ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«СЛАВА БОГУ, Я ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ РОКЕРОМ»

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Рок-миссионерство является внутренне противоречивым и со всем основанием может быть охарактеризовано как „миссионерство наоборот“. Чтобы воцерковить рокеров и других неформалов, рок-миссионеры предлагают воцерковить саму рок-музыку, т.е. объяснить обращаемым, что их образ жизни и мысли не греховны, а наоборот – православны. Таким образом, средством для обращения рокеров должна послужить перемена в самом церковном устроении.

Наиболее заметная и спорная сторона рок-миссионерства – проповеди миссионеров на рок-концертах <…>.

По своим установкам оно не имеет никакого отношения к традиционной проповеди Православия <…>. Никогда христианская миссия не обращалась только к людям определенного возраста, в данном случае – только к молодежи. Это имеет своим основанием слова Спасителя о том, что Он всегда говорил во всеуслышание».

Хотя движения подобного рода в России существовали еще в 90-х годах прошлого века, рок-миссия дала мощный старт в 2002–2003-м. В 2006-м году явление значительно утвердилось, получив более высокую поддержку. Однако сейчас, слава Богу, оно пошло на спад. Уже продолжительное время не отмечается бурного ажиотажа вокруг «миссии», она как бы стала обыденностью и представляет куда меньший интерес, у многих открылись глаза, вдобавок кощунство в храме Христа Спасителя вкупе с сопутствующим возрастанием антицерковных настроений стало своеобразной точкой невозврата для рок-миссионеров.

Проповедники рока в священном сане любят говорить о том, что на их деятельность имеется благословение священноначалия. Так они покрывают свою вседозволенность и намекают своим оппонентам на возможность доноса. Однако на IV международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» Патриарх Кирилл ясно высказался насчет выступления священников на рок-концертах: «Не будем одобрять и не будем благословлять». При этом он отметил, что на него оказывалось некоторое давление, чтобы получить одобрение и благословение на эту практику. Впрочем, отцу Сергию (Рыбко) и его окружению это не мешает распространять ложную информацию.

Насчет противостояния – вопрос сложный. Мы не в силах запретить эту практику на церковном уровне. Имея возможность использовать для распространения объективной информации пространство интернета, я стараюсь делать, что могу, однако понимаю, что мои возможности ограничены. Полагаю, будет достаточным, если человек не станет с этим соглашаться и в этом участвовать. Ну и, конечно, нужно надеяться на Бога, что он очистит нас от этого зла.

 

– Что Вы можете сказать о деятелях так называемого рок-миссионерства в России? Что, по-Вашему, движет этими людьми? Пионерами рок-проповеди из числа священнослужителей в нашей Церкви являются протодиакон Андрей Кураев и игумен Сергий (Рыбко). Отец А. Кураев известен многими противоречащими учению Православной Церкви кощунственными высказываниями. А вот сторонники игумена Сергия часто отстаивают мнение, что этот священник – не модернист, утверждают, что он – патриот, монархист, блюститель канонов, сторонник чистоты Православия… Что Вы можете сказать по этому поводу?

– На нашем сайте опубликованы статьи и интервью известных и уважаемых священнослужителей (архим. Рафаила Карелина, прот. Владимира Переслегина, свящ. Божидара Главева и др.) с критикой рока, рок-миссионерства и его деятелей. Я разделяю высказанную в этих материалах точку зрения.

Для протодиакона Андрея Кураева рок-миссионерство, похоже, было лишь одним из путей для борьбы с традиционным Православием. Не слышно, чтобы сейчас он возвращался к этой теме: материал отработан – ни рок, ни рокеры ему уже не интересны. В искренности намерений его трудно заподозрить.

Другое дело – игумен Сергий (Рыбко). Несмотря на сан и уже не молодой возраст, отец Сергий – типичный неформал-бунтарь по мировоззрению, фанат рок-музыки и субкультур, который «совмещает» это с Православием и с фанатической навязчивостью и нетерпимостью пропагандирует сие внутри Церкви и за ее пределами. Видимо, «от избытка сердца глаголют уста» (см.: Мф. 12, 34).

Странно слышать подобные заверения от его защитников. Мы же не обвиняем отца Сергия в искажении догматов или неправильном совершении богослужения. Но его «миссионерство» – это разве не извращение Православия, не агрессивная пропаганда чуждых и враждебных ценностей, не лже-миссия?

Здесь можно привести слова из Писания: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 7–10).

Те достоинства отца игумена, о которых нам говорят, они разве отменяют его богохульные высказывания о Господе Иисусе Христе и Православии? Позволяют закрывать глаза на организацию рок-клубов при храмах, инициатором чего он выступил? В значительной степени именно с его подачи священники стали выступать на рок-концертах в качестве конферансье или даже самих участников рок-групп. Православные начали повально приобщаться к року.

Отец Питирим, преподаватель МДАиС, в обсуждениях на сайте журнала «Благодатный огонь» писал: «Если четыре года назад соотношение семинаристов, кто слушает и не слушает рок, было 50% на 50%, то теперь тех, кто не слушает – единицы». Один знакомый семинарист, будучи сторонником игумена Сергия (Рыбко), в частности, слушает песни группы «Behemoth», вокалист которой порвал на сцене Библию, а в «творчестве» проповедует оккультизм, прославляет сатану и богохульствует.

Далеко не каждый модернист, выступающий против Священного Предания, способен достичь столь впечатлительных результатов. И за все это отец Сергий будет отвечать перед Богом.

 

– Как Вы относитесь к другим попыткам совместить Православие с современной массовой культурой, например, к выставке так называемого современного искусства в притворе православного храма, исполнению церковными хорами произведений рок-музыканта и т.п.? Что думаете об иных проявлениях модернизма в современной церковной жизни – экуменизме, нарушениях канонических правил и уставов, попытках русификации и реформации богослужений..?

– Это также недопустимо и возмутительно, и я с уверенностью присоединяюсь к тем людям, которые дали этим явлениям свою авторитетную и компетентную критическую оценку.

 

– Помогает ли Вам кто-либо в работе над сайтом? Есть ли у Вас какие-либо планы и идеи насчет расширения тематики и функциональности Вашего ресурса? Как все неравнодушные к освещаемым на «Anti-Rock-Cult» проблемам могут помочь и поддержать Ваш полезный проект?

– В работе над сайтом мне помогают православные миряне Ярослав Кравец и Виктор Обрывков.

Идей очень много, как по преобразованию самого сайта, так и по организации его работы. По нашему мнению, в проекте заложен большой потенциал, который на данный момент раскрыт не в должной мере. Наша деятельность подразумевает следующее: исследование вопросов рок-культуры, полемику с пропагандистскими и апологетическими материалами касательно рок-музыки и субкультур, как со светскими, так и с церковными, обзор показательных новостей из мира рока, слежение за рок-миссионерством, предложение образцов настоящего искусства в качестве альтернативы. Ну и, в конце концов, мы не собираемся ограничиваться только рок-культурой и можем писать на другие темы. Над всем этим необходимо работать.

Также пришло осознание необходимости взаимодействия с другими СМИ для более широкого охвата аудитории, чтобы действеннее противостоять рок-миссионерам и своевременно реагировать на происходящие события. Рок-миссионеры и их последователи внесли и вносят в сознание верующих множество штампов, которые подчас принимаются некритично, – что «рок ведет к Богу», что кощунственная рок-опера «привела к вере миллионы людей», что творчество Виктора Цоя «глубоко христианское». Здесь нужен объективный разбор и четкое убедительное опровержение – само собой, для людей, серьезно желающих разобраться в вопросе.

Мы только приветствуем сотрудничество и готовы обсудить с желающими, в какой форме оно может быть реализовано. Вероятно, это могут быть и ссылки на интересные материалы, и предложение к публикации своих статей, новые идеи, и так далее. Мы за объединение единомышленников!

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

ОПРОС ||
«Миссионерство наоборот»

    


  

    1. Знаете ли Вы, что музыка является одним из мощнейших средств влияния на духовный мир человека?
     да – 91 %; нет – 9 %

 

     2. Согласны ли Вы, что православный христианин не может быть поклонником и тем более исполнителем тяжелой музыки?
     да – 96 %; нет – 4 %

 

     3. Согласны ли Вы, что так называемое рок-миссионерство – явление душепагубное, одно из проявлений модернизма в Церкви?
     да – 99 %; нет – 1 %

 

     4.Одобряете ли Вы такие попытки совместить Православие с современной массовой культурой, как исполнение церковными хорами произведений Б. Гребенщикова?
     да – 2 %; нет – 98 %


 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник