В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
Продолжение. Начало см. в № 2 (98)
Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.
4. ПРОТИВОРЕЧИЕ В СТАТЬЕ
«К УЧЕНИЮ О
СВЯТОЙ РУСИ», ДОПУЩЕННОЕ ПРИ УТОЧНЕНИИ
МЫСЛИ О БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИЦАРСКОЙ ВЛАСТИ.
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗГЛЯДА НА СУЩНОСТЬ ДЕЛА В ВОПРОСЕ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В ЕВРЕЙСКОМ НАРОДЕ
Одною из таких ошибок является противоречие, какое наблюдается в данном критическом отзыве – в рассуждениях все о том же: о богоустановленности царской власти. Этот дефект допускается здесь при уточнении мысли о том, какую царскую власть нужно считать установленной от Бога. Мы уже рассматривали мнение автора критики, в котором богоустановленной властью считается власть одного лишь Царя-Помазанника Божиего, а не языческого царя единодержца или самодержца (П.С.Л. К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2–3. С. 96).
Но в другом месте критического отзыва говорится: «Можно сказать даже еще точнее: царская власть установлена Богом, как и всякая другая власть, но дано указание, что Богу угодно сознание царскою властию своей задачи слушать гласа Божия, служить делу Божию. Значит, предметом особого благословения была не сама власть, а отношение властителя к Богу и своей власти; благословляется определенное нравственное настроение держащего власть, а не сама царская власть как таковая. Вот в чем суть дела, и нельзя не видеть, насколько это разнится от мысли, проводимой владыкой Серафимом» (Там же. С. 93).
Итак, если «о богоустановленности можно говорить только в отношении Царя-Помазанника», то зачем же говорить о богоустановленности в отношении всякой другой – не царской власти? Это противоречие свидетельствует, что для автора критического отзыва вопрос о богоустановленности власти не представляется ясным.
Вместе с тем, в данном уточнении мысли о богоустановленности царской власти неясно, что надо разуметь под всякой другой властью, которая, по свидетельству критической статьи, установлена Богом. Таким образом, здесь, на основании этих слов, дается повод считать богоустановленною властью и конституционную, и республиканскую, и вообще всякую власть.
Зато ясно выражена в этом небольшом абзаце другая мысль. Критика полагает, что не в самой царской власти, хотя бы и богоустановленной, заключается сущность дела, а в надлежащем ее отношении к Богу и к самой себе, на что «дано указание», разумеется, от Бога при поставлении Царя Израилю и что будто было предметом особого благословения Божиего.
И эта мысль расходится со Священным Писанием. Из его текста видно, что предметом особого благословения Божиего, которое выразилось при поставлении Царя в его помазании святым елеем, была сама личность Царя и его царская власть, а не отношение ее к Богу чрез сознание своей от Него зависимости, задачи слушать гласа Божиего и соответствующее сему настроение Царя.
Предсказывая учреждение царской власти в израильском народе, Господь говорил Моисею: Егда сядет [царь] на престоле власти своея, да напишет себе второзаконие сие <...> и будет с ним, и да чтет ю во вся дни жития своего, да научится боятися Господа Бога своего, и хранити вся заповеди сия и оправдания сия, творити я (Втор. 17, 18–19).
Отсюда понятно, что требуемое отношение Царя к Богу и своей власти представляется следующим и при том действующим на протяжении всей дальнейшей жизни Царя фактором после его воцарения, разумеется, уже избранного Богом и получившего от Него особое благословение в виде помазания его на Царство. Следовательно, Священное Писание свидетельствует, что при установлении царской власти предметом особого благословения Божиего было не отношение Царя к Богу и своей власти, а сам Царь и его царская власть.
Об этом свидетельствует Священное Писание и в своем повествовании о самом учреждении царской власти. Отсюда видно, что не отношение Саула к Богу и своей царской власти было предметом особого благословения Божиего – помазания святым елеем, а личность и царская власть его. А об отношении Саула к Богу в смысле Божественного указания, данного Моисею для будущего Царя, Самуил говорил уже после сугубого помазания его на Царство и притом в форме наставления для всего израильского народа, без особенного даже выделения из его среды Саула (см.: 1 Цар. 12, 14–15, 20–21, 24).
Если бы при избрании и поставлении Саула на Царство Господь имел в виду его к Себе отношение как Царя, то не удостоил бы его особого Своего благословения, т. е. помазания его святым елеем, почему и сказал Самуилу: раскаяхся, яко помазах Саула на царство, понеже отвратися от Мене и словес Моих не соблюде (Там же. 15, 11).
Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)
Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.
Продолжение см. в след. номере
14 / 27 июня 1899 года родилась св. мц.
вел. кн. Мария Романова;
5 / 18 июня 1901 года
родилась св. мц. вел. кн. Анастасия Романова
Великие Княжны Мария и Анастасия, 1914 год
Царские дочери
Царские дочери, царские дочери, Счастье и славу вам в жизни пророчили, Мир восхищался и зрел вас воочию, Царские дочери, царские дочери.
Из лихолетья гляжу в ваши очи я, Полные скорби, страдания ночи... Память в народе о вас обезточили, Царские дочери, царские дочери.
Дни наши ныне и мига короче, Нет у России Царевен – лишь прочие: Есть «мисс Вселенной», «красавицы Сочи»..., Царские дочери, царские дочери.
Души забвеньем у нас заколочены И клеветой на Царя опорочены. Вечным укором стоят у обочины Совести нашей... царские дочери!
Владимир НЕВЯРОВИЧ
Царский крест. СПб., 2009.
|
4 / 17 июня: – в 1634 году в селе Семлево на реке Поляновке Россия и Польша заключили мир, положивший конец русско-польской войне 1632–1634 годов (поляки отказались от притязаний на русский престол); – в 1709 году Император Петр I прибыл в армию под Полтавой; – в 1763 году Императрица Екатерина II издала Манифест, запрещающий произнесение необдуманных речей, опасных для общественного спокойствия.
5 / 18 июня: – в 1434 году почил Великий Князь Московский Юрий Димитриевич, Августейший сын святого благоверного Великого Князя Димитрия Донского, крещеный преподобным Сергием, игуменом Радонежским; – в 1901 году родилась святая Мученица Великая Княжна Анастасия Николаевна, четвертая (младшая) дочь святого Государя Мученика Николая II Александровича и святой Государыни Мученицы Александры Феодоровны.
6 / 19 июня: – в 1552 году войско русского Царя Иоанна Грозного вышло на юг для отражения вторжения в Россию крымского войска хана Девлет-Гирея.
8 / 21 июня: – в 1514 году русское войско Великого Князя Московского Василия III Иоанновича второй раз выступило из Москвы к Смоленску, чтобы вернуть древний русский город, находящийся во владении Литвы. Поход оказался успешным; – в 1648 году Богдан Хмельницкий впервые обратился к Москве с просьбой присоединить Малороссию к России; – в 1698 году Царь Петр I разбил под Новоиерусалимским монастырем войска взбунтовавшихся стрельцов, пытавшихся возвести на русский престол его сестру – Царевну Софию Алексиевну; – в 1744 году по указу Императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевский монастырь получил наименование лавры. А еще раньше, с 1738 года, по указу Императрицы Анны Иоанновны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться Духовным Собором старцев.
10 / 23 июня: – в 1610 году в Кремле сторонниками самозванца Лжедмитрия был убит Царь Феодор II Борисович Годунов, сын Царя Бориса Годунова.
14 / 27 июня: – в 1619 году вернулся из польского плена Филарет Романов, отец первого русского Царя Михаила Феодоровича; – в 1899 году родилась святая мученица Великая Княжна Мария Николаевна, третья Августейшая дочь святого Государя мученика Николая II Александровича и святой Государыни мученицы Александры Феодоровны.
|