ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных


 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 28

«АНГЕЛА МИРНА, ВЕРНА…»

 

Просим у Бога «Ангела мирна, верна» – не о том, дабы Бог ныне нам вновь послал Ангела, ибо каждому от начала дан Ангел; но просим, чтобы он, находясь при нас, безпрепятственно на нас действовал и, сохраняя, привел нас к правой жизни.

Василий Великий (в беседе на псалом 35) пишет: «Всякому из нас, кто уверовал в Господа, приседит Ангел, если только мы не отженем его злыми делами». И в 3-м слове против Евномия святитель говорит: «Как все Ангелы имеют одно название, так, конечно, и естество одно и то же. Впрочем, некоторые из них наблюдают над целыми народами, а некоторые сопровождают каждого из верных».

 

§ 29

МОЛИТВА
ГЛАВОПРЕКЛОНЕНИЯ

 

Когда священник повелевает нам: «Главы наша Господеви приклоним», и сам, читая молитву главопреклонения, наклоняется, – тогда он показывает рабство наше и смирение перед Богом и снисхождение к нам Самого Христа Бога, даже до зрака раба. Но когда иерей встает и произносит возглас, тогда этим он показывает наше восстание от падения и смерти и Воскресение Христа Господа; потом вслух и от всей души он благодарит Бога, читая: «Буди держава…» и проч. Подобное же этому знаменование имеет и вообще наше коленопреклонение, когда оно бывает; о чем см. 4 часть, гл. 24.

 

 

§ 30

ЛИТИЯ НА ВЕЧЕРНЕ
В ПРИТВОРЕ

 

В первой части (гл. 10, § 12) показано, что притвор назначается для оглашенных и кающихся. Посему церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь перед Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы, то есть литию. Лития есть общее исхождение из храма, производимое иногда среди города, или вне его, для умилостивления Господа. В Уставе (на листе 252) она переводится как «исхождение».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 330) пишет: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и в субботу; а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен». Далее тот же Святой Отец объясняет значение литии, поемой в притворе на вечерне: «В притворе на вечерне творим литию во изображение того, что Спаситель наш в последние дни сошел к нам долу, и этим умилостивляем Его. И, стоя перед священным храмом, как бы перед небесными вратами (средними западными), умоляем Его; ибо недостойны воззреть на высоту небесную, если, став перед вратами, не возопием: „Согрешихом!“; тогда и Сам Господь, исшед к нам в сретение, с любовию обымет нас. Вот что значит молебствие и молитва иерея перед дверьми! Она значит, что он снова просит у Господа отверзть нам Едем и небо, или, лучше сказать, Божественную утробу, которую мы затворили для себя, к своему несчастию».

О литиях, бываемых среди города и вне оного, сказано будет в 4 части, гл. 24, § 57.

 

 

«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»
НА ЛИТИИ ПОЕТСЯ МНОГО РАЗ,
А НАКОНЕЦ – ТРИЖДЫ

 

Когда совершаем на вечерне в притворе литию, тогда на всех молитвах поем «Господи, помилуй» не одинаковое число раз. Но наконец, при испрошении помилования, поем «Господи, помилуй» только трижды; и это бывает во славу Пресвятой Троицы и для выражения того, что все настоящее моление возносится ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы.

 

 

§ 31

СТИХИРЫ СТИХОВНЫ,
ПЕНИЕ ОНЫХ НА СЕРЕДИНЕ ХРАМА
И ЛАМПАДА НА ЛИТИИ

 

Стихиры – суть те тропари, которые поются со стихами, о чем сказано было выше (в § 19). Стихиры, поемые на «Господи, воззвах» и на «хвалитех», в какой бы ни было праздник и день, всегда заимствуют для себя стихи из одних и тех же псалмов. Поэтому они и называются или просто стихиры, или стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры «хвалитны».

На стиховне же стихиры называются «стиховными»: 1) потому, что стихи перед этими стихирами всегда полагаются различные, приличные празднуемому торжеству, а не одни и те же; 2) так как на литии стихиры пелись без стихов, а на стиховне, после литии, они поются со стихами, то для различия от тех стихир они и называются «стиховны».

Эти две причины и кроме сего то, каким образом после литии входят в храм и для чего оба лика поют стихиры стиховны, сошедшись на середине, святитель Симеон Солунский (в гл. 341) объясняет так: «Совершив литию, иерей входит в храм царскими вратами (средними западными), и перед ним несут лампады, которые означают Божественный свет и святых и которые предносятся во всяком входе. За отцом (игуменом), который входит как бы на небо, следуют и прочие, идя вместе с настоятелем, как с Иисусом Христом, показывающим путь всем. Лики же, соединившись вместе, стоят на середине храма, чем образуют отверстие нам неба, соединение с нами Ангелов, бывшее через Христа, и поют стихиры стиховны, а перед ними стихи, приличные празднику. Если день воскресный, поются воскресные стихи: „Господь воцарися…“; если же какой-нибудь другой праздник, поются стихи и песни, приличные празднику и для того именно придуманные; если же празднуется какому-нибудь святому, то стихи из псалмов и стихиры поются по чину в честь празднуемого святителя, мученика или преподобного. Вот почему и сии стихиры и называются „стиховны“. Но называются стиховны и потому еще, что на литии и в притворе стихиры пелись без стихов».

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

Святой «Восьмого вселенского собора»

 

Окончание. Начало см. на стр. 8

 

В Великий Вторник, 3-го апреля 1934 года, в то время уже пожилой схимонах Кукша, по причине крайнего недостатка священнослужителей, большинство из которых было подвергнуто репрессиям, принял рукоположение в сан иеродиакона, а 3-го мая того же года – во иеромонаха. Святой служил в храме на Воскресенской Слободке. По завету своего старца в годы жесточайших гонений на Православие он «спасал людей».

В 1938 году последовал арест преподобного и приговор: «служитель культа Величко Косма Кириллович» был осужден на пять лет концлагерей в городе Вильма Молотовской области и три года ссылки в Соликамскую область.

В лагере отец Кукша получил из Киева от своего духовника схиархиепископа Антония посылку, в которой среди сухариков лежали 100 частиц запасных Святых Даров. Позже он вспоминал: «Но разве мог я один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения? Я сказал некоторым священникам, что получил Святые Дары. Верующие с большой осторожностью оповестили „своих“, чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять Святое Причастие. Мы сделали из полотенцев епитрахили, нарисовав на них карандашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и надели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини по одному, по одной подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!»

Весной 1943 года отец Кукша был освобожден и направлен в ссылку в Соликамскую область, где поселился в деревне неподалеку от города Кунгура. С благословения правящего архиерея он совершал богослужения в соседнем селе. В 1947 году по окончании срока ссылки святой вернулся в Киево-Печерскую лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах. В это же время его благословили на старческое служение. Врагу спасения рода человеческого был невыносим подвиг старца в Киеве, и в 1951 году по требованию богоборцев его перевели в Почаевскую лавру.

В Почаеве преподобный исполнял послушание киотного у чудотворной «Почаевской» иконы Божией Матери, а также исповедовал народ. В течение трех лет он ежедневно служил раннюю Литургию в Пещерном храме; духовные чада видели его сослужащим с преподобным Иовом Почаевским.

В 1957 году отца Кукшу перевели в Свято-Иоанно-Богословский монастырь, а в 1960-м – в Одесскую Свято-Успенскую обитель. В Одессе прошли последние годы жизни святого; туда за советом, утешением и исцелением к нему стекалось огромное множество людей. И, видимо, именно тогда Господь открыл Своему избраннику о предстоящем «Восьмом вселенском соборе». В письме к духовным чадам преподобный Кукша наставлял: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это и будет тот самый „восьмой собор“, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится…» Известно также, что святой предупреждал о «Восьмом вселенском» и в беседах с верующими.

Иеросхимонах Кукша почил 11 / 24 декабря 1964 года, в день памяти преподобного Даниила Столпника, и был погребен на монастырском кладбище. Сразу же после кончины старца на его могиле начали совершаться исцеления. В 1994 году состоялось обретение его нетленных источавших благоухание мощей. Тогда же Украинской Православной Церковью Московского Патриархата он был прославлен в лике святых.

Итак, преподобный Кукша духовно окреп и возрос на Святой Земле и Горе Афон, сохранившей византийский церковный уклад. Подобно древним Отцам, он много потрудился в борьбе против ересей, в частности – против богопротивного обновленчества. Восемь лет преподобный страдал за Христа в лагерях и ссылке. Таким образом, всю жизнь Господь вел его к духовному совершенству, с высоты коего ему открылась грядущая страшная смута, связанная с «Восьмым вселенским собором», которая затронет всех православных христиан. Старец по своей любви предрек нам об этом, дабы грядущие испытания не постигли нас внезапно и мы смогли сохранить верность Господу Иисусу Христу и устоять в его святой Православной вере. Его молитвами да сподобит нас Господь в нынешние трудные времена не уклониться с пути спасения и достигнуть Царствия Небесного!

Максим БОЙКО

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник