ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО В МАРФО-МАРИИНСКУЮ ОБИТЕЛЬ

 


Интерьер Покровского собора

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

Преподобноисповедник Гавриил, в миру – Иван Иванович Игошкин, родился 23-го мая 1888 года в Сосновоборском районе Пензенской области, в деревне, ныне носящей наименование Сосновка, в крестьянской семье. Образование он получил в двухклассной церковно-приходской школе. В 1903 году, с благословения родителей, Иван удалился в Жадовскую Пустынь Карсунского уезда Симбирской губернии, где подвизался до 1909 года, когда был призван на военную службу. С этого времени и до 1917 года он служил в армии, воевал на фронте.

После революции представители новой, безбожной власти разорили семью Игошкиных, и в 1921 году трое братьев – Иван, Афанасий и Григорий – навсегда покинули родительский дом и уехали в город Покровск (в настоящее время – Энгельс) Саратовской губернии. Там архиепископ Тихон (Оболенский) рукоположил Ивана в священный сан, а когда Владыку перевели в Москву, отец Иоанн последовал за ним.

В столице он был определен вторым священником в Марфо-Мариинскую обитель. Батюшке довелось лишь год сослужить отцу Сергию (Сребрянскому) и перенимать у него опыт. В 1923 году, когда отца Сергия арестовали и сослали в Сибирь, все заботы по духовному окормлению сестер легли на плечи отца Иоанна. В 1925 году, после упразднения Марфо-Мариинской обители, его перевели в храм святителя Николая в Пыжах, где он настоятельствовал вплоть до его закрытия. В 1929 году в Богоявленском монастыре священник принял монашеский постриг, а в 1930 году был возведен в сан игумена. 14-го апреля 1931 года игумена Гавриила арестовали и осудили на три года по статье 58-10 Уголовного Кодекса. После досрочного освобождения некоторое время он жил в Ростове Великом и во Владимире. В 1933 году вернулся в Москву, где снова был назначен настоятелем Никольского храма в Пыжах. В 1934 году храм захватили обновленцы, и отец Гавриил перешел служить в церковь Воскресения Христова в Кадашах. В скором времени он был переведен в Покровский храм села Звягина Пушкинского района Московской области.

За время служения в московских храмах прихожане успели полюбить батюшку, познали на себе силу его молитв и благотворность духовного окормления, поэтому, несмотря на неблизкое расстояние, стали посещать его и на новом приходе. После богослужения отец Гавриил проводил беседы, разъяснял Священное Писание, а также говорил о современном положении Церкви, гонениях на веру, закрытии храмов, арестах духовенства и мирян, бедах и нищете семей мучеников и исповедников. Вместе с духовными чадами он тайно материально поддерживал страдальцев за веру, находившихся в лагерях и ссылках.

В 1936 году отца Гавриила вновь арестовали и в начале 1938-го приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Этапом исповедника направили в город Чибью, в УХТПЕЧЛАГ.

В заключении он перенес много издевательств и скорбей: не раз его избивали до полусмерти, а однажды в пищу подсыпали яд. Господь открыл батюшке умысел недоброжелателей, он помолился, перекрестил еду и сказал: «Напрасно вы меня травите. <…> Я съем эту еду, как вы этого хотите, а она не причинит мне вреда». Благодатью Божией он действительно остался невредимым.

После освобождения из концлагеря в 1946 году отец Гавриил вернулся на малую родину и несколько месяцев жил в городе Кузнецке Пензенской области у сестры Пелагеи, а затем его приняли в клир Ульяновской епархии и назначили настоятелем Никольского храма Димитровграда.

В 1946–1947 годах преподобноисповедник посетил своего духовника и наставника по Марфо-Мариинской обители архимандрита Сергия (Сребрянского), находившегося тогда в ссылке в селе Владычня Тверской области. Это была их последняя земная встреча.

В начале лета 1949 года во время богослужения отца Гавриила вновь арестовали и приговорили к 10-ти годам лишения свободы. В январский мороз в товарном вагоне этапом батюшку отправили в город Мариинск Кемеровской области, в один из сибирских концлагерей, где, несмотря на преклонный возраст, выгоняли на тяжелые работы. Но и там он продолжал нести пастырское служение: тайно совершал Литургию, исповедовал, отпевал – под угрозой карцера, из которого можно было и не выйти. К подвижнику приходило много посылок от духовных чад, и он щедро делился продуктами с другими узниками; помогал им, лечил обмороженных, бывало, отдавал больным и истощенным последнее из своего пайка.

Заключенные полюбили старца. Порой и надзиратели приходили в барак послушать его беседы. Раба Божия Ольга, отбывавшая срок вместе с отцом Гавриилом, вспоминала: «Я работала на кухне в лагере, пекла на Пасху куличи для всех заключенных, а батюшка служил пасхальную службу и благословлял их». Она любила повторять, что из тюрьмы отец Гавриил сделал тайный монастырь. В 1954 году исповедника досрочно освободили, после того как он исцелил от неизлечимой болезни жену начальника лагеря. Отец Гавриил вернулся в Димитровград и поселился в частном доме, в котором и провел остаток своих дней в духовных подвигах, келейно совершая Литургию. Скончался он 18-го октября 1959 года.

Не лишним будет уделить внимание и прекрасному убранству храмов Марфо-Мариинской обители, в частности – Покровского собора. Это один из красивейших храмов Москвы. Хотя он был построен в начале XX века, но его зодчим и художникам удалось создать самобытный архитектурно-художественный ансамбль, каждый элемент которого гармонично связан с другими деталями. И древняя псковская архитектура собора, и лаконичное оформление оконных проемов, и половой настил, и византийская изысканная форма подсвечников – все настраивает душу на высокий молитвенный лад. А при входе в собор паломника встречает шедевр монументальной живописи, принадлежащий кисти М.В. Нестерова, – «Путь ко Христу». Эта роспись – одна из вершин композиционного мастерства художника. При помощи изобразительных средств ему удалось передать суть заповеди Христовой о любви к ближним, через которую сестры Марфо-Мариинской обители (их изображения включены в композицию), в соответствии с заветами ее основательницы, шли ко спасению, ко Христу. Вместе с тем роспись не просто отличается виртуозным исполнением, но и большой выразительностью. Изобразительное искусство для своего понимания требует значительной предварительной подготовки, поэтому музыкальные произведения обычно легче доходят до восприятия наших современников. Но М.В. Нестеров достиг такого уровня мастерства, что его картина немногим уступает музыке по способности овладеть вниманием и воображением зрителя и погрузить его в атмосферу Святой Руси, запечатленной на фреске.

Покровский собор можно причислить к шедеврам мирового храмового зодчества, таким как София Константинопольская, София Киевская, деревянные храмы Кижей, Витославлиц и др. Причем, в отличие от Софии Константинопольской, в которой уцелели лишь фрагменты былого великолепия, собор Покрова Богородицы сохранился в первоначальном виде, как он был задуман зодчими и художниками. Он остается зримым воплощением духовных и культурных идеалов той дореволюционной цивилизации Третьего русского Рима, которую мы утратили в 1917 году и ныне пытаемся возродить. Вот почему Марфо-Мариинская обитель – одно из тех мест Москвы, которое, при возможности, мы посещаем с чувством большой духовной радости и благоговением.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

ЦИТАТЫ ||
«Чувствую, что это самая высокая религия…»

    

     После посещения Святой Земли великая княгиня Елисавета Феодоровна твердо решила перейти в Православие. От этого шага ее удерживал страх причинить боль своим родным и, прежде всего, отцу. 1 января 1891 года в письме родителю она написала о своем решении принять Православную веру: «<…> А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым: никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я причиняю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем <…>».
     Отец не послал дочери желаемой телеграммы с благословением, а написал письмо, в котором говорил, что решение ее приносит ему боль и страдания и что он не может дать благословения. Тогда Елисавета Феодоровна проявила мужество и, несмотря на моральные переживания, не поколебалась в своем намерении: «Моя совесть не позволяет мне продолжать в том же духе – это было бы грехом; я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере. <...> Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила <...>. Даже по-славянски я понимаю почти все, хотя никогда не учила этот язык. <...> Ты говоришь <...>, что внешний блеск Церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение – но основа веры. Внешнее только напоминают мне о внутреннем <...>. Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».


Из «Жития св. прмц. вел. кн. Елисаветы» (http://palomnic.org)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник