ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Настороженность в отношении
«Всеправославного собора» оправдана

 


Преп. Иустин Сербский
Надпись на свитке у святого: «Бог пусть
будет на первом месте во всем
человеческом»

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

– Подготовка к собору идет уже не одно десятилетие, и вынесенные на его повестку темы ранее прорабатывались и согласовывались на многочисленных предсоборных совещаниях. Еще в конце 1960-х годов темы соборного каталога были разделены между Поместными Церквами, обязавшимися подготовить по ним доклады, на основании которых составлялись проекты документов для дальнейшего утверждения на совещаниях и самом соборе. Сербской Церкви поручили разработку темы «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи». Известно ли вам что-либо о том, как рассматривался этот вопрос? Что вы думаете о соблюдении постов в современном мире?

– В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века среди сербских епископов уже обозначились сторонники сокращения и «смягчения» постов, но святой Иустин Челийский, этот новый светильник Церкви Божией, ясно высказал свою позицию по этому вопросу в письме к епископу Шабацко-Вальевскому Иоанну, племяннику святителя Николая (Велимировича). Письмо было составлено в 1968 году, но оно выражает мнение православных сербов об этой проблеме и по сей день. Отец Иустин указывает на то, что пост есть установление богочеловеческое, утвержденное на Соборах Духом Святым. И жития святых, по его словам, свидетельствуют, что «богочеловеческий пост – святая этическая догма Православной Церкви, которая не может и не должна быть реформирована»: «Евангелие о богочеловеческом посте не может быть изменено, как и Спасово Евангелие вообще. Тот, кто переиначивает Евангелие, будь он хоть Ангелом, подпадает под страшную апостольскую анафему: „Да будет проклят!“ (см.: Гал. 1, 8). Под эту анафему подпадали и подпадают различные еретики, в том числе и последователи римско-католической, латинской ереси. Что в латинской ереси осталось от евангельского богочеловеческого поста? – Почти ничего. Потому что недавно Второй ватиканский собор принял „непогрешимое“ решение: в году сохраняется лишь один постный день – Страстная Пятница». Далее отец Иустин добавляет: «Под влиянием языческой европейской культуры богочеловеческий пост полностью отвергнут в Европе, и Европа распадается в своем антихристианском аскетизме. Конец всему этому может быть только один: плач и скрежет зубов». Наконец, Святой Отец ясно заключает: «Апокалипсически страшно и жутко, что вопрос поста, давно решенный в Православной Церкви на все времена, вообще обсуждается на межправославных конференциях».

 

– А существует ли, по вашему мнению, необходимость в обсуждении иных указанных в обнародованной повестке «Всеправославного собора» тем? Судя по официальным заявлениям участников предсоборного процесса, они придерживаются мнения, что в настоящее время в Поместных Православных Церквах утвердились «различные практики» в вопросах церковного календаря, соблюдения постов, подготовки ко Святому Причащению, браков с «инославными» и т. д. Можно ли эти имеющие место различия назвать «разными практиками», нуждаются ли они в унификации и если да, то по какому принципу?

– Преподобный Иустин Челийский в уже упомянутом обращении к Священному Архиерейскому собору СПЦ писал, что в настоящее время «не существует ни одной серьезной и неотложной темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви <...> Этот вопрос (о подготовке к собору, – примеч. ред.) возник еще при жизни несчастного Патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса), известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии, на его так называемом „Всеправославном Конгрессе“ в Константинополе в 1923 году. В то время было предложено, чтобы собор состоялся в Нише в 1925 году; но так как Ниш не находится „на территории Вселенской Патриархии“, собор не был созван». Отец Иустин далее говорит, что «в истории и жизни Православной Церкви никогда ни один Собор, а тем более столь исключительно благодатное и духовное явление, каким является Вселенский Собор, не вызывался искусственно, путем измышления тем для своей работы и заседаний; никогда нарочито не созывались конференции, конгрессы, просиноды и подобные искусственные собрания, совершенно чуждые и не известные православной соборной традиции, а по сути – перенятые от западных организаций, чуждых Церкви Христовой».

В 1927 году авва Иустин представил сербским читателям книгу святогорского подвижника Даниила о готовящемся «Вселенском соборе». В этой брошюре, которую он считал основным материалом по данной проблеме, перечислены критерии Вселенского Собора. В частности, там отмечено, что Соборы всегда созывались ради борьбы с ересями, угрожавшими вере Церкви. Их созывали не Папы и Патриархи, а благочестивые Императоры, радевшие о чистоте Православной веры. На них велась дискуссия о вере, в ходе которой обличалась ересь, а затем утверждались православные догматы, соответствующие Священному Писанию и Преданию Церкви, а также постановлениям предыдущих Соборов. Эти решения должны были приниматься всей полнотой Церкви – от епископа до мирянина. По словам святого Максима Исповедника, «святы и признаны те Соборы, которые подтверждены правильностью догматов». Еретики тоже имели свои соборы, зачастую даже более представительные по числу участников, чем Соборы православные. Но эти собрания не стоявших в истине отвергнуты Церковью и именуются «разбойничьими».

В перечне тем грядущего собора, как мы уже сказали, нет осуждения ереси. На повестке дня – вопросы, навязанные Вселенскому Православию Фанаром, «восточным Ватиканом», цель «обсуждения» которых – упразднение аскетического характера Православия (сокращение постов, второбрачие священства) и провокация великих расколов (введение нового календаря). Ввиду перечисленных причин, этот собор, по слову отца Иустина, «вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».

Конечно, в практиках Поместных Церквей всегда имелись некоторые различия, но нынешние экуменическо-обновленческие новшества – это «различие» совсем иного порядка, идущее вразрез со святоотеческим учением и традициями всей полноты Православия, а не одной Поместной Церкови. И то, что этому учению и традициям чуждо (например, молитву с еретиками), необходимо устранять из жизни православных христиан. Так, в вопросе о календаре новостильным Поместным Церквам должно последовать примеру Польской Православной Церкви и вернуть благословленный Господом традиционный юлианский богослужебный календарь. Тем более что использование папского календаря для неподвижных праздников при сохранении православного летосчиления для переходящих зачастую приводит к сокращению и даже полному исчезновению Апостольского поста (как это было, например, в прошлом году) и другим грубым нарушениям в церковной жизни.

 

Беседовала и перевела
с сербского Мария ДЕРКАЧЕВА

 

Окончание см. в след. номере

 

 

СТАТИСТИКА ||
Сербская Православная Церковь

    

     Семена Христианской веры на территорию современной Сербии принесли Святые Апостолы. В IV веке там находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском Императоре Ираклии (610–641). В 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский Император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.
     Автокефальной Сербская Церковь стала в 1219 году. Небесным покровителем СПЦ считается святой Савва Сербский († 1236), первый ее архиепископ. Патриаршество в этой Поместной Церкви было установлено в 1346 году, первый Патриарх Сербский Иоанникий († 1354) прославлен СПЦ в лике святых.
     Наиболее почитаемые святыни у сербов – мощи святого Симеона (отца св. Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей – мученика Лазаря († 1389) и Стефана Щиляновича († 1515). Из монастырей особенно знамениты Хилендарская обитель на Афоне в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы (основана в 1199 г.), Свято-Успенская лавра «Студеница» (основана ок. 1183 г.) – мать сербских церквей, Жичский монастырь (основан в нач. XIII в.), Печский монастырь – «Печская Патриархия» (основан в серед. XIII в.).
     Каноническая территория СПЦ – страны, входившие в Республику Югославию; но ее юрисдикция распространяется также на ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии. Титул Предстоятеля СПЦ: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Патриаршая резиденция находится в Белграде.
     По данным на 2001 год, Сербская Церковь имела более 3500 приходов; около 1900 священников; 204 монастыря, 230 монахов и 1000 монахинь; 6 семинарий (в Белграде, Сремских Карловцах, Нише, Цетинье, в монастырях Крка и Крагуевац), 2 богословских факультета (в Белграде и Либертивилле), Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовную академию в Србинье; в семинариях обучалось более 1000 человек, столько же на богословских факультетах и в академии. На 1-е января 2006 года, по статистике, СПЦ насчитывала 8 млн. чад; 45 архиереев; 37 епархий и 3000 священников.


По материалам http://patriarchia.ru и других интернет-СМИ


 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник