ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БЛАГОЧЕСТИЕ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Совместима ли рок-музыка с Православием?

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 7

 

Святые Отцы и подвижники благочестия также оставили немало наставлений на тему мирских увеселений. В частности, святитель Иоанн Златоуст писал: «Никто из наслаждающихся здешнею Трапезою (Таинствами в храме. – Примеч. ред.) да не растлевает души своей теми пагубными зрелищами. Все, что там ни говорится и ни делается, есть сатанинская гордыня. Знаете вы, сподобившиеся Таинства (Крещения), какие между нами положены обеты, или лучше сказать, в какой завет вы вступили со Христом, когда Он сподоблял вас Своих Таинств? Что вы пред Ним говорили? Что вы сказали Ему о гордыне сатанинской? Как вы, с отречением от сатаны и ангелов его, отреклись и от всей гордыни его и обещали более уже не уклоняться к ней? Итак, немало нужно заботиться, чтобы не забывать столь великих обетов и не делать себя недостойным таких Таинств» (О зрелищах. Беседа 1 на Евангелие от Иоанна).

Приведу также слова владыки-исповедника Василия Кинешемского: «Только в одном случае служение науке и искусству является плодотворным и полно захватывает человека – это тогда, когда оно связывается с религиозной идеей; когда, занимаясь наукой, человек смотрит на нее как на средство выяснить и понять тайны Божиего мироздания и открыть его вечные законы; когда искусством пользуется как средством пробудить в душе человека чувства высшего порядка – любовь к Богу или к Его земным проявлениям в истине, добре и красоте; другими словами, когда занятия наукой и искусством в действительности являются служением единому истинному Богу, представляя лишь особую форму религиозной жизни. <…> Вслед за искусством и наукой и все формы общественной деятельности оживают и дают человеку наивысшее удовлетворение только в связи с религией. А если так, то какой смысл подменять идею Бога человеческими кумирами? Если эти кумиры высшего порядка, они не дают полного и всестороннего удовлетворения, если низшего, то они только разрушают жизнь и вредят человеку. „Не сотвори себе кумира“».

Кроме того, нужно принять во внимание опыт и аргументированную позицию людей, прошедших через увлечение роком, авторов в сане и без, самостоятельно изучивших вопрос, профессионалов в разных областях (музыкантов, ученых и прочих). Среди них много известных пастырей: архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Владимир Переслегин и другие. Есть высказывания против рок-музыки и у старца отца Иоанна (Крестьянкина). Говоря о вреде рока, он подчеркивал его несовместимость с Православием.

 

– Но наряду с рокерами, афиширующими свой аморальный образ жизни и противные христианству убеждения, есть рок-музыканты, позиционирующие себя православными. Что Вы можете сказать о них и их творчестве?

– Исполнители и поклонники рок-музыки – не просто разные люди, каждый со своими взглядами и принципами. Они все принадлежат к рок-культуре, в той или иной мере разделяют ее ценности и атрибуты, и между рокером-христианином и рокером-сатанистом есть много общего, несмотря на разность убеждений. Это горделивый протест (причем протест не как форма проявления единичного несогласия, а как фактор мировоззрения), вызов общепринятому, либеральная борьба за свободу и индивидуальность. Отсюда соответствующая тематика песен: обличение, недовольство, конфликты, противостояние с кем-либо. Для рока характерны саморазрушительные депрессивные мотивы, порой доходящие до суицидальности, уклон в демонизм (вплоть до язычества и сатанизма), культ рок-н-ролла и рок-кумиров, также разврат и наркотики.

Сравним тексты песен «православных рокеров» и других рок-групп, в том числе и не скрывающих своей принадлежности к сатанизму.

1. Горделивый протест:

«Православный рокер» Константин Кинчев (рок-группа «Алиса»): «Мои песни для мертвых – облом, я пол века мешаю им спать»; «Всем важно, что о них скажут, мне важно, как отпоют. <…> Все захлебнулись в обиде, когда я встал на пути».

Сатанинская группа «Slipknot»: «Я угроза попсе, и я еще не умер! <…> Меня не купишь ни за какие деньги в мире. <…> Я хочу знать, как ты следовал своим же собственным приказам. <…> У тебя есть мечта, но она – ничто!»

2. Вызов общепринятому:

К. Кинчев: «И если долог день, то ночь коротка, но часы мне говорят: „Нет“, и поэтому я не ношу часов».

«Slipknot»: «Если вы – 555, то я – 666».

3. Либеральное восприятие свободы, причем как чего-то неизбежно недостижимого:

«Христианская» рок-группа «Черный кофе»: «Но для каждого из нас сердцу мил свободы час, и порой не жалко жизни, чтоб хлебнуть ее хоть раз».

«Metallica»: «Они посвятили свои жизни тому, чтобы подавлять его, он пытается угодить им всем, он так жалок, вся его жизнь – постоянная битва. <…> Все, что я чувствовал, все, что я знал, я никогда не показывал, несвободный, сам не свой».

4. Культ рок-н-ролла и рок-кумиров:

«Православная» рок-группа «Северный крест», воспитанники игумена Сергия (Рыбко): «Семь поколений рок-н-ролла. Рок – это не просто слово. <…> Рок – это жизнь»; «Они устроили бунт и протест, взорвали мозги. <…> „Nirvana“, „Deep Purple“, „Pistols“, „Битлы“».

Группа «Louna», выступившая в защиту панк-группы, совершившей кощунственную акцию в храме Христа Спасителя: «Мама, я прошу, не ругай меня, если я ложусь спать в начале дня. Я открыла дверь, он в нее вошел, жизнь моя теперь – это рок-н-ролл. <…> Это Хэтфилд и Мастейн, Это „Deftones“ и „Mudvayne“, это шаг в опасный путь и назад не повернуть».

Таким образом, направленность текстов рокеров-христиан не отличается от текстов других рокеров, кроме того, они зачастую смешивают христианство и рок-н-ролл самым чудовищным образом и, позиционируя себя верующими, не перестают пропагандировать противные Православию взгляды и ценности. Например, «православный рокер» К. Кинчев в 2011 году громко отпраздновал 20-летие своего язычески-сатанинского альбома «Шабаш» и на концертах в Москве и Санкт-Петербурге исполнил все его композиции.

Однако даже если не рассматривать идеологическую сторону, никакими самыми правильными текстами сущность рок-музыки не изменить, и накладывать православную лирику на оргиастический темный музыкальный ряд – значит заниматься кощунством и подменой. Такое творчество прививает его слушателям извращенное и демонизированное восприятие Православия, ложную духовность. На мой взгляд, это то же самое, что «хорошая» белая магия.

 

– Что, по Вашему мнению, можно посоветовать музыканту, игравшему рок или иную современную музыку, но осознавшему ее душевредность? Может ли он как-то употребить свои навыки и способности во славу Божию?

– Музыкантам лично от себя могу посоветовать попробовать себя вне современных популярных жанров. Возможно, получится нечто стоящее. Вероятно, нужно будет взять перерыв, чтобы отойти от прежних увлечений, измениться, чтобы впоследствии изменилась и сама музыка.

Что касается перенаправления своего творчества во славу Божию, то надо определиться, что мы под этим подразумеваем. Если речь идет о переориентации его на сугубо духовную тематику, то будьте внимательны, остерегайтесь профанации. У светского и церковного искусства различное назначение, и лучше не соединять несоединимое. Не уместнее ли тогда обратиться к церковному искусству?

Можно, думаю, поднимать в творчестве вопросы и темы, волнующие православного, но не напрямую, тем самым профанируя их, а аккуратно, соблюдая грань и вкус. Насчет конкретно этого советовать что-либо не дерзаю, тем более обобщающе, для всех.

 

– А как быть слушателю, поклоннику рока? Что бы Вы порекомендовали человеку, тяготеющему к этому жанру, но осознающему его пагубность? Существует ли какая-нибудь альтернатива для тех, кому трудно сразу отказаться от современной музыки в пользу церковной, православной?

– Не нужно отчаиваться, ибо отвыкнуть от увлечения тяжелой музыкой, как и от любой другой страсти, не так уж легко, но и нельзя оставлять все как есть. Альтернатива, конечно же, существует. Классическая и народная музыка, кантри, например. Я не говорю, что там все без исключения безупречно, нужно также смотреть и отсекать вредное, если оно есть. Но в целом и по сути эта музыка не содержит в себе того несомненного вреда, какой несет рок, и представляет куда большую эстетическую ценность.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник