ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОЛЕМИКА «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Богословский анализ ответа профессора
А.И. Осипова на обвинения в ереси

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

Но мало того, что Златоуст не учил о конечности адских мук. Есть тексты, где он прямо обличает эту ересь.

«Некоторые говорят, что геенны не будет, потому что Бог человеколюбив. Но разве напрасно Господь сказал, что Он грешников пошлет „в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“ (Мф. 25, 41)? Нет, говорят, но только для угрозы, чтобы мы вразумились. <…> О великое коварство диавола, о безчеловечное такое человеколюбие! Ибо ему принадлежит эта мысль, обещающая безполезную милость и делающая людей безпечными. <…> Из Писаний, что бы мы ни говорили, противники скажут, что это написано для угрозы. Но если они могут так говорить о будущем, хотя и весьма нечестиво, то о настоящем и уже исполнившемся – не могут. <…> Если кто не верит геенне, то пусть вспомнит о Содоме, пусть подумает о Гоморре, о наказании, которое уже исполнилось и остается доныне. <…> У них было одно преступление, тяжелое и заслуживающее проклятия, но только одно: они предавались неистовой страсти и за это сожжены огненным дождем. А теперь совершаются безчисленные подобные и тягчайшие преступления, но такого сожжения не бывает. Почему? Потому что приготовлен другой огонь, никогда не угасаемый» (Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста. М., 2008). Таким образом, мы видим, что святой Иоанн Златоуст не только не поддерживал ересь Оригена, подхваченную Осиповым, но и называл ее диавольской мыслью.

Профессор также ссылается на святителя Григория Нисского. Однако святитель Григорий никогда не разделял оригеновых заблуждений. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, составил библиотеку «Muriobiblion»,что переводится как «Тысяча книг». Она представляет собой сборник его отзывов на прочитанные им творения христианских и языческих авторов. В «Muriobiblion» также содержатся драгоценные сведения о тех памятниках церковной письменности, которые до нас не дошли. И вот в разделе «Germanon Patriarcon Kwnjtantinoupolewj» святитель Фотий пишет, что в VIII веке святитель Герман, Патриарх Константинопольский, исследовал все творения святителя Григория Нисского. Он признал их совершенно свободными от Оригеновых заблуждений и доказал, что «ложное учение о конце будущих мучений в душеполезные его книги внесено еретиками» (Muriobiblion sive bibliotheca, Фотиевская Библиотека. Изд. 1653, л. 903).

Распространением лжи является и апелляция А.И. Осипова к преподобному Исааку Сирину. Слова о конечности вечных мук содержатся в так называемом втором томе творений преподобного Исаака, переведенном другим современным защитником ереси Оригена митрополитом Иларионом (Алфеевым) с английского подстрочного перевода этой книги неизвестного сирийского еретика, подписавшего ее именем преподобного Исаака. А с древнесирийского языка эту книгу перевел католик Себастьян Брок.

Учитывая все вышесказанное, кто может гарантировать, что и другие святоотеческие цитаты Алексей Ильич не исказил или не позаимствовал из каких-либо еретических источников?

Профессор Осипов приводит и иные аргументы, иронизирует, высмеивает святоотеческую позицию, однако в итоге неубедительным оказывается только он сам. Ибо его аргументы ни в коей мере не доказывают ни его правоты, ни «ошибочности» учения Святых Отцов.

Рассмотрим теперь вопрос о Крещении младенцев, необходимость которого профессор отрицает, вопреки 124-му Правилу Карфагенского Собора. В качестве подтверждения своего измышления он приводит пример святителя Василия Великого, который крестился в 30 лет, и говорит, что, исходя из правила Карфагенского Собора, святой должен был быть осужден, чего не последовало. Из этого он делает вывод, что Святые Отцы Карфагенского Собора ошиблись и вообще правила Поместных Соборов не имеют догматической силы, то есть не обязательны для исполнения.

Но, во-первых, эти правила одобрены Шестым и Седьмым Вселенскими Соборами! То есть они все-таки имеют догматическую силу!

Во-вторых, у святителя Василия Великого есть Беседа 13-я, побудительная к принятию Крещения, в которой он опровергает доводы Осипова. Святитель пишет: «Незапечатленное сокровище удобно похищается ворами; непомеченную овцу безопасно можно отманить. Ты юн? Приведи в безопасность свою юность уздою Крещения. Миновались твои цветущие годы? Не утрать напутствия, не погуби охранительного средства, не рассчитывай на одиннадцатый час, как на первый; потому что и начинающему жизнь надобно иметь пред очами кончину. <…> Да и кто тебе твердо назначил предел жизни? Кто определил срок твоей старости? Кто у тебя достоверным поручителем за будущее? Не видишь ли, что смерть похищает и детей, увлекает и приходящих в возраст? Не один срок положен жизни». Все эти причины святитель Василий выставляет, чтобы убедить сограждан как можно раньше принять Таинство Крещения. Да и жития святых подтверждают правоту слов святителя. Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился слабеньким и сразу по рождении стал приближаться к смерти, из-за чего его поспешили окрестить. После Крещения его здоровье пошло на поправку, и впоследствии он прославил Бога и Русскую Православную Церковь своей жизнью и чудесами.

Однако верх абсурда в ответе А.И. Осипова – это цитирование для оправдания своего заблуждения слов Спасителя о детях: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился, ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Профессор цитирует вторую часть предложения и, толкуя ее по-своему, утверждает, что якобы «таковых», то есть некрещеных детей, есть Царствие Небесное. Но толкование блаженного Феофилакта Болгарского опровергает этот еретический кривотолк: «Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в безпорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их. Кроме того, ученики полагали, что достоинство их Учителя может унижаться, если будут подносить детей. Но Христос, показывая, что для Него приятнее тот, в ком нет лукавства, говорит: „пустите детей, ибо таковых есть Царство Небесное“. Он не сказал: „этих“, но „таковых“, то есть простых, невинных, незлобных. Посему если и ныне к какому-либо учителю приходят христиане, предлагая детские вопросы, то учитель не должен удалять их от себя, но должен принять их». Святой Евангелист Марк также описал этот случай (см.: Мк. 10, 14). И блаженный Феофилакт подробнее объясняет его слова: «Заметь, не сказал: сих детей „есть Царствие“, но „таковых“, то есть стяжавших такое же незлобие, какое дети имеют по природе. Ибо дитя не завидует, не помнит зла и, будучи наказуемо матерью, не бежит от нее, но хотя бы и рубище она носила, предпочитает ее царице; так и добродетельно живущий предпочитает мать свою, разумею Церковь, всему и не увлекается житейскими наслаждениями. За то Господь и обнимает таких, говоря: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные“, и благословляет их, говоря: „Приидите, благословенные Отца Моего“. Царством же Божиим называет здесь проповедь Евангелия и обещание будущих благ. Итак, кто примет проповедь Божественную как дитя, то есть нисколько не раздумывая и не допуская в себе неверия, тот войдет в Царство Божие и наследует те блага, которые уже приобрел верою».

Получается, что эти слова Господа нисколько не подтверждают учения А.И. Осипова. Во-первых, здесь говорится не о Небесном Царствии, а о проповеди Евангелия, то есть подчеркивается необходимость оглашения и Крещения. А во-вторых, Господь говорит не именно об этих детях, а о людях, верящих по-детски Его проповеди – таковых есть Царство Небесное.

Подытоживая наш анализ ответа профессора А.И. Осипова на обвинения в ереси, следует признать, что эти обвинения вполне обоснованы. Алексей Ильич действительно разделяет заблуждения еретика Оригена и упорствует в них, поэтому подпадает под анафемы Пятого и Шестого Вселенских Соборов, а также под анафемы Отцов Карфагенского Собора и ряда других Поместных Соборов. Кроме того, он разделяет заблуждения еретиков парерминевтов, которые перетолковывали некоторые главы божественных Писаний Ветхого и Нового Завета и понимали их на свой лад.

В заключение приведем толкование блаженного Феофилакта на слова из Послания святого апостола Павла к Фессалоникийцам: <...> которые подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Фес. 1, 9). «Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений? – вопрошает блаженный Феофилакт. – Его, то есть мучение, Павел назвал вечным. Каким же образом у вас вечное может быть временным?»

 

Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник