ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ | СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | СТРАНИЦА 6 |
Продолжение. Начало см. в № 3 (75)
Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.
И вот во дни Навуходоносора произошло пленение израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому (Дан. 1, 3–4).
Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто красивых видом, не просто понятливых, разумеющих науки, но таких, чтобы они были царского и княжеского рода, чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в «жителей Вавилона», которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их.
И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго (Там же, 7).
Так и сейчас – многие отправляют своих детей учиться за границу для того, чтобы они переучились, перестроились, переродились непонятно во что, стали бы совершенно чуждыми для нашей традиции и культуры. Недавно я посетил одну семью, в которой очень гордились тем, что их ребенок уже четвертый год учится за границей. Когда я начал беседовать с этим мальчиком, то обнаружилось, что по-русски он говорит с акцентом (!), думает о деньгах, о бизнесе, о том, какое место он займет в обществе «новых русских». И это уже не русский ребенок: его изуродовало это чужое, неправославное воспитание. В Книге Левит мы читаем: Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не безчести имени Бога твоего. Я Господь (Лев. 18, 21). Молох – это мерзкий идол огня, в жертву которому приносили маленьких детей. Иногда их только проводили через «молохов» огонь (см.: 4 Цар. 23, 10). Так и в нашей стране до недавнего времени почти всех детей протаскивали через поклонение «вечному огню». Под видом почитания памяти погибших воинов был возрожден этот языческий культ, ничего общего не имеющий с христианским поминовением павших. И многие поклонялись этому «вечному огню», очень многие. А ведь нам, православным, известно, что такое «вечный огонь» – огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Из Писания мы знаем, что бесы обитают в идолах, и поэтому те люди, которые поклонялись богам чуждым, приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы наши (Втор. 32, 17). И сейчас наши заморские «соседи» с Востока и Запада тоже хотят, чтобы русские дети поклонялись богам чуждым и приносили жертвы бесам. Но можем ли мы отдавать наших детей Молоху, этому духу растления? Да не будет так! Новые «боги» сегодняшнего мира – это «сидящие на игле» блудливые рок-музыканты, кинозвезды, секс, наркотики, компьютерные игры, порновидеоиндустрия, алкоголь, азартные игры и прочее, и прочее. Что делает с молодежью рок- и поп-музыка, в своих метаморфозах являющая миру все новые и новые бесовские гримасы музыкального фиглярства? Современные направления музыки, такие как «техно», «рэйв», «транс», «хеви-металл» и другие, – все глубже и глубже погружают сознание наших детей в чувственные дебри непристойных звуков, калечащих их сознание и подсознание. О современных молодежных кумирах можно сказать словами законодателя Моисея: Все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим (Там же. 12, 31). Наши дети действительно находятся в очень опасном положении, и Книга пророка Даниила может подсказать нам, какими они должны быть, чтобы успешно противостоять языческому духу «современного Вавилона».
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: Сущий в них Дух Христов <...>, Он предвозвещал (1 Петр. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, и пить вино. Они говорили: «Ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться». Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет потому, что люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3,19).
Застолья для многих людей являются смыслом жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой «праздник живота», мы должны спрашивать себя: «Зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?» Никогда не надо бояться говорить слово «НЕТ». Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно молодые христиане, из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом, в частности, тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и, хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в Книге пророка Даниила, не просто понимали это, но жили этим.
Один подросток по имени Михаил в 14 лет был приглашен на вечеринку своей одноклассницей. Этот мальчик всегда мечтал стать священником. Но после одного такого вечера, проведенного в обществе неверующей «девицы», он потерял право на свою мечту, ибо возникло каноническое препятствие для его рукоположения. Грех порою непоправимым образом калечит нашу жизнь. Именно поэтому мы должны убегать от греха, бороться с ним, как праведный Иосиф (см.: Быт. 39, 12) или благочестивый Финеес (см.: Числ. 25, 7–8).
Если соблазн уже подстерег тебя, сопротивляйся ему всеми силами своей души. Умей решительным отказом поставить преграду беззаконию. И в какие бы даже самые благочестивые или «духовные одежды» ни рядился грех, сумей сказать искушению «НЕТ». Нам всем чаще надо вспоминать наставление Премудрого: Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: иди с нами <...> – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их (Притч. 1, 10–15).
Очень часто и сейчас, когда современные язычники пытаются как-то мотивировать, почему нашим православным детям не нужно поститься, они приводят следующие аргументы в пользу своей точки зрения: говорят, что детям надо расти, быть крепкими, сильными, что у них половое созревание, что они учатся и, следовательно, должны много запоминать, поэтому им необходимо потреблять как можно больше белка, жиров и разной изощренной пищи, самой лакомой и вкусной.
И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приставил к отрокам: Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь (Дан. 1, 12–13).
Отрок Даниил был очень разумен; он понимал, что если во славу Божию, во исполнение заповедей Господних люди воздерживаются от какой-нибудь пищи, то Господь позаботится о здоровье этих людей. И Даниил предлагает евнуху: разреши нам десять дней не есть ваше мясо – мы не будем вкушать запретное; разреши в течение десяти дней есть только овощи и пить только воду, а потом приведи нас, посмотри на наши лица и на лица тех, кто объедается мясом, сравни – и ты увидишь, какая разница между нами. И евнух послушался их в этом и испытывал отроков десять дней. По истечении же десяти дней, – сказано в Писании, – лица их, – тех, которые постились, – оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи (Дан. 1, 15–16). Так Господь постыдил этого евнуха и показал ему, что если люди что-то делают ради Бога, то Бог их не оставляет.
Если мы что-то делаем во имя Божие, мы должны верить в то, что Господь нас не оставит, что милосердный Владыка позаботится о нашем здоровье, о наших недугах и немощах. Впрочем, и сами немощи наши могут быть угодны Богу. Апостол Павел пишет: Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12, 9).
Когда тебя призывают на какое-то служение в Церкви и тебе кажется, что у тебя недостаточно сил, здоровья, – знай, что если Господь призывает тебя на то или иное поприще, то значит Он уже и позаботился о том, чтобы ты сумел выполнить свое послушание должным образом и не нанес бы тем себе никакого вреда. Но впрочем, если мы и саму жизнь свою потеряем на стезях служения Господу, что с того? Что может быть выше, чем пожертвовать всем ради Бога нашего? Сказано в Писании: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). А тем паче – за Создателя и Господа своего.
Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ
Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.
Продолжение см. в след. номере