ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Путь покаяния

 


Ганина яма. «Купола покаяния»

 

В Екатеринбурге 4 / 17 июля 1918 года была ритуально убита Царская Семья: Царь Николай, Царица Александра, 14-летний Наследник Престола Царевич Алексий и Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. В эту ночь Дивеевская блаженная Мария бушевала и кричала: «Царевен – штыками! Проклятые жиды!», неистовствовала страшно. Объяснение ее странному поведению было найдено позднее. На стенах подвала Ипатьевского дома, в котором Царственные Мученики завершили свой крестный путь, палачи оставили ряд надписей, одна из которых состояла из четырех каббалистических знаков и расшифровывалась так: «Здесь по приказу сатанинских сил Царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы».

Увы, для спасения Царя не нашлось нового Ивана Сусанина. В подвал дома Ипатьева сошли только четверо верных слуг, не покинувших Царскую Семью и разделивших ее участь: лейб-медик Их Императорских Величеств (с 1908 г.) Евгений Сергеевич Боткин; камердинер Их Величеств, потомственный почетный гражданин Алексей Егорович Трупп; горничная Государыни Императрицы Анна Степановна Демидова и старший повар, потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Харитонов.

Царская Семья! Ее не смогли разделить: все семеро вместе – как «единый алмаз, сияющий и крепчайший, граненый деятельной любовью, нераздробленный никогда никем» (так охарактеризовал их один из биографов Императрицы П. Савченко). Не разлученный в жизни, этот святой семисвечник оказался единым и в смерти. Никто из них не пережил другого ни на один час. Вся святая Семья по Промыслу Божию одновременно вознеслась на Небеса и пред Престолом Божиим молится за Россию.

В русском народе Царственных Мучеников стали почитать как святых практически сразу после их кончины. Известен рассказ времен гражданской войны о том, как сотня казаков оказалась в окружении красных среди болот. Священник отслужил молебен «Мученику Николаю, Государю Российскому», с припевом: «Святые Мученики Дома Романовых, молите Бога о нас!» В конце молебна прозвучал отпуст: «Молитвами Царя-Мученика Николая, Государя Российского, Наследника его отрока Алексия-Царевича, христолюбивых войск казачьих атамана, благоверной Царицы-Мученицы Александры и чад ее Царевен-Мучениц Господь помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Пела вся сотня, весь обоз, и удивительное дело – вышли из окружения, порой по уши увязая в болоте (98 человек и 31 конь). Жители окрестных деревень сочли это настоящим чудом – места там были непроходимыми.

Ныне Царские иконы можно увидеть почти во всех храмах России; некоторые из них мироточат. О помощи по молитвам к святым Царственным Мученикам написано множество книг, но чудеса не оскудевают и продолжают изливаться на всех, с верою обращающихся к святым страдальцам.

В Екатеринбурге на месте разрушенного Ипатьевского дома был построен и 17-го июля 2003 года освящен храм-памятник на Крови, во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. На Ганиной Яме, в месте уничтожения останков и тайного захоронения Царской Семьи, возведен мужской монастырь, главный храм которого посвящен Царственным Мученикам. На его звоннице – семь колоколов, по числу членов святой Семьи. Самый большой, весом в 1,5 тонны, освящен в честь Царя Николая II, самый маленький – в честь Царевича Алексия. Рядом с храмом возвышается Поклонный Крест, который воспринимается как сердце монастыря: к нему в первую очередь подходят паломники с покаянными молитвами.

Смиренные насельники; небольшие, наподобие русских теремов, деревянные церкви с зелеными куполами; молодые березки, как свечки, уходящие в небеса и вместе со стройными соснами создающие ощущение неземного величия... Строгий и аскетичный как жизнь послушника, монастырь стал олицетворением трудного пути очищения, духовного обновления и искупления грехов...

 

Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

По материалам исторического
календаря-альманаха «Россия
день за днем». М., 2010.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

4. ПРОТИВОРЕЧИЕ В СТАТЬЕ «К УЧЕНИЮ О
СВЯТОЙ РУСИ», ДОПУЩЕННОЕ ПРИ УТОЧНЕНИИ

МЫСЛИ О БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИЦАРСКОЙ ВЛАСТИ.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗГЛЯДА НА СУЩНОСТЬ ДЕЛА В ВОПРОСЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В ЕВРЕЙСКОМ НАРОДЕ

 

Итак, при установлении царской власти было дано указание, чтобы Царь в будущей своей царской деятельности имел, как и весь народ израильский, надлежащее отношение к Богу, т. е. исполнял волю Его. Но это отношение не могло быть предметом особого благословения Божиего, ибо оно имелось в виду как предстоящее исполнение священного долга, обязательного для Царя и его будущей царской деятельности. Это отношение могло быть только предметом особых молитв со стороны Самуила и израильского народа при поставлении и помазании Саула на Царство.

Так дело обстояло при Венчании Государя на Царство и у нас в России, о чем свидетельствует Чин коронования. Из этого Чина видно, что помазывался святым миром от архипастыря сам Царь, поэтому предметом особого благословения в Таинстве святого Миропомазания была царская личность, а не надлежащее отношение Царя к Богу и к своей царской власти.

Это отношение, как фактор предстоящего царского служения при содействии благодати Божией, было предметом церковных молитв, по преимуществу при совершении Чина коронования, на молебне, пред началом Божественной Литургии. (Самое Миропомазание Царя и Царицы совершалось в конце Литургии перед причащением Тела и Крови Христовых, чем и завершалось Коронование). Тогда, в прошениях великой ектении, святая Церковь молилась такими словами: «О еже благословитися царскому Его Венчанию благословением Царя царствующих и Господа Господствующих; о еже укреплену быти скипетру Его десницею Вышняго; о еже помазанием всесвятаго мира прияти Ему с небесе к правлению и правосудию силу и премудрость; яко да послет Ему помощь от Святаго, и от Сиона заступит Его; яко да подчиненные суды Его не мздоимны и нелицеприятны сохранит; яко да Господь сил всегда укрепляет оружие Его...» и т. д. (Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее коронование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению. М., 1896. С. 10–11).

О ниспослании Царю силы к надлежащему отношению к Богу и своей царской власти, что то же – к своему царскому служению, говорится и в двух молитвах, которые произносил коронующий митрополит при самом Короновании.

В первой из них архипастырь молит Бога: «Господи Боже наш, Царю царствующих и Господи господствующих, Иже чрез Самуила Пророка избравый раба Своего Давида, и помазавый его во Царя над людьми Твоими Израилем <...>, призри от святаго жилища Твоего, и вернаго Раба Твоего Великаго Государя <...>, Егоже благоволил еси поставити Императора над языком [народом] Твоим, притяжанным [искупленным] честною кровию Единороднаго Твоего Сына, помазати удостой елеем радования, <...> соблюди Его в непорочней вере, покажи Его известнаго хранителя Святыя Твоея Кафолическия Церкви догматов...» и т. д.

В другой молитве говорится: «Тебе, единому Царю человеков, подклони (подклонил) выю с нами Благочестивейший Государь, Емуже земное царство от Тебе вверено: и молимся Тебе, Владыко всех, сохрани Его под кровом Твоим, укрепи Его Царство, благоугодная Тебе деяти всегда Его удостой, возсияй во днех Его правду и множество мира...» (Там же. С. 18–20).

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник