ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новые электронные технологии
идентификации личности
для православных христиан недопустимы

 

     

 


Храм Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке

 

Практически в каждом номере нашего издания публикуются отзывы и обращения священнослужителей и монашествующих Русской Православной Церкви, а также представителей православной общественности к Патриарху и священноначалию по поводу Проекта документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности».

В этот раз мы планировали разместить два обращения – братии Свято-Успенской Почаевской лавры и митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. Но, уже заканчивая подготовку номера, неожиданно получили еще один отзыв – от отца Георгия Вахромеева, клирика Московской епархии, и сочли необходимым донести его до наших читателей.

 

Скажем вместе со Святейшим
Патриархом: «Нет электронной
идентификации личности!»

 

Предлагаю в документе «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» дать оценку процессам глобализации в свете Священного Писания.

Священноначалие, духовенство и миряне Русской Православной Церкви не могут игнорировать новозаветные заповеди Господа нашего Иисуса Христа, которые даны всем верующим, в том числе через Откровение апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где однозначно сказано о гибельности принятия «начертания» антихриста и, значит, о недопустимости для христианина присвоения и использования этого «числа имени зверя». Новым технологическим средством идентификации личности уже сейчас является универсальная электронная карта (УЭК), которая по своим свойствам и функциям полностью совпадает с описанным Иоанном Богословом «начертанием» антихриста. Поэтому Церковь не может быть согласна с введением этой электронно-тотальной системы идентификации.

Пришло время поступить соответственно позиции, выраженной в официальном документе Русской Православной Церкви, где сказано о возможном гражданском неповиновении властям и новоявленным «законам».

В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых Архиерейским Собором 2000 года, в III главе «Церковь и государство», в пункте 5, говорится, что Церковь «не властна <…> умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства. <…> Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнять понуждающего к тяжкому греху повеления власти. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: <…> призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; <…> обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Если миллионы наших сограждан услышат решительный призыв Церкви, то возникнет народное ополчение, которое попытается мирным путем приостановить антиконституционные инициативы правительства. Как, например, было во время Патриарха Ермогена.

Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) сравнивает смутное время в России в период Патриарха Ермогена с послереволюционным, называя его также смутным: «Польские приспешники осыпали Патриарха насмешками: „Твое дело, Святейший Отче, – говорили они, – смотреть за церковными делами, а в мирские дела тебе не следует вмешиваться“.

Как это похоже на то, что и в наше смутное время говорят пастырям Церкви современные нам приспешники масонов и иудеев: „Не ваше дело мешаться в политику!“ Как будто любовь к Отечеству – политика! Как будто охрана Православной веры в России – политика! Святитель Ермоген не слушал изменников, он дал нам пример и завет, как относиться к таким толкам» (Троицкая библиотека. Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы. С. 421–422. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004).

Эти слова преподобномученика Кронида можно отнести и к нашему времени.

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским собором Русской Православной Церкви 2008 года, заявлено: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляция выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требует защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею» (Ч. IV. 7).

Собор констатировал факт принуждения христиан к использованию новых средств идентификации со стороны общественных и государственных структур в целях изменения религиозного мировоззрения, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека – избавлению от греха и обретению спасения.

В «Основах…» сказано, что в современном мире права человека нарушаются, а его достоинство попирается: «И сегодня мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается государственной властью, транснациональными структурами, субъектами экономики» (Ч. V. 2).

Архиерейский собор также признал правомерной и необходимой правозащитную деятельность православной общественности и определил ее главные направления: «Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:

– забота о справедливом экономическом и социальном устройстве общества;

– недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций;

– воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;

– экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;

– участие в общественном контроле за исполнением законодательства».

В документе говорится о духовной обязанности каждого христианина влиять на государственную и общественную жизнь, непосредственно участвуя в управлении делами государства (см.: Ч. IV. 7). Это положение базируется на статье 32 Конституции РФ, закрепляющей такое право граждан как одно из основополагающих прав человека.

Принципиальная позиция Церкви по вопросу новых технологий выражена также в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 года (г. Страсбург): «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обезпокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов».

Мы понимаем, что в конечном итоге альтернативы нам не будет – Священное Писание должно исполниться, но при этом мы не должны сидеть сложа руки и ничего не делать для защиты Богом данной духовной свободы человека. И только твердый и безкомпромиссный призыв священноначалия и последующее всенародное неприятие новых электронных технологий идентификации личности может положительно повлиять на возникновение хотя бы временной альтернативы для православных христиан.

Православным людям понятно, что сказано в Новом Завете о кончине мира и что все это обязательно исполнится. Но при этом христианам заповедано не принимать «начертание» антихриста и всеми силами сопротивляться присвоению людям «числа имени зверя».

Вот то, что надо сказать всей церковной полноте, и сказать во всеуслышание, громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на тело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков (Откр. 14, 9–11).

 

Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник