АНТИМОДЕРНИЗМ | ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ | СТРАНИЦА 6 |
Роман Алексеевич Вершилло, главный редактор интернет-сайта «Антимодернизм.ру – православная миссионерская энциклопедия», с которым мы беседовали в № 24 (72), познакомил нас с членом редакции своего ресурса – Антоном Тарасюковым, автором собственного проекта «Anti-Rock-Cult – за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур» (http:// antirockcult.wordpress.com). Антон любезно cогласился ответить на наши вопросы о сайте и освещаемых на нем проблемах.
– Антон, расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы пришли к Православию? Имеете ли Вы музыкальное образование и были ли каким-либо образом связаны с рок- или иной музыкой (может быть, являлись ее поклонником или исполнителем)?
– К вере я пришел в старших классах школы. У меня были проблемные отношения с одноклассниками, и в такой тяжелой, даже травмирующей, обстановке я начал читать молитвы, обращаться к Богу.
Музыкального образования у меня, к сожалению, нет, а оно совсем бы не помешало, как для разбора и критики рок-музыки с сугубо музыкальной точки зрения, так и для реализации творческих планов.
Рок-музыку не исполнял, но активно слушал, был ее фанатом. Я не носил косуху и прочие неформальные аксессуары, был против этого в принципе, но, тем не менее, являлся рокером по мировоззрению.
Я считал рок настоящим искусством, «интеллектуальной» музыкой «со смыслом» для избранных, «думающих людей». Презрительно отзывался о другой популярной музыке перед ее поклонниками, демонстративно включал рок и не понимал, как другие не видят «глубокого» смысла песен «Rammstein».
Мечтал стать лидером рок-группы и посредством провокаций и эпатажа протестовать против безнравственности и заблуждений, при этом испытывая «гонения» и преодолевая различные препятствия. Хотел научить людей думать, пробудить, как будто без меня они на это не способны; конечно, в таком контексте поведения считал себя умнее всех.
Я сочинял, в том числе и рок-песни. Музыки, конечно, никакой не было, все мелодии и мотивы держал в голове, но тексты были написаны. Например: «Я тону! Дна не вижу, иду в бездну, как в плену я нахожусь! Здесь не место, но, не зная почему, я сам шагаю во тьму. Ошибок море все шире, не виден свет с его дна. Передо мной стоят двери – войти не знаю куда. Противоречья, сомненья терзают душу мою. Себе напрасно я верил, что не буду тонуть». Мрак, саморазрушение? Однако это «всего лишь» песенка о том, что нельзя полагаться на себя.
Слава Богу, я перестал быть рокером. Творчество сейчас занимает отнюдь не первое место в жизни, меня не тянет протестовать, обличать, изображать противостояние с кем-то, тем паче «менять реальность к лучшему» при помощи песен сомнительного содержания.
– Что побудило Вас к созданию сайта «Anti-Rock-Cult – за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур»? Почему Ваш проект посвящен главным образом критике рока?
– К созданию сайта подвигли два обстоятельства. Первое – знакомство с брошюрой Н. Пыжова и Г. Седых «Проповедь Православия среди рок-молодежи». Помимо профессионального всестороннего анализа проблемы, там подтекстом слышен призыв действовать в пользу традиционной христианской культуры. По крайней мере, я так уловил. Прочитанное оказало на меня значительное влияние, но этого еще не было достаточно. В конце 2010 года я случайно наткнулся на одно интернет-движение «против» металла. Мне понравилась его основная идея – борьба с душевредной музыкой, но категорически не устроила ее реализация (об уровне этого проекта говорило уже его непристойное название). Я понял, что он был создан металлистами для глумления над другими поклонниками этого же жанра, что на сленге интернета именуется троллингом. Тем не менее, вдохновившись, я создал свою «версию» в рамках сообщества в социальной сети. Когда после некоторых не зависящих от меня перемен ведение сообщества утратило смысл, был создан сайт. Чему я несказанно рад, ибо это выход на новый, более серьезный уровень.
Люди, одаренные по природе талантом, не понимают, для чего им дан дар, и некому объяснить им это. Зло в природе, особливо в человеке, так замаскировано, что болезненное наслаждение и очаровывает юного художника, и он предается лжи, прикрытой личиною истинного, со всею горячностию сердца. Когда уже истощатся силы и души и тела, тогда приходит разочарование, по большей части ощущаемое безсознательно и неопределительно. Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкою зло во всевозможном разнообразии. <…>
Прекрасно уподоблено Евангелием человеческое сердце сокровищнице, из которой можно вынимать только то, что в ней находится. Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное – Один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца евангельские ощущения. Первое дается изучением евангельских заповедей, а второе – исполнением их на самом деле. Плоды дел, то есть ощущения, последующие за делами, складываются в сердечную сокровищницу человека и составляют его вечное достояние. Когда усвоится таланту Евангельский характер, – а это сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, – тогда художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может говорить свято, петь свято, живописать свято.
Святитель Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ),
«Христианский пастырь и христианин-художник»
+ + +
Голос-то и вкус к пению откуда у Вас? Бог дал. На что же Бог дал? Чесать слух других или на другое что?! Ни на что другое, как на то, чтобы Вы обращали их во славу Божию. А так ли Вы делали? Нет. Вы только себя потешали и других, а о Боге совсем у Вас и помина не было. Стало, Вы даром Божиим злоупотребляли, иждивая его на пустое.
Теперь мысли Ваши поворотились на богоугождение. Поворотите же туда и употребление дара Божия. Если есть и пить надо во славу Божию, то тем паче петь и играть. Если Вы сыграете и споете что-либо такое, что западет на душу слышащих и заставит их воздохнуть ко Господу или вознестись к Нему с славословием и благодарением, то Вы то же сделаете, что делает хороший проповедник в церкви. И се Вам спасительный плод дара! Извольте же употребление его направить на эту сторону. Отберите и светские и духовные пиесы назидательные и их только пойте и играйте. Это для других, сами же по себе никогда не пойте ничего светского, а все одно духовное.
Святитель Феофан Затворник,
«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»
Никогда не думал, что буду заниматься публицистикой. Первой моей статьей стала «Демоническая музыка как путь к лже-православию». Как-то я нашел в интернете известную брошюру отца Сергия (Рыбко) про «богоискательство» рок-культуры, она меня возмутила (я к тому времени как раз еле-еле, с Божией помощью, порвал с роком), и я решил написать опровержение. Думал, это будет единственная публикация. Потом появились статьи про «православный рок», затем по просьбе Романа Вершилло составил статью про рок-миссионерство, изредка писал по разным поводам, и постепенно дело дошло до создания сайта.
Так сложилось, что я писал именно против рок-музыки, вдохновился именно этой идеей, у меня уже были опыт и замыслы, что и как здесь писать. Однако выбор этой темы вовсе не означает, что я одобряю прочие проявления массовой культуры – я не приемлю ее всю. За другие антикультурные жанры современной музыки пока не берусь, так как в должной мере еще не закончено с роком, и нужно определиться, понять, как это все будет выглядеть в итоге. Хотя, конечно, иногда затрагиваю поп-музыку. В дальнейшем планирую расширять тематику сайта, если возникнут какие-нибудь идеи или попадется что-нибудь интересное.
– Одна из рубрик Вашего сайта посвящена критике так называемого рок-миссионерства. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом явлении: когда оно возникло, откуда его корни?.. В чем, по-Вашему, опасность и вред такой «миссии»? Нужно ли православным верующим ей как-то противостоять?
– Я участвовал в составлении статьи про рок-миссию на сайте «Антимодернизм.ру», поэтому в качестве ответа приведу выдержку оттуда: «Это модернистское направление миссионерства, ставящее целью произвести антикультурную анархическую реформу в Христианской Церкви. Для этой цели рок-миссионерство использует контакты с представителями целого ряда субкультур, главным образом группирующихся вокруг рок-культуры в широком смысле.
Характерной чертой рок-миссии является принципиальное одобрение идеологии протеста, присутствующей в массовой культуре, и прививка этой идеологии церковному сознанию. В Церкви рок-миссионеры служат проводниками влияния массовой и маргинальных культур, а представителям этих культур проповедуется Православие в извращенном виде, осуществляется модернистская ревизия аскетики и других сторон Православия.
Окончание на стр. 7