ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои
Афганской войны

 

 

ОЧИРОВ

ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Командир вертолетной эскадрильи вертолетного полка, подполковник. Родился в 1951 году в поселке Аралсульфат Кзыл-Ординской области Казахстана, в семье служащего. Вскоре после рождения сына семья Очировых переехала в столицу Калмыкии – город Элисту. Окончив там среднюю школу, Валерий стал работать слесарем по ремонту автомобилей.

В Вооруженных Силах СССР – с 1969 года. Срочную службу нес на флагманском крейсере Черноморского флота «Михаил Кутузов». Прошел обучение в Сызранском высшем военно-авиационном училище летчиков, окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. Служил в Московском и Прибалтийском военных округах.

Дважды находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Совершил более 650-ти боевых вылетов.

За успешное выполнение задания по оказанию помощи Демократической Республике Афганистан и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Очирову Валерию Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


 

   
ОЧИРОВ В.Н.   ПАВЛОВ В.Е.

 

 

ПАВЛОВ

ВИТАЛИЙ ЕГОРОВИЧ

Командир смешанного («Кабульского») авиационного полка, полковник. Родился в 1944 году в деревне Белоголовичи Брянской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы, работал столяром на заводе железобетонных изделий.

В Советской Армии – с 1962 года. Учился в Сызранском военно-авиационном училище летчиков. Как одного из лучших выпускников его оставили летчиком-инструктором в войсковой части. В 1976 году Виталий окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, вернулся в родное училище на должность командира эскадрильи в Сызранский полк, затем уехал в строевую часть для дальнейшего прохождения службы.
С июля 1981 по декабрь 1982 года служил в Афганистане. Совершил 307 боевых вылетов.


+ + +

 

С военным вертолетчиком Павловым мы встретились в первые дни после вручения ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К званию Героя Советского Союза Виталий Егорович еще не привык, о недавней службе в Афганистане говорил коротко и неохотно. К счастью, увидел на его рабочем столе общую тетрадь в красно-бурой, цвета запекшейся крови обложке, спросил, не дневник ли.

– Нет, кое-какие записи о полетах...

Не без труда упросил вертолетчика показать мне эту тетрадь, заменившую десятки моих вопросов и его уклончивых ответов. Потому что рассказывать о собственном подвиге для героя едва ли не труднее, чем его совершить.

«Таким я его в жизни ни разу не видел и не увижу», – так начал Павлов описание эпизода, в котором участвовал непосредственно. Правда, личное участие Виталия Егоровича я уловил не сразу. Эпиграф рассказывает о возбужденном состоянии инженера Герасимовича, который, как пояснил Павлов, «на земле больше движений делал, чем я в воздухе, чуть не на голову становился».

Да и было отчего инженеру встать на голову: в горах с превышением над уровнем моря почти в два километра пилотируемый Павловым вертолет Ми-8 впервые в военной истории поднял на внешней подвеске и эвакуировал однотипную винтовую машину.

Однажды, возвращаясь с задания, Павлов услышал в эфире просьбу: снять с гор трех человек и доставить на аэродром. Срочно снять, срочно доставить. Топлива было в обрез, но просил человек, имевший право приказать, и Павлов повернул в горы. Сел, погрузил людей, набрал высоту, еще раз оглядел приборы и понял, что до аэродрома не долетит. Тогда он... выключил один из двух двигателей, удерживавших в небе его Ми-8. В разреженном горном воздухе горизонтальный полет на одном двигателе практически невозможен, но он успел рассчитать вынужденное снижение, сопоставив его с остатком пути до аэродрома. «Четыре минуты тянулись для меня много часов, и стрелка топливомера, казалось, отклонялась к нулю чуть быстрее, чем обычно...», – единственная запись в тетради о переживаниях летчика.

Вечером зашел к Павловым домой. Хозяин задерживался на службе. Встретили дочь Лариса, сын Саша, жена Инесса Александровна. Показали альбом с фотографиями, привезенную из Афганистана стенгазету боевых вертолетчиков. В заметке о Павлове рассказывалось, как он, проводя предполетные инструктажи, традиционно завершал их одной и той же фразой: «Сегодня я взлетаю первым...»

Так было в Афганистане, так продолжается на службе и в жизни Виталия Егоровича здесь, на родной земле. Он взлетает первым не только по долгу командира, но и по праву мастера, одного из лучших пилотов отечественной вертолетной авиации.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

Источник: сайт «Герои страны»
(http://www.warheroes.ru)

 

Продолжение следует

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

НИЗ – казачий юрт во владениях Крымской орды, место первоначальных кочевий днепровских казаков; с начала XVI века – земля казачьей сечевой республики, которая сокращенно называлась Низом в отличие от Гетманщины, расположенной в бассейне Днепра выше реки Тясьмин. Здесь размещались укрепления, поселения и хутора Войска запорожского низового, общества независимого, в то время как служилая часть запорожских казаков проживала в Гетманщине. Соответственно историческим памятникам, из которых самый поздний – акты Белградского мира (1739 г.), граница между теми и другими проходила по рекам Синие Воды и Тясьмину, а от устья последнего – по Днепру и речке Орель.

НИЗОВКА – низовой ветер, дующий вверх по течению реки. На Дону это юго-западный ветер; он сильно поднимает уровень воды в дельте реки, заливает низменную пойму реки, иногда вместе со станицей Елизаветовской. При низовке бывают на Азовском море самые сильные штормы, сопровождаемые теплыми дождями.

НИКОЛИ – никогда.

НИКОЛО-ЛЬВОВСКИЙ – поселок Полтавской станицы.

НОВАЯ ЛИНИЯ – особый род казачьих пограничных поселений, основанных при захвате кавказских предгорий. В 1811 году на Новой линии были созданы первые четыре станицы: Лабинская, Чамлыкская, Вознесенская и Урупская. До 1860 года между Кубанью и Лабой на Новой линии выросло еще 22 станицы. Все они населялись казаками из прежних станиц Кавказского линейного войска, из упраздненных станиц Ставрополья, выходцами с Дона и Терека. Новая линия называлась также Лабинской. Старая и Новая линии находились под управлением командующего русскими войсками на основании особого «Положения о Кавказском линейном войске» от 16 февраля 1845 года.

 

 

Станицы Новой линии в первое время попадали в непосредственное соседство с побежденными, но не покоренными горскими племенами, которые непрерывно следили за казаками, часто нападали на их поселения, не давали им покоя ни днем, ни ночью. Казаки не могли заниматься земледелием, жили в стенах городков, как в осаде, питались казенным провиантом, приходившим периодически под конвоем, и даже за водой к речкам выходили с вооруженным прикрытием.

В 1860 году станицы Новой линии вошли в состав Кубанского казачьего войска. Началось дальнейшее продвижение за Кубань и Лабу. Горцы были оттеснены дальше к Кавказскому хребту или выселились в Турцию, а на их земли переселялись новые казаки. После этого станицы Новой линии оказались в тылу, и их жители смогли пользоваться благами относительно мирной жизни, заниматься сельским хозяйством.

НОВОРОССИЯ – Северное Черноморье; Новороссийская губерния, учрежденная в 1764 году при Донце между Азовским морем и Днепром. Скоро расширилась, охватив все земли Запорожской Сечи (в 1775 г.) и крымских татар (в 1785 г.).

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник