Смутное время, руководствуясь их примером, иноки Троице-Сергиевой лавры по благословению своего игумена Иоасафа с оружием в руках вышли защищать монастырь от польских католических оккупантов, пытавшихся захватить обитель. И ныне они указывают православному монашеству верный путь ко спасению.

 


Сохранившаяся «Солевая башня»
Симонова монастыря

 

Сейчас нередко можно услышать призывы к монашествующим затвориться в своих кельях, ни во что не вникать, не пытаться противостоять апостасийным процессам, глобализации и экуменизму. Игумен земли Русской и его верные послушники своим примером обличают неправоту таких призывов. Они благословляют всех патриотов, в том числе и монашествующих, на защиту Православной веры, Церкви и Родины от их врагов.

Также и духоносные старцы нашего времени говорят о необходимости противостояния ереси экуменизма и глобализации. Великий афонский старец схимонах Паисий (Эзнепидис) наставлял: «В старину если какой-то богобоязненный человек (речь идет, скорее всего, о монахах) интересовался положением в мире, то это не считалось добром, и его необходимо было запереть в пирге (высокое фортификационное сооружение монастырей на Святой Горе Афон, использовавшееся для отражения нападений разбойников). Сегодня же, наоборот, если какой-то богобоязненный человек не проявляет интереса и не болеет за то положение, которое господствует в мире, то его надо заключить в башню... Потому что тогда те, которые находились в правительстве, имели в себе Бога, в то время как сегодня многие из тех, которые находятся в правительстве, в Него не верят. Теперь много таких, которые стремятся к разложению всего: семьи, молодежи, Церкви. Теперь проявлять интерес и безпокойство о том положении, в котором находится народ, – это исповедничество, потому что государство воюет против Божественного закона. Оно принимает законы, противоположные закону Божиему.

Есть некоторые настолько безразличные люди, что не признают божественным установлением Церковь, к собственному народу относятся высокомерно, и для того, чтобы иметь покой и комфорт, они утверждают, что апостол Павел говорит не проявлять интереса к мирским вещам, и таким образом они остаются равнодушными. Но апостол Павел имел в виду иное. Тогда властью обладали народы-идолопоклонники. Некоторые порывали с государством и принимали веру во Христа. И апостол Павел говорил им „не занимайтесь мирскими вещами“ – для того, чтобы они отделились от мира, потому что весь мир был идолопоклонническим. Однако с того момента, когда власть принял Константин Великий и стало господствовать христианство, постепенно была создана великая христианская традиция с церквами, монастырями, искусством, богослужебным уставом и т.д. Итак, на нас лежит ответственность все это сохранить и не дать врагам Церкви это разложить» («Ортодокс Типос». № 1852. 2010 г.).

 

Александр МАЛИНИН,
Наталья ФЕДОРОВА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник