ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КУЛЬТУРА ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Казачество – плоть от плоти русского народа

 


В.Г. ЗАХАРЧЕНКО и Кубанский казачий хор

 

В прошлом номере мы писали о фестивале «Оптинская весна», состоявшемся в конце мая с. г. в древнем русском городе Козельске (Калужской обл.) и публиковали интервью с одним из его организаторов руководителем белорусского инструментального трио «Лирица» Трофимом Антиповым. Сегодня предлагаем к прочтению беседу нашего корреспондента с членом жюри фестиваля художественным руководителем Кубанского казачьего хора, доктором искусствоведения, народным артистом России, членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству Виктором Гавриловичем Захарченко.

 

– Виктор Гаврилович, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Я родился 22-го марта 1938 года в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края, в которой затем прожил 17 лет. 24-го августа 1941 года моего отца забрали на фронт, а уже 18-го ноября он погиб. Они с мамой оба были сиротами. Мама – Наталья Алексеевна – осталась одна с четырьмя детьми: Колей (13 лет), Зоей, мной и Борей (он был младенцем). В 1942 году немцы оккупировали нашу станицу и выгнали нас из хаты; мы жили в погребе.

 

– А Вы запомнили, как отец уходил на фронт?

– Да, помню, мама обливалась слезами. Она его очень любила и потом всю жизнь ждала.

 

– А как Вы занялись музыкой?

– Мне чрезвычайно повезло: меня миновала так называемая современная масскультура. С детства я слушал народные песни. Света в доме не было, газа тоже, и люди вечерами, когда темнело, собирались вместе и пели. Пребывание в этой животворной народной среде и стало для меня главным музыкальным образованием. В шестом или седьмом классе мне купили гармошку. После школы я поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое училище, а по его окончании – в Новосибирскую консерваторию. Господь Бог даровал мне великих учителей – хорового дирижера профессора Владимира Николаевича Минина и музыковеда и музыкального этнографа, доктора искусствоведения, кандидата исторических наук Евгения Владимировича Гиппиуса. Владимир Николаевич еще жив, ему сейчас 85 лет. Наша дружба продолжается с 1962 года и по сей день. Он – народный артист России, создатель и художественный руководитель Московского камерного хора.

 

– А Евгений Владимирович – не родственник поэтессы Зинаиды Гиппиус?

– Да, он ее племянник. Я учился у него в аспирантуре, и он пробудил во мне интерес к научной работе. В результате я собрал большой песенный материал по деревням. Много записей уже расшифровано и опубликовано; полное собрание сочинений насчитывает 25 томов. Но значительная часть еще не обработана.

 

– Расскажите, пожалуйста, об истории Кубанского казачьего хора.

– Кубанский казачий хор был основан на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1-го октября 1811 года. Это войсковой хор, неотъемлемая часть Черноморского казачьего войска, которое с 1861 года переименовали в Кубанское. После революции хор ушел в эмиграцию, а в советское время при Сталине возродился. В 2011 году мы отметили наш 200-летний юбилей. И уже 40 лет я являюсь художественным руководителем коллектива. Мы участвуем не только в концертах, но и в церковных богослужениях, например, в Донском монастыре, часто сопровождаем в поездках Святейшего Патриарха. Наш хор награжден орденом святого Димитрия Донского I степени.

 

– Существуют различные теории происхождения казачества. Одни историки утверждают, что казаки произошли от татаро-монголов, другие – что от скифов, третьи – от иранцев. А что Вы думаете по этому поводу?

– Все это ложь. Казачество – плоть от плоти русского народа, мирские Пересветы. Конкретно Кубанское казачество – это потомок Запорожского войска. В 1775 году Запорожская Сечь была упразднена. Вскоре после этого, в 1778 году, началась русско-турецкая война. Запорожские казаки под командованием Суворова проявили чудеса храбрости, и за это Императрица Екатерина пожаловала войску в вечное владение отвоеванные у турок исконно русские земли на Кубани.

Есть замечательная книга академика Д.И. Яворницкого в трех томах «История запорожских казаков». Там описан следующий характерный момент. Когда казаки попадали в плен, их казнили тремя способами – либо четвертовали, либо колесовали, либо сажали на кол. Самая мучительная смерть – на колу. И вот когда принимали в казаки, новобранцу задавали вопрос: «Ты крещеный?» – «Да». – «А готов ли ты принять смерть за Православную веру, если тебя четвертуют, колесуют или посадят на кол?» – «У меня деда посадили на кол, и сам я готов принять такую смерть…» Вот какое было мужество и готовность страдать за истину! Про повальное пьянство казаков – тоже неправда. Бывало, конечно, выпивали. Но в походах не употребляли спиртное. Нарушения карались жестко, даже жестоко – тут же рубили голову.

 

– В XX веке возникла и развилась теория, согласно которой существует некий уникальный гордый и воинственный украинский этнос, произошедший от древних укров. Его представители всегда ненавидели якобы притеснявших их «москалей» и воевали с ними. Как Вы можете прокомментировать такой взгляд на историю взаимоотношений малороссов с русскими?

– Мы объехали все континенты, выступали в десятках стран. Были в Китае, в Австралии, в Штатах, пели и во Львовской области. Мне знакома эта абсурдная теория, принадлежащая Шухевичу, помощнику Бандеры. Киев – матерь русских городов, а малороссы – родные братья великороссов и белорусов. А все эти представители «уникального гордого и воинственного украинского этноса», называющие себя казаками, к подлинному казачеству не имеют никакого отношения.

Однажды мы зашли в храм во Львове, а священник там был какой-то странный. Я спросил: «А что это за батюшка?» Мне ответили, что он греко-католический. Но католицизм – ересь. Восточная Европа – православная. А наши враги всегда пытались нас стравить между собой – молдаван с румынами, русских с малороссами и т. д. И сейчас западные и особенно украинские СМИ используют метод Геббельса – сплошную ложь…

 

– А бывают казаки-мусульмане? Один священник мне говорил, что это – абреки, а не казаки. А Вы как думаете?

– Батюшка правильно сказал. Никакие они не казаки. Казаки – это в первую очередь люди православные.

 

– Виктор Гаврилович, а как Вы сами пришли к вере?

– Моя мама родом из поселка Лиски Воронежской области (с 1937 г. – город, – примеч. ред.). В шестилетнем возрасте она осталась сиротой, и ее взял на воспитание местный священник отец Тихон. Впоследствии она всегда с благодарностью вспоминала о нем и назвала нас, своих детей, по именам чад этого батюшки. Несмотря на господствовавший в советское время материализм, мама имела детскую сердечную веру и нас старалась воспитывать в Православии. Помню, мальчишкой был на пасхальной службе в нашем станичном храме, который потом разрушили… Мама прожила 90 лет, и ее слова, рассказы о вере навсегда врезались в память.

Затем с годами я несколько отдалился от Церкви. Но 18 лет назад меня сбила машина. В итоге – перелом бедра. Пять дней пролежал на спине и уже думал, что не поднимусь, был готов, что отнимут ногу, – жить же хочется. Но, слава Богу, и ногу мне сохранили, и я имею возможность самостоятельно передвигаться – делаю ежедневную гимнастику и даже пробежки. Врачи поставили мне штифт. Пришлось около года отлеживаться в больнице, а потом еще три года туда ездить. Это было испытание, которое Господь Бог послал мне для вразумления, за что я Ему очень благодарен. Оно укрепило во мне веру и благоприятно повлияло на мою духовную жизнь, поскольку я – человек эмоциональный, взрывной, а инвалидность невольно заставляет сдерживаться.

Моему сближению с Православием поспособствовал и тот факт, что основателем нашего хора был войсковой протоиерей Черноморского казачьего войска Кирилл Россинский. Когда я об этом узнал, стал изучать историю, воцерковляться, стараться лучше усвоить учение Церкви: художественный руководитель Кубанского казачьего хора просто обязан тянуться к той духовной высоте, на которой стояли его основоположники. Глубоко убежден, что мой жизненный путь – в руках Промысла Божиего.

 

– Что Вы можете сказать о состоянии классической культуры в наши дни? В чем ее значение для современного общества?

– Сегодня ответственность у министра культуры не меньше, чем у министра обороны. Слава Богу, последние два года идет процесс возвращения к нашим истокам: разрабатывается государственная концепция культуры, основанная на наших культурных и духовных традициях.

 

– А что собой представляет народная культура?

– Традиционная народная культура – песни, сказки, обряды (свадьба, святки, колядки), былины – многожанровая. В ней спрессованы заповеди народные. Каждая песня – наставление. Народная культура – это код народа, его менталитет. Именно народ создает музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем.

 

– Виктор Гаврилович, каково Ваше отношение к ювенальной юстиции?

– Резко отрицательное. Она противоречит нашим народным семейным традициям. Так, в одной народной песне поется о Пресвятой Богородице, как Она сошла во ад и вывела оттуда души грешников. Только одну душу оставила мучиться – ту, которая «нэньку», т. е. мать, не почтила. А ювенальная юстиция культивирует этот грех непочитания родителей среди детей, возводит его в ранг нормы, закона, чем фактически лишает их возможности спасения.

 

– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

– Делать в жизни как можно больше добрых дел, и чтобы Господь благословлял все наши благие начинания!

 

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник