ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОЛЕМИКА ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О причинах непонимания духовными лицами
опасности внедрения цифровой
идентификации и электронных документов

 

 

В одном из своих недавних выступлений в телепередаче «Церковь и мир» митрополит Волоколамский Иларион обвинил клириков, монашествующих и мирян, отрицательно относящихся к штриховому кодированию, электронным паспортам и микрочипам, в невежестве. Отрадно по крайней мере то, что Его Высокопреосвященство признал, что это – его личное мнение, а не позиция всей полноты Русской Православной Церкви. Тем не менее, митрополит Иларион – высокопоставленный иерарх, претендующий на роль богослова и занимающий важное административное положение, председатель Синодальной Богословской комиссии Московского Патриархата. Поэтому прозвучавшее из его уст заявление усугубило внутрицерковную проблему, возникшую в результате принятия на VII пленуме Синодальной Богословской комиссии в 2001 году ошибочного постановления об ИНН. Своими словами Его Высокопреосвященство оскорбил как многочисленных чад Русской Церкви, так и членов иных Поместных Церквей. Среди противников глобализации есть немало образованных духовных лиц, а также мирян – специалистов в областях гражданского права, информационных технологий, истории и проч.

Более того, мнение митрополита Илариона не соответствует учению Церкви о последних временах, часть которого составляет и рассматриваемый вопрос об антихристе и его начертании. Учение Церкви о тех или иных предметах основывается не на личных соображениях церковных иерархов; учение Церкви даже не является синтезом мнений духовенства, нередко ошибочно выдаваемым в наши дни именно за соборный глас Церкви. Церковное учение раскрывается на основании Священного Писания, Священного Предания и святоотеческого наследия. Но порой и следования этим источникам веры оказывается недостаточно – история свидетельствует, что руководствовавшиеся ими тоже высказывали еретические суждения (См.: Преп. Симеон Новый Богослов. Слово о богословии первое). Для правильного понимания Священного Писания и постижения Священного Предания необходимо действие просвещающей Божественной благодати (См.: Преп. Исаак Сирин). А она приобретается не автоматически, не в силу иерархического положения человека в Церкви, но требует личных усилий, направленных на ее стяжание.

 

СОВРЕМЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ
В СВЕТЕ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
О ПРИНЦИПАХ ПОСТИЖЕНИЯ
СМЫСЛА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

 

Святые Отцы свидетельствуют, что Священное Писание обладает непостижимой духовной глубиной и содержит в себе символы и образы, которые могут быть осознаны, осмысленны только с помощью Божественной благодати. Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на Евангелие от Матфея разумение Писания именует «восхождением на Небо» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея, Евангелиста. Репринт. М., 1993. Ч. 1. С. 17), при котором «Водителем нам бывает Сам Христос» (Там же. С. 13). По учению святителя, к этому восхождению человек должен подготовиться очищением души: «Если иудеям, когда надлежало приступить им к горящей горе, к „огню, тьме, мраку и буре“, а лучше сказать, даже и не приступить, а видеть и слышать все издали, еще за три дня велено было воздерживаться от общения с женами и вымыть одежды, если и сами они, а равно и Моисей, находились в страхе и трепете, – то тем более должны показать высшее любомудрие мы, когда нам надлежит услышать такие великие слова и не издали предстать дымящейся горе, а взойти на самое Небо; не одежды измыть должны мы, а очистить одеяние души и освободиться от всякой житейской примеси» (Там же. С. 17), – дабы Духом Святым нам открывалось написанное в Евангелии или, как образно говорит учитель Церкви, мы сподобились узреть «Самого Царя, сидящего на престоле неизреченной Своей славы» (Там же).

Преподобный Симеон Новый Богослов учит о том же: «О Божественных вещах написано в книгах Писания и все об этом читают. Но открывается это только тем, которые покаялись от всей души и хорошо очистились безхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения, получают они откровение, и им явлены бывают даже глубины духа. От таких и источается слово ведения и премудрости Божией, как многоводная река, и затопляет мудрования противников. Для всех же других это остается неведомым и сокровенным, ибо не раскрыто для них Тем, Кто разверзает умы верных к постижению Божественных глаголов» (Слова преподобного Симеона Нового Богослова. М., 1890. Т. 2. С. 86–87).

Этот же Святой Отец указывает и важные критерии истинного богословия, которому чужды «гордостное самомнение» и «внешняя мудрость», порождающие «лжеименное знание», дерзость и самоуверенность. Это глубокое покаяние, подвижническая жизнь, смиренномудрие и богопросвещенность. Сведения об этих важных мерилах мы находим и у великого мистика Церкви преподобного Исаака Сирина, и у богослова нетварного света святителя Григория Паламы.

В отличие от подлинного богословия в Духе Святом, упомянутого преподобным Симеоном, «кабинетное богословие» не способно давать верные ответы на острые жизненные вопросы. Оно, как правило, и порождает «лжеименное знание», когда святоотеческое наследие изучается не ради постижения истины, но в стремлении «получить похвалу от своих слушателей и именоваться богословами» (Там же. С. 85).

К сожалению, этой болезнью, которую можно назвать своего рода протестантизмом, в наши дни охвачены многие духовные лица. Пагубному доверию своему разуму учат и в духовных школах, где будущим пастырям прививаются традиции не православного богословствования, а католической схоластики и самонадеянного протестантизма. При этом им внушается совершенно чуждая церковному сознанию мысль о епископах как носителях непогрешимого богословия.

 

Продолжение см. на стр. 14

 

 

Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что вы можете приобрести нашу газету в Москве по следующим адресам:

     1. Черниговский пер., д. 9/13, строение 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. Третьяковская);

     2. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15, «Казачья лавка» (м. Волжская).

     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник