ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 


 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 

ОСНОВАНИЕ ДЕВЯТОЕ:
ОСНОВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ЭКУМЕНИЗМЕ
КРАЙНЕ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫ

 

Б) ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

 

КЕС (план унификации учения о Таинствах: Крещении, Евхаристии, Служении (Священстве), разработанный экуменическим «Всемирным советом церквей». – Примеч. ред.) пренебрегает и обходит молчанием также и Таинство Покаяния (Исповеди). Это Таинство напоминает Крещение тем, что очищает от грехов. Но если при Крещении однократно очищаются от первородного греха и от всех грехов, совершенных до Крещения, то в Таинстве Покаяния многократно очищаются соделанные после Крещения грехи. В этом смысле Покаяние называется «вторым крещением» (Митрополит Московский Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1883. С. 426). И преподобный Иоанн Лествичник начинает свое 5-е слово словами: «Покаяние есть возобновление Крещения» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. София, 1982. С. 66).

Протестантам, которые якобы высоко ценят Священное Писание, надлежало бы признать Покаяние Таинством, поскольку оно не единожды засвидетельствовано в Евангелии как установленное непосредственно Христом – заветными словами, обращенными к апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18); Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). Несмотря на эти ясные указания слова Божиего, в КЕС нет ни слова о Таинстве Покаяния – ни в связи с Крещением, ни даже в связи с Евхаристией, к которой Таинство Покаяния служит предварительной подготовкой через обязательную предпричастную Исповедь.

Такое умолчание объясняется тем, что экуменистам вообще чуждо покаянное настроение души как предварительное условие приступления к Таинству Покаяния с исповеданием своих грехов. В КЕС, как и во всех экуменических документах, вовсе не говорится о покаянии в смысле осознания каждым своих личных грехов и обвинения себя в них. Единственное «покаяние», которого ищет экуменизм, – чтобы все конфессии покаялись в грехе разделения, причем это требуется и от Православной Церкви наряду с прочими религиозными общностями в ВСЦ. Кроме этого неуместного конфессионального «покаяния» экуменизм не интересуется никаким личным покаянием согрешившего перед Богом человека.

Однако личное покаяние души перед Богом есть основа и начало правой веры во Христа Спасителя, Который начал Свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15) и закончил ее словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Там же. 16, 16). В этом смысле и святой апостол Петр в день первой христианской Пятидесятницы обратился к народу с призывом: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). В этих апостольских словах содержится полнейшее указание на три основных церковных Таинства: Крещение – как начало христианской жизни; Покаяние – не только как предварительное условие для Крещения, но и как его последующее постоянное обновление через Таинство Покаяния; и это – на благодатной основе Таинства Миропомазания как облечения в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 10) посредством даров Святаго Духа, принося плоды Духа во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 9; Гал. 5, 22–23).

Эта Богооткровенная полнота благодатной жизни уверовавшего во Христа человека чужда экуменизму, который не знает и не признает личного покаяния как настроения православной души, выражающегося в Таинстве Исповедания своих личных грехов перед священнослужителем, благодатно уполномоченным Христом прощать грехи. <…>

Духовное трезвение и наблюдение за внутренними движениями «сокровенного сердца человека» (см.: 1 Петр. 3, 4) чуждо экуменизму, занятому лихорадочной внешней деятельностью, с позиции которой православное покаяние кажется каким-то «расслаблением духа» (см.: ЖМП. № 1. 1985. С. 40–41). Но напротив, покаяние как настроение души, особенно выраженное в Таинстве Исповеди, не расслабляет, а благодатно укрепляет душу кающегося. <…>

Необходимость покаянного исповедания личных грехов засвидетельствована с самой глубокой христианской древности. Так, в 52-м Апостольском правиле предусмотрено низвержение из священного сана всякого епископа или пресвитера, который «обращающегося от греха не приемлет, но отвергает <…>. Опечаливает ибо Христа рекшего: радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся» (Правила Святой Православной Церкви. София, 1936. С. 72).

Святитель Киприан Карфагенский адресует верующим следующее трогательное увещание: «Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедаем каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда Исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом» (S. Cyprianus. De Lapsis, cap. 29 // J. P. Migne. PL. Т. 4. Сol. 503).

Святитель Афанасий Великий проводит следующее сопоставление между Крещением и Исповедью: «Как человек, крещаемый человеком, то есть священником, просвещается благодатью Духа Святаго, так и исповедующий в Покаянии грехи свои приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа» (S. Athanasius. Adv. Novat, fragm // J. P. Migne. PG. T. 26. Сol. 1316).

Преподобный Иоанн Кассиан также сопоставляет Покаяние с Крещением: «Признай Таинства твоего спасения, через которые ты обновлен, через которые возрожден. Ныне они не стали менее нужными, чем тогда, ибо через Покаяние ныне ты возрождаешься, как прежде через купель (т. е. Крещение) ты родился» (S. Ioannes Cassianus. De Incarnatione Christi. VI. 18 // J. P. Migne. PL. Т. 50. Сol. 178).

Святитель Василий Великий посвящает первое из своих «Нравственных правил» покаянию и исповеданию грехов: «Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа <…>. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов <…>. Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния» (S. Basilius. Regulae morales. I. 1, 2, 4 // J. P. Migne. PG. Т. 31. Сol. 700–701).

В своих «Правилах, пространно изложенных в вопросах и ответах», святитель Василий на вопрос 287: «Какие достойные плоды покаяния?» отвечает: «Это дела правды, противоположные греху, которые должен плодоносить кающийся, исполняя сказанное: „Принося плод во всяком деле благом“ (Кол. 1, 10)». На вопрос 288: «Желающий исповедать грехи свои всем ли, и кому случилось, или некоторым, должен исповедовать?» святителем дан следующий ответ: «Исповедовать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство Таинств Божиих. Так, находим, что и древле каявшиеся делали сие пред святыми. Ибо в Евангелии написано, что Крестителю Иоанну исповедовали грехи свои (см.: Мф. 3, 6), и в Деяниях – Апостолам, которыми крещены были все (Деян. 19, 18)» (J. P. Migne. PG. Т. 31. Сol. 1284).

Святитель Амвросий Медиоланский в сочинении «О покаянии» утверждает, что «принявший Духа Святаго принял и власть оставлять и прощать грехи. <…> дар Духа Святаго есть должность священническая, право же Духа Святаго состоит в том, чтобы оставлять и прощать грехи» (S. Ambrosius. De Poenitentia. 1, 2 // J. P. Migne. PL. Т. 16. Сol. 488).

Святитель Григорий Богослов в слове «На Богоявление» говорит, что наряду с Таинством святого Крещения существует и другое крещение – «слезное», под которым святитель подразумевает Таинство Покаяния (Исповедь), как видно из его дальнейших слов: «Признаюсь, что человек есть существо переменчивое и по природе непостоянное, а потому с готовностью принимаю это последнее крещение, поклоняюсь Даровавшему его и сообщаю его другим, и милостью искупаю себе милость» (J. P. Migne. PG. T. 36. Сol. 356)

Подобным образом говорит о Таинстве Покаяния и преподобный Иоанн Лествичник в 7-м слове своей «Лествицы»: «Источник слез после Крещения больше Крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо Крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после Крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. София, 1982. С. 66). Отсюда видим крайнюю необходимость данного Таинства для спасения!

Святитель Иоанн Златоуст в своем трактате «О священстве» пишет о священниках: «Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам. <...> что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Всевластный Владыка». В отличие от ветхозаветных священников, которые имели власть свидетельствовать очищенных от проказы (см.: Лев. 14, 2; ср.: Мф. 9, 4), «наши (священники) получили власть не свидетельствовать только очищение, но совершенно очищать – не проказу телесную, а нечистоту душевную» (J. P. Migne. PG. Т. 48. Сol. 643–644).

Святитель Симеон Солунский в своем труде «О Таинствах» указывал: «Покаяние совершает наше возведение от падения. Итак, поскольку после Крещения не существует другого благодатного восстановления как только чрез обращение и слезы, посредством исповедания грехов своих и воздержания от зол, потому нам дан этот великий дар» (Ibid. Т. 155. Сol. 180).

Константинопольский Патриарх Иеремия II отвечал лютеранским богословам: «Жизнь во Христе зависит от Таинств и от них получает свое начало <…>. Отвергнуть Таинство Покаяния (Исповеди) – значит лишиться прощения грехов через священнослужителей, которым дана власть вязать и решить» (Константинопольский Патриарх Иеремия II. Ответы лютеранам. М., 1866. С. 222).

Святитель Лев Великий, папа Римский, подчеркивает подготовительное значение Таинства Покаяния для достойного принятия Таинства Причащения: «Ходатай Бога за людей Человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям Церкви власть, чтобы они и преподавали освящение Покаяния кающимся, и через дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению Святых Таин» (J. P. Migne. PL. Т. 54. Сol. 1011–1012).

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка

Публикуется по изданию: СПб., 1992.
Текст сверен с изданием: София, 1998;
исправлен и дополнен редакцией «Православного Креста»

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник