ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Яко с нами Бог»

 


 

Русская Православная Церковь 2/15 июня с. г. празднует память всех святых, а еще через неделю, 9/22 июня – всех святых, в земле Российской просиявших. Святитель Лука Крымский в одной из проповедей в Неделю Всех святых сказал: «В святцах немного имен святых – всего около 2000 <…>, но не может быть, чтобы святых было так мало, – их больше, конечно, неизмеримо больше. <…> Только ничтожное число святых канонизировано <…>. А все огромное множество других святых известно только Богу, о Котором говорим, что Он единый Сердцеведец, „Единый сведый сердечная“. В Его всевидящих очах велики и драгоценны ничего не значащие для мира и даже презираемые и гонимые миром простые и бедные люди, которых на самом деле весь мир не достоин». Предлагаем к прочтению воспоминания нашего читателя-священника о своих первых духовных наставниках – именно таких не прославленных, но несомненно угодивших Богу подвижниках XX века.

 

Первые уроки веры и благочестия, которые сформировали мою детскую душу и направили жизненный путь в ту колею, которой держусь с Божией помощью и поныне, я получил от своей бабушки Варвары Николаевны.

Она родилась на Кубани в 1890-е годы. Во время советской власти побывала в тюрьме – видимо, ее оклеветали. Там она некоторое время питалась одними яблоками. Муж бабушки, Павел, в Гражданскую войну уехал в Грецию, пообещав вернуться и забрать семью, но так и не приехал. Бабушка осталась с двумя детьми – сыном Владимиром и дочерью Таисией. Когда они выросли и обзавелись своими семьями, стала жить одна. Пенсии она не получала, дети немного помогали ей материально. Жила бабушка в городской квартире. Топили тогда дровами; небольшого количества дров ей хватало на зиму – топила мало, и в доме было холодно. Бабушку, бывало, укоряли, что у нее не убрано, но это не препятствовало ни молитве, ни духовному настроению. В ее жилище чувствовалась особая благодать.

До обеда бабушка ничего не ела, первый раз кушала в час дня. Питалась очень скудно – сухарики, водичка, какая-то похлебка. В кастрюльку положит, на пару размягчит и ест – такой диетический хлеб получался. Когда пища портилась, она ее не выбрасывала – перекрестит и съест. Вкушала только ржаной хлеб, говорила, что белый не дает силы. Когда ей приносили что-нибудь из продуктов, она откладывала со словами: «Ну, что толку, что я съем, вот если бы кому-нибудь отдать, милостыню дать, угостить – это будет пред Богом (то есть больше пользы будет)». На праздники, конечно, бывало угощение. На Пасху пекла куличи.

В отношении веры и нравственности бабушка отличалась строгостью, убеждала людей жить по-христиански, обличала современные нравы: «Вот, они ходят в коротких юбках – и такая жизнь у них короткая». За это часто терпела клевету, напраслины, поношения. Враг восстанавливал людей против нее. Но бабушка отличалась незлобием, не обижалась, не считала врагами тех, кто ее оскорблял, говорила: «Они с меня грехи снимают, пускай».

К мирской жизни она была безразлична: почти ни во что не вникала, никакие новости ее не интересовали. По праздникам обязательно ходила в церковь. Любила ездить по монастырям – в Почаев, Печоры, Сергиев Посад (Загорском тогда назывался; после войны было всего три действующих монастыря). Она старалась везде что-то почерпнуть духовное, научиться, а когда возвращалась, много рассказывала, передавала другим верующим эту духовную пищу. Обязательно из каждой такой поездки привозила какую-то книгу – жития святых или другую. А тогда это считалось редкостью, духовная литература не издавалась. И отношение к книгам было иное – читали со вниманием, с радостью, с глубокой верой. Чувствовался духовный голод.

Праздных бесед бабушка не любила. Была у нее большая старинная Библия. Когда я приходил к ней, она всегда просила: «Внучек, почитай мне Библию». Особенно ей нравилось слушать 3-ю книгу Ездры и Евангелие. Любила разбирать пророческие книги. Если возникала беседа, говорила о Боге, о священных предметах.

Любила она молиться по ночам. Говорила, что от ночной молитвы – особая благодать, как бы манна с неба сходит. И нас, внуков, все время подвигала к молитве. Молилась бабушка не по молитвослову: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», молитва Иисусова, еще какие-то молитвы... Когда я уже учился в семинарии, бывало, приеду к ней и начинаю убеждать, чтобы молилась по уставу: «Бабушка, ты читай утренние и вечерние молитвы по молитвослову, так положено». Но когда мы стали вместе молиться, я понял, что ее молитва гораздо выше моей, «уставной». Молилась бабушка со вниманием, благоговением и смирением. Делала поклоны. Поклон сделает – кукурузку положит. Так считала – четок у нее не было.

Была у бабушки подруга, Пелагея Максимовна: придет, хлеб принесет, мирно побеседуют. В годы советской власти многие отошли от Бога, от Церкви, и Пелагея Максимовна в значительной мере тоже утратила веру. Однажды она заболела и не хотела лечиться, отказывалась от врачей. И вот, стало ей совсем плохо, думает: «Умираю». Вдруг все вокруг как бы стихло, и слышит она тихий кроткий голос: «Не верь, что нет Бога – есть Бог. Не верь, что нет святых – сколько на земле икон, столько на небе святых. Надо жить, как в Священном Писании сказано. Не надо смотреть на других, не надо завидовать, кто как живет. Надо праздники чтить…» Многое было ей открыто о ее жизни и о родных, и все, что она услышала, сбылось. Сказано было и о том, что к Троице она выздоровеет без помощи врачей. Все так и произошло. Господь ее исцелил. И после этого чудесного случая она стала глубоко верующей.

Пелагея Максимовна готовила удивительный борщ – постный, но такой вкусный, как будто скоромный. Когда она его варила, то молилась: «Господи, услади сию постную пищу». Покрестит, помолится – и Господь действительно услаждал. Пелагея Максимовна всегда говорила: «Как Господь даст», «Если будем живы, Господь укрепит, благословит, то с Божией помощью сделаем», «А как Господь, без Бога – ни до порога». Такая глубокая вера у нее была и упование на Господа, на Его всемогущий Промысл.

Как тогда верующие жили? Друг друга поддерживали, больше было сочувствия друг ко другу, любви. Если где обретался праведник, то ездили к нему за духовной помощью. Вот и бабушка Варвара всегда искала духовных людей и поддерживала с ними связь.

 

Продолжение см. на стр. 14

 

 

 

ОПРОС ||
Обеты в Православной Церкви

    


   1. Знаете ли Вы, что в Православии существует три вида обетов: обычные для всех христиан (даваемые в Крещении, при вступлении в брак, при занятии государственных должностей), монашеские и частные (произносимые в особых жизненных обстоятельствах)?


     да – 92 %; нет – 8 %

 

     2. Знаете ли Вы, какие три основных обета дают монашествующие при постриге?


     да – 64 %; нет – 36 %

 

     3. Приходилось ли Вам давать обет Богу в затруднительных обстоятельствах или в знак особой благодарности за оказанное благодеяние?


     да – 57 %; нет – 43 %

 

     4. Известно ли Вам, что неисполнение обета – тяжкий грех и поэтому к его произнесению необходимо подходить ответственно и рассудительно?


     да – 88 %; нет – 12 %

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник