ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БЛАГОЧЕСТИЕ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Совместима ли рок-музыка с Православием?

 

 

 

Нашу беседу с главным редактором интернет-сайта «Anti-Rock-Cult – за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур» Антоном Тарасюковым (см.: № 2 (74)) разместили на своих страницах в интернете многие православные СМИ, и она вызвала активную дискуссию среди противников и защитников рока. Учитывая это обстоятельство, мы решили продолжить разговор и рассмотреть затронутые в интернет-полемике проблемы и аргументы, к которым наиболее часто прибегают любители тяжелой музыки.

 

– Уважаемый Антон! Так получилось, что в прошлый раз мы с Вами говорили в основном о рок-миссионерстве, священнослужителях, оправдывающих и даже пропагандирующих увлечение рок-музыкой. Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на том, что собой представляет рок с музыкальной и духовной точек зрения.

– Рок-музыка появилась и начала популяризироваться в 50-х годах прошлого века. Отличительные признаки этого музыкального жанра – жесткие напористые гитары вкупе с барабанами на переднем плане, наличие драйва, экспрессивный вокал. Она легко узнается на слух. Приведу определение из Современного толкового словаря русского языка Т.Ф. Еремовой: «Рок-музыка – один из видов эстрадной музыки 2-й половины ХХ века, включающий элементы фольклора, электронные эффекты – при доминирующей роли ритма – и характеризующийся своеобразной манерой вокализации». А в интернет-энциклопедии «Википедия» по поводу рока сказано: «Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию». Именно такая музыка и называется роком.

На этом придется остановиться поподробнее, поскольку понятием рок-музыки часто спекулируют ее фанаты и защитники. Они намеренно создают проблему вокруг определения рок-музыки, с видом знатоков заявляя, что она включает в себя множество направлений и ее невозможно определить конкретно, а, следовательно, нельзя и критиковать.

Но эти заявления несостоятельны. Если послушать песни таких направлений данного жанра как хард-рок, металл, панк, гранж, металкор и т.д, то будет очевидно, что у них одна музыкальная основа и отличаются они лишь во второстепенном. Более того, защитники рока сами слушают музыку, полностью соответствующую приведенным нами характеристикам, а не неведомые уникальные стили. И если термин «рок-музыка» ничего определенного не выражает, как в таком случае они осознают, что защищают? Когда они слушают свои любимые песни, как они вообще понимают, рок это или нет, если что такое рок никак нельзя установить?

Своими истоками рок-музыка уходит в блюз, через который имеет «генетическую» связь с ритуальными ритмами религии Вуду. Эти ритмы плохи не просто тем, что берут оттуда начало, а тем, что имеют аналогичное воздействие. Как и на языческих камланиях (ритуалах, сопровождающихся пением и ударами в бубен, во время которого шаман, приходящий в экстатическое состояние, якобы общается с духами. – Примеч. ред.), на рок-концертах музыка доводит людей до агрессии, до звериного состояния, они прыгают и орут, трясут конечностями, сжимая «козы», предаются неистовству и разврату, употребляют наркотики и алкоголь. Рок-музыка вводит в «измененные состояния сознания», в экстаз.

Завороженный кайфом (а отнюдь не эстетическим великолепием) от прослушивания «крутых» риффов и «соляков», человек входит в зависимость от музыки данного типа, от подобного рода ритмов, и ему хочется еще больше и тяжелее. Рок-музыка разрушительно действует на психику и нервную систему – об этом свидетельствуют медики-специалисты.

Какой «спектр чувств» передает рок, как влияет на душевное состояние и настроение? Хаос, агрессия, блудное разжжение, мрак, отчаяние, опустошенность, подавленность или же языческая эйфория, если брать что-нибудь «позитивное».

Кроме того, нужно понимать, что, будучи одним из направлений популярной музыки, рок-музыка является частью массовой культуры. Это шоу-бизнес, на котором делаются большие деньги и слава. Помимо музыкальной продукции и различных шоу, выпускаются вещи с символикой, логотипами и изображениями рок-групп и прочее. Потому совершенно неверно и наивно противопоставлять рок масс-культу, как поступают защитники и поклонники данного жанра.

Хочется также отметить, что говорить: «Рок – это сатанизм», в том смысле, что непосредственно все рокеры – сатанисты и каждая рок-песня прославляет сатану, неверно, однако подразумевать сатанизм как устойчивую тенденцию, проявляющуюся в символике, в текстах отдельных групп и целых рок-направлений, указывать на демонический дух этой музыки – будет правильным.

 

– Как Вы считаете, можно ли с уверенностью утверждать, что исполнение и прослушивание рок-музыки – грех? Существуют ли обоснования такой позиции в церковных правилах, творениях Святых Отцов и у православных подвижников благочестия?

– Поскольку рок-н-ролл возник совсем недавно, каких-либо канонов или церковных постановлений, где было бы указание конкретно на это явление, конечно, нет. Однако существует ряд церковных правил, запрещающих православным христианам участвовать в различных зрелищах и посещать их. Так, Правило 51 Шестого Вселенского Собора строго возбраняет «плясания на позорищи». В толковании к этому правилу епископ Никодим (Милош) пишет: «Воспрещает правило „плясания на позорищи“, пляску на сцене (τας επι σκηνης ορχησεις, in scena saltationes), так как это неприлично, и особенно если участвуют женщины, ибо этим возбуждаются у зрителей страсти и похоть». А правило 15 (18) Карфагенского Собора гласит: «Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления». А вот правило, касающееся рок-миссионеров: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен» (Правило 24 Шестого Вселенского Собора). В толковании к данному правилу читаем: «В виду такого наказания, само собой понятно, насколько отцы этого Собора считали несогласным со священным саном и с обетами монахов увеселения, о которых упоминает правило. <…> Посещение подобных игр и театров Церковь, разумеется, должна была воспретить окончательно и не только духовенству, но и верующим мирянам».

 

Окончание см. на стр. 9

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник