ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАМ ПИШУТ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Мнение об автоматическом действии церковных канонов ошибочно

 

     

 


 

В номере 15 (63) нашей газеты была опубликована статья иеромонаха Петра (Семенова) «Помазанник Божий должен быть верным чадом Святой Церкви», в которой говорилось о некоем Георгии, объявившем себя новым русским Царем из рода Романовых и «помазанным на Царство» раскольником. Затем мы получили по электронной почте критический отклик на эту публикацию от иерея Владимира из Саратовской области, на который отец Петр ответил через нашу газету (см. «ПК» № 19 (67)). Однако сторонники самозваного «Царя» и помазавшего его раскольнического «епископа» вновь прислали в редакцию несколько писем. Мы передали их отцу Петру, и он посчитал нужным ответить одному из корреспондентов.

 

Спаси, Господи, автора письма Николая Неустроева. Слава Богу, что наша газета доходит до православных монархистов и не оставляет их равнодушными. Содержание статьи Николая «Ответ иеромонаху Петру (Семенову)» можно разделить на две части: доводы и рассуждения, не вызывающие никакого сомнения, и – ошибочные утверждения.

Но сначала постараюсь разрешить недоумение автора: «Почему именно к иеромонаху Петру (Семенову) обратилась редакция газеты „Православный крест“ за разъяснениями по столь важным вопросам? Кто он такой, откуда, сколько ему лет и где служит, как относится к христоподражательному искупительному подвигу Царя Николая II и царской власти, к глобализации, к экуменизму? Видит ли он те проблемы, что происходят сегодня внутри РПЦ МП? Почему именно его мнение должно быть авторитетным для людей?»

Я – человек грешный и ничего не значащий, но не еретик и не раскольник. Взяться за написание статей меня побудил не заказ или «заказуха», как предполагает Николай, а обращение ко мне членов редколлегии газеты, смущенных слухами о новоявленном «Царе». Почему они обратились ко мне? Потому что наши взгляды на насущные общецерковные проблемы, глобализацию, экуменизм и самодержавную монархию совпадают, что видно по публикациям в газете «Православный Крест» – материалам с критикой лжеучения экуменизма, глобализма и всякого рода ересей и сект, а также статьям, разъясняющим святоотеческое учение о царской власти.

Если Николаю интересно, во что я верую, то моя вера идентична Никео-Цареградскому Символу. Кроме этого, приемлю все Апостольские, Соборные и Святоотеческие постановления и учения. То есть все, что святая Православная Церковь принимает, – и я принимаю, а все, что она отвергает, – я также отвергаю. По причине возложенного на меня послушания имею благословение давать ответы, в том числе письменные, на вопросы верующих.

Думаю, что теперь моя позиция для Николая Неустроева и его единомышленников ясна. Вместе со всеми русскими православными людьми я ожидаю восстановления самодержавной царской власти в России. Мне, как и Николаю, больно за беззакония, происходящие в нашей стране, за допускаемые некоторыми членами нашей Церкви отступления в вере. Посему можно поблагодарить его за труд по изложению святоотеческого учения о монархии, хотя и излишний, поскольку меня убеждать в этих истинах не надо. Как и автор письма, я сожалею об ошибках, допущенных бывшим епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, и деятельность «волков в овечьих шкурах» у меня также вызывает неприятие.

Теперь рассмотрим ошибочные положения письма. Начнем с ответа на вопрос Николая: «Как можно давать оценку таким необычным людям, не зная их и даже ни разу с ними не пообщавшись?» В мире много людей, с которыми мы не знакомы, но к которым у нас сложилось какое-либо отношение. Например, мне никогда не доводилось общаться с папой римским Бенедиктом XVI. Несмотря на это, мне ясно, что он пребывает в ереси. Это убеждение у меня сформировалось на основе святоотеческого учения. Точно также можно указать и на прочих руководителей и адептов еретических и раскольничьих сообществ. Лично к ним у меня нет никаких претензий, но их учение и взгляды противоречат Православному учению, на основе этого у меня сформировалась негативная оценка их деятельности. Соответственно, я не имею личной неприязни к отделившемуся от Русской Православной Церкви «епископу» Корнилию и Георгию Романову, но их деятельность нарушает каноническое церковное учение.

Допускаю, что «епископ» Корнилий ведет благочестивую, даже подвижническую жизнь, как пишет Николай. Но ведь и боярыня Морозова, и протопоп Аввакум также в своем роде были люди неординарные, вели воздержанную жизнь и были духовно начитаны. Однако без опоры на твердый фундамент Православной веры и Церкви все подвиги, даже мученический – самый высокий и трудный, лишаются своего смысла и цены в очах Божиих.

«Какой же мир обещают себе враги братьев? – вопрошает священномученик Киприан Карфагенский. – Какие жертвы думают приносить завистники священников? Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, – пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием».

Николай не считает ни бывшего владыку Диомида, ни рукоположенного им «епископа» Корнилия раскольниками. Он ссылается на 15-е Правило Двукратного Собора, в котором сказано, что можно отделяться от Патриарха прежде соборного рассмотрения, если он проповедует ересь открыто с амвона. Действительно, это правило допускает отделение, но не разрешает создание раскольничьей структуры. Если священнослужитель отделился от Патриарха Московского и всея Руси, тогда он обязан вступить в Евхаристическое общение с другим Патриархом, например, Грузинским, Иерусалимским, Сербским. Так поступали древние отцы. Преподобный Максим Исповедник отделился от Константинопольского Патриарха-еретика прежде соборного рассмотрения его ереси, но вступил в общение с Римским Патриархом Мартином. Вместе они собрали Собор и осудили еретиков. Почему же вышедший из Русской Православной Церкви «епископ» Корнилий не поступил таким образом? Предполагаю, что Николай и его единомышленники ответят на этот вопрос, что другие современные Патриархи также проявили себя не с лучшей стороны. Но что получается в таком случае? Что во всей Вселенской Православной Церкви уже не осталось истинных Предстоятелей, поэтому нужно создавать свою «церковь»? Получается хула на Церковь Божию, которую, по слову Господа нашего Иисуса Христа, не одолеют врата адовы (см.: Мф. 16, 18).

Подобную хулу Николай высказывает и в адрес всех священнослужителей нашей Русской Православной Церкви, утверждая, что они уже автоматически лишены своего сана. Он пишет, что еще с XVII века наши священники заимствовали от католиков «крещение „обливанием“, чем стали нарушать 50, 47, 49 правила Святых Апостолов, по которым должно быть только полное троекратное погружение крещаемого в воду, а не „латинское мытье головы“. За неисполнение же их священник автоматически извергается Богом из сана. А разве есть в наше время такие священники и архиереи в РПЦ МП, которые ни разу так не крестили либо принесли покаяние и больше так не делали? Так на ком Господь оставит благодать? Ответ, конечно же, очевиден».

Здесь необходимо обратить внимание на выделенное мной слово «автоматически» и пояснить для Николая Неустроева, его единомышленников и наших читателей, что именно в этом превратном мнении о якобы автоматическом действии канонов заключается главная ошибка раскольников и тех, кто отказывается от поминовения Патриарха и епископов под предлогом каких-либо допущенных ими нарушений канонов.

Да, каноны во многих случаях предусматривают отлучение как церковное наказание за определенное нарушение или упорствование в еретическом мнении. Но в церковном праве определены и соответствующие учреждения (Синод, Архиерейский собор, Церковный суд и т.д.), которые прилагают эти нормы, чтобы сделать предусмотренное правилами наказание (отлучение) частью церковной реальности. То есть говорить об автоматическом отлучении кого бы то ни было от Церкви – недопустимо.

Уважаемый Николай, поймите, пожалуйста, что Вы ошибочно трактуете действия канонических правил. Если следовать Вашей логике, то Вы сами, вероятно, также окажетесь отлученным от Церкви в силу каких-либо нарушенных Вами правил, поскольку все мы так или иначе нарушаем священные каноны, равно как и заповеди Христовы. Однако у нас есть Таинство Покаяния, в котором мы примиряемся и соединяемся с Церковью.

Например, девятое Апостольское Правило гласит: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного». Почитайте толкование на это правило епископа Никодима (Милаша), где он подробно объясняет, что оно было установлено по причине того, что некоторые христиане «выходили из церкви до окончания службы, оскорбляя этим благоговейное чувство истинно верных и производя безпорядок в самой церкви. Вследствие этого издано было настоящее строгое правило, требующее отлучения от Церкви каждого, приходящего в церковь и не остающегося в ней до окончания службы». Не было ли у Вас в Вашей церковной жизни хотя бы одного раза, когда Вы нарушили данное правило?

Учитывая вышесказанное, приходится признать, что и бывший владыка Диомид, и раскольнический «епископ» Корнилий, и некоторые другие отцы имеют ревность и поступили по этой ревности, но она – не по разуму.

Действительно, некоторые иерархи и священнослужители сегодня нарушают каноны и держатся расходящихся с церковным учением взглядов. По сравнению с ними раскольники могут показаться ревнителями истины и подвижниками. Но такое состояние Церкви Христовой было предсказано нашими святыми. Преподобный Серафим Саровский пророчествовал, что настанет время, когда русские архиереи настолько онечестивятся, что даже не будут веровать основному догмату Христианства. Но даже преподобный Серафим их назвал архиереями, то есть иерархами Русской Православной Церкви. Следовательно, эту именно Церковь с этими архиереями он и считал Христовой Церковью. А бывший владыка Диомид и «епископ» Корнилий, если верить свидетельству Николая, – благочестивые люди, но они к Христовой Церкви не принадлежат. Посему и «священнодействия» их не имеют благодатной силы. На этом основании и так называемое «помазание» Георгия Романова фиктивно, «ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали» (1-е Правило свт. Василия Великого).

В заключение хотелось бы высказать еще некоторые пожелания автору письма. Уважаемый Николай! Вы уже не молоды, Вам 61 год. А смерть – не за горами, а за плечами. Из Вашего ответа видно, что и Вы, вероятно, состоите в раскольнической структуре «владыки» Корнилия. Если это так и – не дай Бог – Вы в ней умрете, тогда Вам не увидеть Царствия Небесного. Поэтому, пока еще есть время, постарайтесь разобраться, помолитесь усердно, попросите Бога, чтобы Он вразумил Вас, справедливо ли Вас обличают в расколе, и поторопитесь вернуться к Матери-Церкви, от которой Вы, судя по написанному Вами, отпали.

 

С пожеланием спасения,
иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник