ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Из проповедей святителя Филарета Московского*

 

 


Коронование
Императора Александра III

 

Продолжение. Начало см. в № 12 (60)

Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ:
ПРАЗДНОВАНИЕ ЦАРСКИХ ДНЕЙ

 

Пророк и Царь Давид в 143-м псалме молится и воспевает Богу: Боже, песнь нову воспою Тебе; во псалтири десятоструннем пою Тебе, дающему спасение Царем. Давид обещает воспеть Богу песнь новую и в то же время являет обещание свое уже исполняемым: пою Тебе. Обещанием или желанием воспеть новую песнь указывает на исполнение прежних, или обычных, песней или славословий. Воспевая песнь за спасение Царей, он благодарит Бога за Его покровительство Царям. Очевидно, что это есть торжественное молебное пение к Богу, дающему спасение Царям, то есть торжественное благодарение и прославление Бога за Его особенное покровительство Царскому достоинству или служению.

В какие же дни или по каким случаям совершалось это Царское молебное пение? Несомненно в такие дни или при таких случаях, когда открывалось особенное покровительство или промышление Божие над Царем. И нетрудно искать такие дни. Например, какой день был памятнее и священнее для Давида и для Царства, как не тот счастливейший день, в который Давид чрез особенное освящающее действие возведен был из обыкновенного в высокое благодатное состояние и о котором записано: и помаза его Самуил посреде братии его: и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом? Можно ли думать, чтоб Давид позабыл этот день, столь примечательный и решительный в его жизни? Не вероятнее ли, напротив, что он помнил оный и при каждом обращении годового круга дней встречал его с особенным вниманием, с благоговением к Богу, с благодарением, с молитвою о продолжении благопомощного осенения от Духа Господня?

А что значит, что Давид восприемлет о спасении Царей воспеть еще новую песнь: Боже, песнь нову воспою Тебе, дающему спасение Царем? Очевидно, что некие новые царственные обстоятельства или события, например, избавление от новых опасностей, препобеждение новых трудностей, вновь явленная Богом Царю защита и помощь, – возбуждали в уме Псалмопевца новые мысли, в сердце новые чувствования, в десятиструнной псалтири новые звуки, в обычной за Царя молитве новую песнь.

Так возникли и утвердились постоянные царские праздники и случайные празднования по поводу особенных, случайных царственных событий.

Священное основание для празднования царских дней навсегда остается неизменным в народе Божием и в Церкви Божией. Бог, Который повелел помазать Давида на Царство, не есть ли Тот Самый Бог, Которым и ныне Царие царствуют? Несомненно, что Он Сам благословляет и освящает венчание и помазание и наших благочестивейших Царей-Императоров. От дня помазания Царя Дух благодати Божией носится над Помазанником. И как последующее воспоминательное празднование дня царского помазания очевидно связано с днем самого события, то не должно ли думать, что при каждом праздновании такого дня Дух Господень особенно призирает в сердца празднующих, чтоб по мере веры их, по искренности их благодарения за прошедшее, по усердию и чистоте их молитв о будущем продлить над Царем и Царством Свое благодатное осенение, благопомощное Царю, благотворное и спасительное для Царства? А посему празднование царского дня должно быть для всех нас сколько радостным и торжественным, столько же и священным. В такой день особенно да одушевляемся мы как любовию к Царю, так и благоговением к Царю царствующих. Пусть веселие движет сердца; но и молитва да воздвизает души под благодатное осенение Духа Господня.

 

Ч. II. С. 183;

Ч. III. С. 227–228.

 

ОБРАЗЕЦ
ЧАСТНОЙ МОЛИТВЫ В ЦАРСКИЕ ПРАЗДНИКИ

 

Ты над всеми начальствуеши, Господи, Начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1 Пар. 29, 12). Благослови начало, и течение, и венец лета Царева. Дни на дни Царевы приложиши, лета его до дне рода и рода (Пс. 60, 7). Даждь Твою крепость Царю нашему и вознеси рог Помазанника Твоего (1 Цар. 2, 10). Изостряй и углубляй взор мудрости его, чтоб и сокрытое, нередко доброе и полезное, открывать и изводить на свет; чтоб крадущееся злое издалека усматривать и возвращать на главы духов лукавствия. Восставляй неоскудно в державе его и крепкого, и смотреливого, и дивного советника, и разумного послушателя (Ис. 3, 2–3), ибо спасение есть во мнозе совете (Притч. 11, 14). Возвесели благочестивейшего Царя благоденствием благоверного Царства и благоверное Царство – благоденствием благочестивейшего Царя!

 

Ч. III. С. 296.

 

* «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II, изд. 1848 г., и часть III, изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначаются страницы книги.

 

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 

Календарь монархиста

с0 2 / 15 по 17 / 30 ноября

 

3 / 16 ноября:

– в 1895 году родилась святая мученица Великая Княжна Ольга Николаевна, старшая Венценосная дочь святого Государя Императора Николая II и святой Императрицы Александры Феодоровны. Царственные родители решили, что если родится мальчик, то назовут его Павлом, если девочка – Ольгой, что было одобрено Императрицей Марией Феодоровной. «Великая Княжна Ольга Николаевна любила проводить время за книгами и рукоделием, хозяйством интересовалась мало. Также любила музыку и пение. Писала дневники и стихотворения. Характер ее мягкой и доброй души был более похож на характер отца; также и наружным своим видом она больше походила на отца, чем на мать. Это была дочь отца» (из записей игумена Серафима (Кузнецова)).

 

6 / 19 ноября:

– в 1796 году почила Государыня Императрица Екатерина II Алексиевна, Венценосная супруга Государя Императора Петра III Феодоровича;
– в том же году состоялось восшествие на Престол Императора Павла I;

 

10 / 23 ноября:

– в 1448 году почил Великий Князь Московский Василий Юрьевич, по прозванию Косой.

 

12 / 25 ноября:

– в 1472 году состоялось святое Таинство Браковенчания Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича Великого и Великой Княгини Зои Фоминичны Палеолог, во святом Крещении Софии.

 

13 / 26 ноября:

– в 1154 году почил Князь Курский, Полоцкий, Переяславский, Туровский, Владимиро-Волынский и Киевский Изяслав II Мстиславович, родоначальник Владимиро-Волынских Великих Князей, Августейший сын Великого Князя Мстислава I Владимировича;

– в 1359 году почил Князь Звенигородский, Великий Князь Московский, Владимирский и Новгородский Иоанн II Иоаннович Красный, третий Августейший сын Великого Князя Владимирского и Московского Иоанна I Даниловича Калиты и Княгини Елены;

– в 1571 году почила Царица Марфа Васильевна, Венценосная супруга Царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

 

14 / 27 ноября:

– в 1263 году почил святой благоверный Князь Переяславский, Новгородский, Великий Князь Владимирский Александр Невский, в схиме Алексий, второй Августейший сын Великого Князя Владимирского Ярослава II Всеволодовича, во святом Крещении Феодора, и Великой Княгини Ростиславы Мстиславовны, во святом Крещении Феодосии;

– в 1847 году родилась Государыня Императрица Мария II Феодоровна, Венценосная супруга Государя Императора Александра III Александровича;

– в 1894 году, в Большой церкви Императорского Зимнего дворца, состоялось святое Таинство Браковенчания Государя Императора Николая II Александровича и Великой Княгини Александры Феодоровны. Императрица Мария Феодоровна получила титул Вдовствующей Императрицы. При совершении брака присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский.

– в 1895 году состоялось Таинство Крещения первородной дочери Их Императорских Величеств Великой Княжны Ольги Николаевны. Крестной была Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

 

17 / 30 ноября:

– в 1445 году Великий Князь Московский Василий II Васильевич Темный, освобожденный ханом Мехметом из плена, с горестью въехал в Москву, медленно возрождающуюся из пепла после пожара;

– в 1815 году Император Александр I даровал Конституцию Царству Польскому.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник