ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Святой «Восьмого вселенского собора»

 


Вид с колокольни Афонского
Свято-Пантелеимонова русского монастыря

 

Как известно, в каждом Вселенском Соборе принимали участие те или иные святые. Так, на Первом Вселенском Соборе подвизались за веру святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Осия Кордубский, Александр и Афанасий Александрийские. На Втором отличился богоугодной ревностью святитель Григорий Богослов. Ключевую роль в борьбе против еретиков на Третьем Вселенском Соборе сыграл святитель Кирилл Александрийский… Прославляя их подвиги, наша Церковь отдельно празднует память святых каждого Вселенского Собора, а 18 / 31 мая чтит Отцов всех Семи Вселенских Соборов.

На непризнанных Церковью «разбойничьих» соборах также нередко присутствовали столпы веры и благочестия – Отцы, противостоявшие общему еретическому направлению этих собраний. Таким святым был святитель Флавиан Константинопольский, низложенный на знаменитом «разбойничьем» соборе 449 года за противодействие евтихианской ереси. Стоит упомянуть и святителя Марка Ефесского, единственного иерарха, устоявшего в истине Православия на еретическом Ферраро-Флорентийском соборе (объявленном католической лжецерковью «вселенским»), когда греческий епископат во главе с Патриархом Иосифом согласился на унию с Ватиканом.

Как уже сообщалось в нашем издании, по инициативе Константинопольского Патриарха-экумениста Варфоломея на 2016 год намечено проведение т. н. «Святого и Великого Собора Православной Церкви» (именуемого также «Всеправославным»), в котором будут участвовать представители всех Поместных Православных Церквей. Многие верующие справедливо опасаются, что на этом форуме могут быть утверждены неканоничные постановления, направленные на реформацию вековых церковных устоев, и собор таким образом станет еретическим «Восьмым вселенским», о котором пророчествовали святые и подвижники благочестия. Произойдет ли нечто подобное в действительности – покажет время, однако уже сейчас можно сказать, что у «Восьмого вселенского собора» есть свой Святой Отец, которому Господом были открыты судьбы Церкви, связанные с данным событием, – это преподобный Кукша Одесский. Обратимся к житию угодника Божия и посмотрим, почему же именно он удостоился такого важного откровения.

 

Преподобный Кукша (в миру – Косма) родился 12-го января 1875 года в селе Арбузовке Херсонского уезда Николаевской губернии, в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко. Мать святого в юности мечтала поступить в монастырь, но родители благословили ее на замужество. Последовав родительской воле, Харитина стала просить Господа, чтобы Он наставил кого-либо из ее чад на монашеский путь. Господь внял ее молитвам и избрал для прохождения иноческого поприща Косму.

Мальчик с раннего возраста проявлял стремление к подвигам благочестия, которое со временем оформилось в устойчивое желание всецело посвятить свою жизнь служению Христу в монашеском чине. Он получил лишь начальное образование – умел читать и писать. Но малая ученость нисколько не препятствовала человеку Божию в духовном преуспеянии – напротив, простота веры, подобная апостольской, соделала его смиренную душу особенно восприимчивой к наставлениям старцев.

В 20-летнем возрасте Косма совершил первое паломничество на Святую Землю. А на обратном пути он побывал на Святой Горе Афон, и это богоизбранное место произвело на него неизгладимое впечатление. Спустя некоторое время, в 1896 году, с благословения родителей и киевского старца Ионы (ныне причисленного к лику святых) юноша уже навсегда покинул родительских дом, став послушником русского Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Такой выбор места подвигов свидетельствовал о стремлении Космы к древним формам монашеской жизни, сохранявшимся на Святой Горе со времен византийских Императоров.

Через год мать подвижника Харитина, отправившись в паломничество на Святую Землю, письменно испросила у монастырского начальства разрешения отпустить вместе с собой сына. Так Косма вторично побывал в Палестине. А в 1898 году святого вновь направили в Иерусалим на полтора года – на сей раз в порядке череды несения послушания на Гробе Господнем. Троекратное паломничество на Святую Землю, как и жительство на Афонской Горе, пребывающей под святительским омофором Вселенских Патриархов, несомненно, способствовали тому, что Косма соделался благодатным светильником не только для России, но и для всего мира, предвозвестив ему об опасности, связанной с «Восьмым вселенским собором».

При постриге в рясофор Косма был наречен Константином, а 23-го марта 1903 года при пострижении в мантию его назвали Ксенофонтом. Духовным наставником святого стал русский пустынник схимонах Мелхиседек, преуспевший в подвижнической жизни и стяжавший благодатные дары прозорливости и чудотворения. Он возвещал новоначальному монаху волю Божию, а Ксенофонт оказывал старцу повиновение, как Самому Господу, и путем послушания в сравнительно короткое время усвоил себе дух и добродетели своего аввы.

В 1912–1913 годах из-за имяславных споров, по инициативе Константинопольского Патриархата, опасавшегося усиления на Афоне русского влияния, множество монашествующих из России было выслано со Святой Горы на Родину. В их числе оказался и монах Ксенофонт, хотя он и не участвовал в прениях. Старец Мелхиседек, видя его скорбь, успокоил подвижника, удостоверив в том, что такова воля Божия, использовавшая человеческую злобу в целях Своего благого Промысла. «Богу угодно, чтобы ты жил в России, – там надо спасать людей», – сказал старец.

И действительно, Россия стояла на пороге Первой мировой войны, государственного переворота, гражданской войны и безбожных гонений, сопоставимых с мучениями христиан в первые века и эпоху Вселенских Соборов. В этих условиях наша страна и ее народ особенно нуждались в духоносных мужах, способных силой благодати Божией укрепить верующих для благодушного перенесения всех испытаний ради достижения Царствия Небесного.

Новым местом подвигов монаха Ксенофонта стала Киево-Печерская лавра. Во время Первой мировой войны десять месяцев он провел на послушании в санитарном поезде, курсировавшем между Киевом и Львовом, ухаживая за ранеными русскими воинами. После этого преподобный снова вернулся в лавру, где ему было поручено ответственное послушание в Дальних Пещерах: в его обязанности входило переоблачать мощи почивающих там угодников Божиих, возжигать перед ними лампадки, поддерживать в святом месте чистоту и порядок. Близость к этим освященным благодатью Святаго Духа источникам исцелений и чудес позволила отцу Ксенофонту испросить у Господа исполнения своих желаний, главным из которых было пострижение в великую схиму.

В 1917 году в Петрограде произошел большевистский переворот. На Киевской Руси начались нестроения, связанные с германской оккупацией, а затем длительным периодом «махновщины», когда местные сепаратисты попытались отделиться от России и создать независимое государство. Кризис в управлении страной отразился и на духовной жизни народа. В 1918 году под стенами Киево-Печерской лавры был убит имевший там резиденцию Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), ставший первомучеником русского епископата.

Затем Церковь поразила обновленческая смута, активно поддерживаемая богоборцами. Обновленцы провели в церковной жизни ряд реформ. Отказавшись от употребления церковно-славянского языка, они перевели богослужебные тексты на разговорный русский, а на Киевской Руси – на украинский язык, изобретенный незадолго перед этим галицийскими униатами. Также ими были приняты григорианский календарный стиль и Пасхалия, анафематствованные на Первом Вселенном и трех Константинопольских Соборах конца XVI века. Кроме того «живоцерковники» отступили от канонических норм, касавшихся православного брака: ввели двоебрачие для «духовенства» и женатый «епископат». Ими было заведено и стрижение волос и бороды у духовенства, так что обновленческие «священники» и «архиереи» стали походить на католических ксендзов и кардиналов. В захваченных этими вероотступниками храмах под предлогом возвращения к практике древней Церкви устранялись иконостасы, осуществлялись иные преобразования. Ко всему прочему обновленцы сделались яростными апологетами коммунизма и доносчиками ЧК-НКВД на православную иерархию, священнослужителей и верующих. Примечательно, что в то же время обновленчество возникло и в Константинопольском Патриархате. Причем «вселенские» обновленцы после захвата власти в Константинополе сразу же попытались наладить связь с московскими.

Вся братия Киево-Печерской лавры от настоятеля до послушника противостояла душепагубному обновленческому расколу. В августе 1922 года в Киеве по инициативе Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) прошло Совещание правящих епископов, посвященное данной проблеме. Была выработана общая позиция по вопросу обновленчества. В конце того же года начались аресты насельников лавры. В 1924 году вместе с группой монахов был заключен под стражу и настоятель обители архимандрит Климент (Жеретиенко), приговоренный затем к ссылке в Харьков. А в 1926 году новым лаврским настоятелем стал архимандрит Гермоген (Голубев) – ревнитель Православия, выдающийся аскет, блестящий проповедник, безкомпромиссный борец с обновленчеством. Лаврская братия была решительно настроена против каких-либо реформ и модернизации Православия и по мере сил противостояла «живоцерковникам». Пользовавшийся большим уважением за свою подвижническую жизнь монах Ксенофонт считался в монастыре столпом Православия, одним из наиболее твердых и решительных противников раскола. Будучи верным помощником настоятеля, он утверждал братию в святой ревности по вере. После закрытия лавры вместе с другими монахами преподобный перебрался в город и поселился на квартире.

В конце 1930-го – начале 1931 года Киев захлестнула волна массовых арестов монашествующих и духовенства. Среди арестантов оказался и бывший настоятель лавры архимандрит Гермоген. Отец Ксенофонт избежал той же участи лишь по причине тяжелой болезни. В виду угрожавшей его жизни смертельной опасности 8-го апреля, в Великую Среду, он был пострижен в схиму с именем Кукша в честь священномученика Кукши Киево-Печерского. Постриг, очевидно, совершил ныне причисленный к лику святых схиархиепископ Антоний (Абашидзе), благодатный старец, проживавший в лавре на покое и духовно окормлявший многих ее насельников.

 

Окончание см. на стр. 9

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник