ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 

Продолжение. Начало см. в № 14,
№ 15, № 16, № 17,№ 18,№ 19,№ 20,№21

 


 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

Г

 

Обращаемся к последнему средству, которое употребляли православные Императоры против еретиков, упорных в своем нечестии и своей вражде на Церковь, – т.е. к различным наказаниям.

Наконец, 7) изгнание из пределов Империи и угроза смертною казнию.

Феодосий Великий и Иустин I под угрозою смертной казни повелевали изгонять из Империи манихеев (Cod. Theod. XVI. V. 18 cfr. Cod. Iustinian. I. 5. 11. 12) и даже прямо угрожали им смертию (Cod. Theod. XVI. V. 9). Феодосий Великий вынужден был к такой строгости крайним упорством еретиков и нечестием их учения. Иустин возобновил закон Феодосиев потому, что незадолго до него манихеи снова умножились в Империи восточной; они явились здесь из Италии, вследствие гонения, воздвигнутого на них там папою Львом Великим и Императором Валентинианом III. Другие Императоры угрожали смертною казнию тем лицам, кои, обратившись к Церкви из манихейства, снова отпадали в сию ересь, или, обратившись только притворно и по наружности, не переставали быть ее почитателями (Cod. Iustinian. I. 5. 16).

Кроме манихеев, угрозою смертной казни правительство еще вооружалось против духовенства евномианского и монтанистского – за распространение им своей ереси и в изгнании (Cod. Theod. XVI. V. 34), и также против евтихиан (Cod. Iustinian. I. 5. 8). В кодексе Иустиниановом объявлена смертная казнь вообще всем еретикам за нарушение постановленных против них законов (Ibid. 8).

Таковы были меры, которые употребляли Императоры греко-римские в IV, V и VI веках против еретиков, для ограждения Церкви Православной от ересей.

Постановляя такие меры к ограждению Православия и искоренению ересей и расколов, правительство греко-римское заботилось и о том, чтобы повеления его были соблюдаемы. Для сего:

1) Императоры поручали православным пастырям нарочитое смотрение за еретиками и исполнителями законов против них. Так, Император Иустин, в заключении одного из своих законов против еретиков, писал: «Поручаем заботливости блаженнейшего архиепископа и Патриарха сего славного града (Константинополя) и святейших епископов других городов, занимающих кафедры как Патриархов, так и митрополитов, и всем низшим (minoribus) надзирать, соблюдается ли ненарушимо, что постановлено нами, и доносить нам, дабы могли мы, если будет нужно, преследовать с большею строгостию тех, кои пренебрегают сии постановления о Православной вере» (Ibid. 12).

2) Императоры предоставляли право всем вообще православным совокупным участием останавливать противозаконные действия еретиков и даже вменяли в обязанность под угрозою наказаний изгонять или представлять к суду еретиков, укрывающихся от преследования законов (Cod. Theod. XVI. V. 40). Так, Феодосий Великий, воспретив всем еретикам устроять собрания, дозволил всем православным изгонять нарушителей сего постановления (Ibid. XVI. V. 11). Гонорий в законе против последователей Пелагиевых угрожал одинаковым с еретиками наказанием тем лицам, которые, зная их тайные убежища, не изгоняют их оттуда или не доносят судьям (Vid. Baron. 418. XX. Leg. Honorii Palladio).

3) Поставляли особых сыщиков (inquisitores), которые бы еретиков, виновных в нарушении законов или укрывавшихся от строгости их, отыскивали и представляли суду (Cod. Theоd. XVI. V. 9. 15).

Наконец, 4) подвергали различным наказаниям виновных в покровительстве и потворстве еретикам; а именно:

а) государственных чиновников. Они подвергалась наказаниям, когда дозволяли еретикам какие-либо воспрещенные действия или утаивали о сих действиях; когда незаконно принимали еретиков или содействовали им в поступлении на государственную службу; когда оказывали им какую бы то ни было помощь. Высшим государственным чиновникам законы угрожали денежным штрафом (От 8 до 30 фунтов золота. Cod. Theod. XVI. V. 21. VI. 4. X. 13. Cod. Iustinian. I. 5. 12) и лишением мест (Cod. Theod. XVI. V. 46 Cod. Iustinian. I. 5. 8); низшим (officiales) – также денежным штрафом (Cod. Theod. XVI. V. 30. 44. 54. VI. 4), телесным наказанием и ссылкою (Ibid. 54) и, наконец, даже смертною казнию (Ibid. X. 13); городским куриалам, кроме денежного штрафа (20 фунтов золота. Ibid. V. 65), угрожало лишение имения и ссылка (Ibid. 46).

б) Частные лица. Они подвергаемы были наказаниям, когда укрывали еретиков и дозволяли им у себя учреждать какие-либо собрания. Домовладельцы и землевладельцы, по дознании об их виновности, были лишаемы своих домов и имений (Ibid. 8. 44) и, кроме того, подвергались иногда ссылке (Ibid. 54), арендаторы и управители частных и общественных домов и имений, если происходили из рабов, подвергались телесному наказанию (Cod. Iustinian I. 5. 8) и ссылке (Cod. Theod. XIV. V. 21) в рудники (Ibid. 65), а свободнорожденные – денежному штрафу (Ibid. 21. 25. 54. 65) или, подобно рабам, телесному наказанию и ссылке (Ibid. VI. 4).

 

Продолжение следует

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник