ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НЕВИДИМАЯ БРАНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Душеполезные поучения
архиепископа Серафима (Соболева)

 

Окончание. Начало в № 24 (72)

 

 


Гробница владыки Серафима
на Подворье Русской Православной Церкви в Софии

 

Архиепископ Серафим (Соболев) – один из выдающихся архиереев и богословов Русской Православной Церкви XX века, последовательно выступавший против модернизма в Православии, католического и протестантского влияния, вскрывавший опасность экуменического движения, разоблачая его зависимость от масонства и других враждебных Церкви Христовой организаций, монархист. Вместе с тем он был строгим аскетом и молитвенником, подвижником высокой духовной жизни. Промыслом Божиим после революции владыка Серафим оказался в Болгарии, где продолжал нести свое служение, окормляя множество духовных чад – как русских эмигрантов, так и болгар, еще при жизни снискав глубокое почитание среди православных.

Ниже представлен перевод поучений архиепископа Серафима, записанных его духовным чадом болгарином Николаем Мутафчиевым и изданных в книге «Софийский чудотворец Серафим о тайнах победы» (София, 2003). Николай Мутафчиев был известным спортсменом, однако рано и внезапно оставил спортивную карьеру, как предполагают, не без влияния владыки Серафима (это было при его жизни), почил в 1963 году (до возникновения раскола в Болгарской Церкви).

Публикуемые поучения, относившиеся к конкретным случаям, связанным с духовной бранью и обстоятельствами жизни того, кому они были адресованы, отличаются актуальностью, простотой и святоотеческой мудростью.

 

+ + +

 

Когда впадешь в мрачное настроение, не забывай укорять себя, вспоминая, как ты виноват перед Богом. Осознай, что ты недостоин ничего лучшего и всегда будешь получать облегчение от мрачных, неприятных помыслов. Если почувствуешь безпокойство, часто повторяй: «Взыщи мира…»


+ + +

 

Самооправдание – большой грех. Непрестанно грешишь, тогда непрестанно и кайся. Так, наконец, если смерть застанет тебя в покаянии, спасешься. Каешься? Тогда милостыней исправляй свою жизнь и очищай себя от грехов.


+ + +

 

Когда враждуешь с кем-то, оскорбляешь Бога и радуешь диавола – враждотворца.


+ + +

 

В мире не существует мелочей. Все в мире имеет свою цену и последствия.


+ + +

 

Неисполнения советов мудрых ведет к несчастью.


+ + +

 

Для истинного покаяния нужны не дни и годы, но часто, как у разбойника на кресте, лишь один миг.


+ + +

 

Большое добро и зло начинается всегда с маленького и незаметного.


+ + +

 

Не забывай, что разбойник разбойничал тридцать лет и, покаявшись, вошел в рай, а Иуда всю жизнь был при Господе, но в итоге Его предал.


+ + +

 

Если тебя хвалят, не говори ничего, опусти голову и глаза и молчи или же укажи причину – Божие дарование.


+ + +

 

Добро делай только для Бога и отнюдь не обращай внимания на человеческую неблагодарность. Ожидай награды только от Господа. Если ожидаешь каких-либо благодарностей здесь, на земле, – напрасно трудишься и напрасно терпишь лишения. Человек по природе неблагодарен.


+ + +

 

Наше внимание должно быть направлено к нашей внутренней жизни – так, чтобы мы не замечали происходящего вокруг нас. Тогда не будем осуждать. Не будем сильно огорчаться от здешних неправд, будем относиться к ним равнодушно. Правда не живет на нашей земле. Мы ожидаем новое небо и новую землю, где обитает правда. Не огорчайся, если люди не ценят тебя и несправедливы с тобой. Ты работаешь ради Бога, а не ради людей. Другим оказывай милость, а к себе самому будь строгим. За других отвечать не будешь, поэтому следи не за ними, а за собой – ведь только за себя ответишь.


+ + +

 

Лучше предвидь и молчи, чем говори и потом раскаивайся.


+ + +

 

Кто думает, что имеет добродетель, тот ее потерял.


+ + +

 

Не молись и не твори милостыни так, чтобы тебя видели. Это Христова заповедь!


+ + +

 

Мудр тот, кто у всех видит хорошее, а у себя – плохое; глупый у всех видит плохое, а себя считает достойнейшим.


+ + +

 

Когда проснешься, скажи: «Слава Тебе, Боже!» и не вспоминай свои сны.


+ + +

 

Когда работаешь, говори: «Господи, помилуй!»


+ + +

 

В церкви не разговаривай, от этой привычки происходят скорби.


+ + +

 

Когда усердно помолишься, будь бдительным – последуют искушения.


+ + +

 

После исповеди и причастия проси Бога уберечь тебя от возвращения к прежним грехам. Если хочешь сделать что-то недолжное, вспомни, что нужно будет это исповедовать и, возможно, Бог не простит тебе этого только потому, что упорствуешь, зная, что это нехорошо, и совершая.


+ + +

 

Если не веришь приметам, снам и другому подобному, то они и не сбудутся.


+ + +

 

С людьми, особенно другого пола, нельзя обращаться свободно, чтобы не послужить соблазном.


+ + +

 

Бревно, которое имеешь в своих глазах, осуждая других, – это гордость. Ее нужно прежде всего изъять из себя. Гордый исцеляется Богом – через внутренние скорби, а смиренный терпит все, что идет от людей, говоря себе, что достоин этого. Будь ко всем почтительным, но не ласкательным. Поклонись и быстро отойди. Смотри в землю, потому что в нее отыдешь. Смирение старается уступать другим, покоряясь и младшим, считая себя наихудшим. Кто уступает, тот больше приобретает. Смиряйся, и все твои дела пойдут. Если кто-то раздражается на тебя, спроси его о причине. Если кто-то гневается на тебя, угождай ему. Молчи перед всеми, и тебя будут все любить.


+ + +

 

Когда гневаешься на кого-то, лучше пошути. Не имей грубых манер. Лучше, когда у тебя просят совет, отвечай: «Не знаю, что сказать». Смейся мало. Смех изгоняет страх Божий.


+ + +

 

Если на тебя нападают хульные мысли по отношению к Богу и святым вещам или если осуждаешь, укоряй себя в гордости, а на мысли свои не обращай никакого внимания.


+ + +

 

Чтобы сохранить в себе страх Божий, исполняй Его заповеди, прося Его, чтобы Он тебе в этом помог.


+ + +

 

Не надо человекоугодничать. Лучше молчи. Молчание совершеннее человекоугодия.


+ + +

 

Не рассказывай, где что делается, и чужие дела не передавай.


+ + +

 

Бог любит труды.


+ + +

 

Пока мы на земле, нигде не можем быть без скорби.


+ + +

 

Неизменно держись правила: там, где не предвидишь успеха, не начинай действовать.


+ + +

 

Жизнь для Бога – это наше земное призвание.


+ + +

 

На земле не нужны никакие привязанности: ни к богатству, ни к знатности, ни к славе, ни к удовольствиям. Все временно, и после – тесный и темный гроб, они за нами не последуют.


+ + +

 

Чтобы твои молитвы были услышаны, во-первых, молись о своих врагах, и Бог поможет тебе, хотя ты своими грехами сделался Его врагом. Во-вторых, простирай руки к нуждающимся и по силам благодетельствуй им, потому что только так можешь достигнуть высоты милостивого Бога. В-третьих, не забывай просить Бога укрепить твою веру. Кроме того, необходимо быть смиренным, тогда в эту низину смогут стечься Божии блага.

 

+ + +

 

В отношении к людям и особенно к своим друзьям всегда имей перед глазами одну мысль, содержащуюся в старейшей книге Библии, посвященной многострадальному Иову: Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают (Иов. 17, 5). В связи с этой мыслью свт. Иоанн Златоуст отмечал, что Бог ни от чего не оскорбляется так, как от обиды, наносимой нами своим друзьям. И ты всегда будь благорасположенным к своим друзьям, даже тогда, когда как люди они чем-то провинились пред тобой


+ + +

 

Успехи твои будут тем большими, чем яснее начертаешь образ добродетелей в своем сердце.


+ + +

 

Предстоит соревнование или другой решающий и важный момент в жизни? Перед этим необходимо сосредоточиться с помощью молчания и молитвы. Уединись и накопи таким образом в своей душе благодатную силу, которая единственная может даровать неизменную победу.


+ + +

 

Почти всегда, когда мы находимся в хорошем физическом и духовном состоянии, происходят срывы. Это потому, что мы забываемся. Оставляем позицию осторожности и воздержания. Успехи легче всего теряются в момент их достижения. Древние подвижники учили придерживаться умеренного, но постоянного режима питания и поведения. Будь очень внимательным особенного тогда, когда чувствуешь себя прекрасно по причине какого-либо своего успеха. Плоды многих твоих усилий могут быть потеряны за миг небрежности.

 

+ + +

 

Христос хотел, чтобы мы были как дети. Дитя чувствует себя уверенно, держа за руку своего отца. У него нет и следа сомнения в том, что добрый папа даст ему то, что оно попросит. Когда молимся Богу, нужно иметь такую же детскую, живую веру по отношению к нашему Небесному Отцу. Это одно из условий, чтобы наши молитвы были услышаны. Это дар Божий и потому прежде, чем просить обо всем необходимом, сначала упроси Бога избавить тебя от неверия и укрепить твою веру.


+ + +

 

Я замечал, что во время пения ты умиляешься и на твоих глазах выступают слезы. Это яркое доказательство прикосновения Божией силы и благодати к твоему сердцу. Но будь осторожен, чтобы не самообольститься (самособлазниться, самопрельститься). Вообще чувства – это нечто непостоянное и им нельзя сильно доверяться. Но конкретно о духовном пении известно, что многие святые благодаря ему обретали сильную веру. И хорошо делаешь, что заслушиваешься нашим прекрасным церковным хором.

 

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Источник:
http://budiveren.com

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник