ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Преподобный Сергий Радонежский и его время

 

К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

 

 


Памятник преподобному Сергию
под стенами Троице-Сергиевой лавры

 

Отшельник, он спокойно,
как все делал в жизни,
поднял крест свой за Россию
и благословил Димитрия Донского
на ту битву, Куликовскую,
которая для нас навсегда
примет символический,
таинственный оттенок.

Борис ЗАЙЦЕВ

 

Преподобный Сергий, в миру – Варфоломей, родился 3-го мая 1314 года (здесь и далее даты указаны по старому стилю, – примеч. ред.) в селе Варницы под Ростовом Великим в благочестивой боярской семье Кирилла и Марии и был предизбран Господом еще от чрева матери его. Об этом рассказывает житие святого, составленное преподобным Епифанием Премудрым, учеником Троицкого игумена.

Еще до рождения сына, молясь за Литургией, праведная Мария и другие находившиеся в храме люди услышали троекратное восклицание младенца во чреве: перед чтением Евангелия, во время Херувимской и после возгласа «Святая святым». С первых дней жизни новорожденный отказывался от материнского молока по средам и пятницам, а также и в другие дни, если мать употребляла мясную пищу.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали на обучение. Несмотря на прилежание и труды, грамота отроку не давалась, и он много молился о даровании ему книжного разумения. Однажды отец отправил его в поле за лошадьми, где Варфоломей встретил посланного Богом ангела, явившегося ему в иноческом образе (этот момент изображен на известной картине М.В. Нестерова). Благообразный старец ласково обратился к мальчику: «Что тебе надобно, чадо?» Тот отвечал: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок совершил молитву, подал отроку частицу просфоры и сказал: «Возьми, чадо, и съешь. Это дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Черноризец посетил дом Варфоломея, благословил его родителей и велел отроку взять Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать и с этого времени делал это без труда, легко понимая смысл прочитанного. С детства он углубленно молился, строго соблюдал посты, не пропускал церковных служб.

Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и незадолго до своей кончины приняли монашество. Похоронив родителей, богобоязненное чадо Варфоломей и его брат Стефан (к тому времени овдовевший) удалились на пустынножительство в лес. В 12-ти верстах от Радонежа они построили келью и церковь во имя Пресвятой Троицы.

Вскоре Стефан, не выдержав трудностей пустыннической жизни, оставил брата и перешел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же 7 октября 1337 года принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия. Вскоре весть о подвижническом житии инока распространилась по окрестностям и вокруг него стала собираться братия. Так было положено начало Троице-Сергиевой лавре.

Времена те были нелегкими. Уже целое столетие томилась Русь под игом ордынцев, страдая от разобщенности своих князей, оспаривавших друг у друга ханский ярлык на великое княжение; эта междоусобная борьба всячески поощрялась Ордой. Тогда великие князья Московские только начинали державное дело собирания русских земель. Вне всякого сомнения, это было просто немыслимо без поддержки Православной Церкви, и своим возвышением Москва всецело обязана святителям Петру и Алексию. Святителя Алексия и преподобного Сергия связывала духовная дружба, и святой Сергий, по просьбе митрополита Алексия, неоднократно совершал дальние поездки для увещевания князей – противников Москвы.

Однако, несмотря на все трудности, в духовной жизни Руси наметился очевидный подъем: строились и благоукрашались храмы, зарождались многочисленные обители, писались духовные книги. И неслучайно современниками преподобного Сергия были такие великие люди, как уже упомянутые святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Епифаний Премудрый, а также святой Стефан Пермский, просветитель зырян, преподобный Андрей Рублев, боговдохновенный иконописец, святой благоверный князь Димитрий Донской и множество других.

Итогом такого религиозно-национального пробуждения стала знаменитая битва на поле Куликовом – величайшее событие ХIV века на Руси. Обезпокоенный усилением и возрастанием самостоятельности Москвы, правитель Золотой Орды Мамай задумал грандиозный карательный поход на Русь, чтобы напомнить времена батыевщины. Он собрал огромные военные силы, многочисленных наемников, заключил союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Готовилась к войне и Русь, к князю Димитрию стекались многие рати и ополчения.

И вот, 18-го августа 1380 года святой Димитрий с князем Владимиром Серпуховским, другими князьями и воеводами приехал в Троице-Сергиеву лавру; отслужили молебен. На трапезе преподобный Сергий предрек князю Димитрию, что в решающем сражении он останется жив, но многие его сподвижники погибнут. Он благословил князя и его свиту, окропил святой водой. Летопись также сообщает о том, что преподобный Сергий советовал князю в последний раз попытаться добиться у Мамая мира, даже ценою уплаты дани. На это князь ответил, что все такие попытки остались безуспешными. Тогда преподобный Сергий Духом Святым предсказал ордынцам гибель, а святому Димитрию – победу и славу. Как особое свое благословение он дал князю двух монахов-схимников, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, бывших в миру воинами.

Русские войска, после сбора в Коломне 20-го августа, двинулись к Дону. В канун праздника Рождества Богородицы они достигли цели и ночью переправились через реку чуть ниже устья ее правого притока – Непрядвы. Медлить было нельзя, иначе полчища Мамая соединились бы с силами литовцев.

Наступило утро 8-го сентября 1380 года. По обычаям того времени сражение началось поединком, в котором витязь-инок Пересвет поразил татарского богатыря Челубея, но и сам при этом был убит. Князь Димитрий в доспехах простого ратника сражался в первых рядах Сторожевого полка, принявшего на себя удар лучших сил конницы Мамая. Убедившись, что опрокинуть центр русского войска не удалось (Большой полк, состоявший из пеших ополченцев, устоял), ордынцы перенесли основной натиск на полк Левой руки, оттеснив его к Непрядве. Положение русских стало критическим, возникла угроза их флангового охвата. Однако в решающий момент битвы в спину татарам ударил Засадный полк под командованием князя Владимира Серпуховского и воеводы Димитрия Боброка. Удар русских был внезапным и стремительным. Ряды татар дрогнули и смешались, началось их паническое отступление. Русская конница преследовала их до наступления темноты. Так исполнилось предсказание преподобного Сергия. В часы битвы он молился в храме, духовными очами наблюдая ход боя, называл имена павших и отличившихся.

Повествование о Куликовской битве летопись заканчивает так: «И была на Руси радость великая, но печаль оставалась от убитых Мамаем на Дону князей и бояр, и воевод, и многого воинства, оскудела вся земля Русская воеводами и слугами и всеми воинствами». В память многих убиенных в битве Православная Церковь установила особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу.

Победа на поле Куликовом неоценима для Руси. Хотя ненавистное ордынское иго тогда окончательно свергнуть еще не удалось, удар, нанесенный орде, был значителен, в отношениях с монголо-татарами наступил перелом.

Преподобный Сергий не оставлял своей деятельности по сплочению Руси и после битвы, содействовал примирению и единомыслию Москвы и Рязани. Однако к концу своей земной жизни он постепенно отошел от гражданских забот, передал игуменство своему ученику – преподобному Никону, а сам углубился в молитву, безмолвие и созерцание.

В своей ангелоподобной жизни преподобный Сергий удостоился от Бога небесных видений. Однажды ночью он молился перед иконой Божией Матери, и внезапно Пресвятая Богородица явилась ему в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова, благословила его и обещала всегда покровительствовать основанной им обители.

Достигнув глубокой старости, преподобный отошел к Богу 25-го сентября 1392 года, еще за полгода предвидев свою кончину. В завещании он велел ученикам хранить единство, душевную и телесную чистоту, украшаться смирением, не забывать страннолюбия. Эти заветы преподобного на века стали самыми характерными чертами русской духовности.

И после преставления к Богу преподобный Сергий не оставляет нашу землю своим предстательством. Известны явления святого в Казани накануне взятия ее Иоанном Грозным, во время героической обороны Троице-Сергиевой лавры от польско-литовских интервентов в годы Смуты. Именно преподобный Сергий, трижды явившись во сне Кузьме Минину, направил его на сбор ополчения.

Вот почему для нас так поучительны слова писателя Бориса Зайцева, сказанные им много лет назад: «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательства, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий <...> учит именно всем обликом своим – одним он утешение и освежение, другим – немой укор». В продолжающейся битве за Святую Русь такая поддержка, такой укор для нашего народа безконечно важны.

Преподобный Сергий почитается и на Белорусской земле. Ему посвящены почти два десятка храмов, приходов и часовен в Минске, Гомеле, Гродно, Лиде, Мозыре и других местах.

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,

клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник