ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА XIII:
О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ,
О ЧИСЛЕ И ВРЕМЕНИ СЛУЖБ ЦЕРКОВНЫХ

 

§ 2

МОЛИТВА ПРЕВОСХОДНЕЕ
ДРУГИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

 

Молитва, соединенная с любовию и верою, более других добродетелей приводит людей к Богу. Ибо всякое доброе дело, как то: милостыню, служение братии, посещение немощных, попечение о заключенных в темнице, выкуп пленных и другие добродетели человек делает из любви к своим ближним, и они приближают его к Богу; или еще например: пост, землележание, коленопреклонение, бдение и прочие подвиги, предпринимаемые христианином ради чистоты и дабы приблизиться к Богу и быть в любви у Него, хотя хороши и бывают жертвою Богу, однако приближают к Нему не непосредственно. Одна только молитва приближает человека к Самому Богу, соединяет его с Ним, и делает его любезным Богу, и, молясь, он беседует с Богом, дерзает, просит и делает едино с Ним. Поэтому необходимо молиться немолчно и непрестанно, как молятся ангелы. Ибо Бог только того и хочет от нас, чтобы мы Его помнили, с Ним были, Его одного искали, любили и видели, так чтобы могли чисто и непосредственно принять дары Его. Но так как такую немолчную и непрестанную молитву нам, по немощи плоти нашей и ради нужд наших, невозможно в совершенстве исполнять, так что только немногие иногда имели такой Божий и равноангельный дар, то Церковь, снисходя к потребности нашей в этом деле, как деле божественном, установила известные и определенные времена для молитвы, избрала некоторое число молений, к исполнению которых всякий верный непременно обязан.

 

 

§ 3

СЛУЖБ ДНЕВНЫХ СЧИТАЕТСЯ СЕМЬ

 

Всех отдельных церковных служб, совершаемых всякий день и ночь, кроме священной и Божественной Литургии, считается семь, по числу даров Святаго Духа. Семь же даров Святаго Духа суть: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх, как говорит пророк Исаия: И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11, 2–3). Почему и Церковь, подражая этому семеричному числу даров Духа Святаго, потому что молитвы эти совершаются при содействии Святаго Духа, имеет также семь служб или молений, дневных и ночных, о чем смотри во 2 ч., гл. 1, § 5. Все эти семь молений или служб, обозначенные у Симеона Солунского (в гл. 298), так называются: 1) полунощница, 2) утреня вместе с первым часом, 3) третий час, 4) шестой час, 5) девятый час, 6) вечерня и 7) повечерие.

О семеричном числе молений пророк Давид говорит: Седмерицею днем хвалих Тя о судбах правды Твоея (Пс. 118, 164). Здесь под днем разумеются целые сутки, или день и ночь вместе, как говорится в книге Бытия: И бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5). О каждой из семи служб упоминает пророк Давид: о полунощнице: Полунощи востах исповедатися Тебе, Господи (Пс. 118, 62); об утрени и первом часе: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю (Там же. 62, 2); заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя (Там же. 5, 4); о третьем часе, шестом и о вечерне: Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой (Там же. 54, 18); и наконец, о повечерии: Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Там же. 6, 7).

 

§ 4

СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНЫХ СЛУЖБ

 

Всякая из служб церковных, совершаемая днем или ночью, имеет свое особенное содержание. Полунощница совершается, во-первых, в подражание бдению ангелов и немолчному их хвалению; во-вторых, чтобы безмолвием и тишиною приготовить наш ум к Божественному славословию; в-третьих, в воспоминание восстания Христова: ибо заутра рано во едину от суббот восста Христос, и в-четвертых, в воспоминание второго, будущего пришествия Христова, которое имеет быть в полуночи и которого мы, все верные, должны ожидать, когда Господь воздвигнет нас от смерти, как бы от сна, и явится как жених душ наших, среди ночи. Посему и должно нам бодрствовать. Утреня совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Приводящего свет, разрушившего тьму лести и подавшего нам свет благочестия. Потому с утренею соединяется и первый час, так как им начинается день и он приносится вместе с утренею, как дар и жертва хваления Господу. Третий час поем в честь Троицы: 1) потому, что прошла четверть дня, 2) в третьем часу иудеи обвинили Спасителя нашего и положили Его убить и 3) в этом же часу на апостолов сошел Дух Святый, Которым просветились мы все, живущие во вселенной. Подобным образом и шестой час поем так же в честь Святой Троицы: 1) потому, что еще кончилась четверть дня, 2) потому, что шестой час средина дня и 3) в шестом часу воплотившийся нас ради Христос Господь распят был на Кресте, и тогда же тьма была по всей земле, и Спаситель пострадал плотию. Славословие девятого часа бывает по следующим причинам: первое – потому что приближается конец дня и еще после шести прошли три часа, второе – в честь Троицы, так как девять часов троекратно указывают нам троичность лиц и третье – потому, что в девятом часу распятый за нас Христос, возгласив, предал Богу Отцу Свою душу и соделался совершенною жертвою за людей. Тогда-то земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись и, в знаменование общего нашего восстания, многие телеса усопших святых восстали. Ибо смертию Господнею умертвилась смерть и сущие во аде сделались свободными. Спаситель, предав Свою святую душу Отцу и распяв волею на Кресте плоть Свою, освободил наши души от рук диавольских; а чрез Воскресение Господа и наши телеса удостоились безсмертия. Итак, [в девятый час] мы благодарим Того, Который за нас умер плотию, Который, предав Свою душу, принес наши души Отцу и Который Своею смертию оживил нас. Вечерняя песнь, совершаемая в двенадцатом часу, то есть по прошествии последних трех часов после девятого, или в шестом часу по полудни, самым названием внушает, дабы мы славословили Создателя нашего за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, то есть конца дня. В это время мы благодарим Его за все то, что случилось с нами в прошедший день, то есть за нашу жизнь, пищу, мысли, слова и дела; и должны просить, дабы Он ниспослал нам ночь мирную, безгрешную и неблазненную, ночь, которая, как предзнаменование конца жизни нашей, предозначает нашу смерть. Наконец, повечерие совершается ради благодарения за начало ночи, за успокоение от трудов, предпринятых во время дня, и ради воспоминания смерти, которая некогда должна постигнуть нас. Ночь – это есть дар Божий как для человека, так и для всех прочих тварей; и потому мы молимся, дабы Христос Бог сподобил нам прейти ночь без опасения от губительных, злобных, темных и мрачных духов и избавил нас от них.

Итак, вот эти семь служб, которые у Давида называются и семью хвалениями. Для них в церковных уставах изложен порядок и последование. Более подробное изложение этих служб будет показано при объяснении их.

 

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

МУДРОСТЬ ||
Святые Отцы о посте

        

      «Пост – дар древний; пост – драгоценность Отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие Не снесте – есть узаконение поста и воздержания».


Святитель Василий Великий


     K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский


     Но вот и пост: постимся, братие, постом приятным. Горе, когда пост ни нам, ни Богу не приятен. Коль немощны стали мы!.. А все оттого, что праведны... Грешник не станет себя жалеть, и, когда восчувствует греховность, – тогда держись, грешная плоть!


Святитель Феофан Затворник

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник