ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Беседа на книгу святого пророка Божия Даниила

 



 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (75)

 

Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

 

Любовь Божия к Навуходоносору проявилась в том, что Господь навел на него безумие и царя превратил в быка, который жевал траву; и эта же любовь возродила Навуходоносора. Царь, ползавший на карачках и евший траву, воззвал ко Господу, – изменилась жизнь его и изменилось отношение к Богу, – и Господь вернул ему все, что он имел в этой жизни. Вернул, потому что с этого момента Навуходоносор понимал: все, что у него есть, принадлежит Владыке Владычествующему, Тому, Которого царство – в роды и роды (Дан. 4, 31). Тому, Кто Ангелами распоряжается и человеческими судьбами управляет. Так оканчивается это удивительное повествование, которое написано Навуходоносором от первого лица.

И далее в Книге пророка Даниила говорится уже о другом царе, сыне Навуходоносора Валтасаре. Навуходоносор уже умер, его не стало. Он умер по плоти, но прозрел по духу, значит, его жизнь была не напрасна. Но вот что сказано в пятой главе Книги Даниила о сыне его: Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его (Там же. 5, 1–2). Какой ужас! Царь Валтасар устроил грандиозный пир, собрал тысячи своих вельмож, они сидели и пили вино. Кстати, Священное Писание не запрещает нам пить вино, в Священном Писании сказано: Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15); в слове Господнем не говорится «не пейте», но – не упивайтесь (Еф. 5, 18). И по этому поводу святитель Иоанн Златоуст учил: «Виноделие учреждено Господом, а пьянство от дьявола». Надо во всем знать золотую середину. И вот Валтасар не знает этой середины, он пьет, пьет, и у него появляется кощунственная мысль: он приказывает принести сосуды, которые стояли в святилище Иерусалимского храма, чтобы из этих священных сосудов, к которым могли прикасаться только священники, пить вино со своими наложницами, со своими женщинами, со своими слугами. И вот приносят драгоценные сосуды блудницам, развратницам, и царь продолжает пиршествовать, в них наливают вино, крепкие напитки. Как Небеса могли спокойно на это смотреть? И Бог не промолчал. В тот момент, когда священные сосуды были наполнены вином блудодеяния, в воздухе появляется рука и начинает писать на стене: В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала (Дан. 5, 5), писала непонятные слова. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно об другое (Там же, 6). Вот в каком состоянии оказался этот человек, который устроил такое веселье, такое кощунство, такой грандиозный пир, – сидит, весь трясется от страха и не знает, что делать! Все блудницы его были в ужасе, они, верно, боялись уже притронуться к сосудам, а рука писала, продолжала писать. Но что же она пишет?

Каждый раз, когда мы совершаем какой-то дурной поступок, на Небесах в Книге Жизни записывается все – в памятной Книге пред лицом Господа. Сейчас, может быть, в твоей голове есть какие-то мысли, которые не угодны Богу, и вот они тоже вписываются в эту Книгу. Ни один поступок, ни одно помышление, ни один взор – ничто не скроется от праведного Судии.

Царь в ужасе, он видит таинственную надпись, но не понимает ее. Он говорит всем мудрецам Вавилонским: Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облачен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве (Там же, 7). Он готов на все, только бы ему объяснили, что эта страшная рука написала. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились (Там же, 8–9). Да, это был подлинный ужас, он не знал, что делать, был страшно перепуган. И царица, жена Валтасара, приходит на помощь своему мужу, подсказывая: Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость (Там же, 11), – вот что было в пророке Данииле: свет, разум и мудрость. Свет Господень, свет Христов наполнял сердце Пророка Божия. Разум не человеческий, но Божественный осиявал сего мужа, мудрость от Господа являлась укреплением его души. И вот послали за Даниилом, привели его, поставили перед царем, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого (Там же, 13–15).

Человеческая мудрость никогда не может понять воли Бога; человеческие мудрецы всегда будут плохими советчиками для любого правителя. Только Святая Церковь может действительно упасти нашу страну, наших правителей во благо для всего народа.

Итак, Даниил начинает свое истолкование, он прочитывает эти таинственные письмена: Мене, мене, текел, упарсин (Там же, 25). Такие слова были начертаны на стене, и никто не знал значения их: что означает мене, текел, упарсин. И Даниил объясняет: Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Там же, 26–28). Страшные слова, очень тяжелые слова. Оказывается, пока мы живем, нас уже взвешивают на весах вечности. Оказывается, пока мы еще живем, суд уже совершается над нами, суд, на котором взвешиваются поступки человека. И не дай Бог, если явится Ангел смерти и скажет кому-либо из нас: «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким». Это ужасно, когда у нас нет добрых дел, нет дел милосердия, когда мы творим только зло, когда мы внешне можем быть очень полными, можем быть очень тяжелыми, но внутри – совершенно пусты, это ужасное состояние.

И вот Валтасар услышал приговор, и он уже ничего не может поменять в своей жизни. Мы видим, как жизнь и этого царя оказывается в руках Божиих. Мир Навуходоносора был в руках Божиих, и сейчас мир богохульника Валтасара, который осквернил сосуды Дома Господня, тоже в руках Божиих, он на весах – текел – найден очень легким. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили на шею его золотую цепь, и провозгласили его третьим властелином в царстве. Царь хочет откупиться от Бога, он испугался и думает, что если он позаботится о Пророке, назначит его третьим человеком, третьим властелином в своем царстве, то, может быть, за это Бог простит его.

Сейчас тоже есть очень много грешников, которые хотят откупиться от Бога и тем избежать Божиего гнева; они приходят в храмы, ставят там множество свечей, они подходят к нищим, щедро подают им. Все это хорошо само по себе. Но плохо, если мы считаем, что этим выплачиваем весь свой долг Богу. Богу нужны не свечи, не наши деньги, Богу нужно, чтобы вся наша жизнь от начала до конца, как свеча сгорает на подсвечнике, была отдана на служение Ему. Богу нужно все наше сердце, каждый поступок нашей жизни.

Только дела милосердия, только перемена образа мышления, только глубокое раскаяние могли спасти Валтасара, а он хотел откупиться от Даниила. И вот, в ту же самую ночь, когда были произнесены слова мене, мене, текел, упарсин (Там же, 25), царь Валтасар был убит. А царство его принял другой царь – Дарий, о котором сказано: Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет (Там же, 31).

Да, если приговор Божий прозвучал, если душа твоя взвешена уже на весах Божиих, то никто более не поможет тебе, свершится все так, как этого хочет Господь. И кто может сказать Господу, кто может сказать Ему: «Что Ты сделал?» Никто, потому что Он делает то, что угодно воле Его. И не потому так, что Господь жесток и немилосерден – да не будет! Если кому-то пришла такая мысль, то гоните ее прочь. Нет, Он желает спасения каждого человека, ищет, ждет его обращения, терпит все его ошибки и заблуждения. Но если человек окаменел в своей гордыне, решительно отворачивается от Бога и знать не желает Его, то рано или поздно прозвучит над ним страшный приговор. И эта беседа должна посеять в сердце каждого верующего человека одну мысль: мы полностью в руках Божиих. Эта беседа обращена к сердцу каждого из вас и к моему сердцу, мы все должны понять, что все в руках Бога и никто не может уклониться от Его воли, никто не может изменить Его воли лишь своими человеческими усилиями, без должного раскаяния, без истинного религиозного покаяния. Поэтому давайте каяться в грехах наших и просить прощения у Господа в том, что мы порой напрасно топчем дворы Дома Его, что мы порой напрасно проводим время – в гордыне, в какой-то своей человеческой надменности; пусть Бог нас выведет из этого состояния.

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.

 

Окончание см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник