ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

У калужских святынь

 


Икона и молитва блж. Лаврентию
на кресте над местом его предполагаемого погребения

 

От Москвы до Калуги мы доехали на машине примерно за два с половиной часа. Мелькавшие за окном поля и перелески приятным разнообразием радовали глаз, а порой взору открывались и вовсе восхитительные виды. Но вот, наконец, мы на месте. При посещении незнакомых городов паломник, как правило, не обходится без заботливого участия местных жителей. Так и мы с помощью гостеприимных калужан вскоре добрались до Свято-Лаврентьева монастыря.

В годы безбожия обитель не миновала печальная участь множества святых мест Руси – после пресечения монашеской жизни его здания в разное время использовались как лагерь принудительных работ, тюрьма, общеобразовательная школа, реставрационная мастерская, жилые дома, а затем комплекс храмовых строений был полностью разрушен. Лишь в середине 1990-х годов часть помещений единственной сохранившейся постройки – бывшего архиерейского дома – была передана Церкви. Сегодня монастырь активно восстанавливается. Подъехав ближе и увидев строительную технику и возводящиеся здания, мы не сразу догадались, куда прибыли. Но вскоре наше внимание привлек крест за невысокой оградкой – оказалось, что он установлен на месте предполагаемого захоронения святого покровителя обители.

Блаженный Лаврентий Калужский происходил из боярского рода Хитрово. Жил он в конце XV – начале XVI века, застав последние годы татаро-монгольского ига и благодатное время после окончательного освобождения от порабощения, ознаменованное духовным подъемом и укреплением независимого Московского государства.

С благословения духовного отца Лаврентий принял на себя подвиг юродства Христа ради, выстроив себе жилище рядом с уединенной церковью Рождества Пресвятой Богородицы на лесистой горе в полуверсте от Калуги. Ночи он проводил в молитве, а днем по подземному ходу выбирался в ближайший городской храм. Блаженный любил также гостить у Калужского князя Симеона.

Хотя татаро-монгольское иго было свергнуто в 1480 году, однако вплоть до начала XVIII века степняки еще совершали разоряющие Русь набеги на пограничные города, к которым относилась в те времена и Калуга. И вот однажды, при очередном нападении татар, в сражение с ними вступил князь Симеон вместе со своей дружиной. По преданию, блаженный Лаврентий пребывал тогда в доме князя. Духовными очами он прозрел ход битвы, увидев Симеона, отважно ринувшегося в бой. И в тот момент, когда храбреца уже окружили враги и ему грозила погибель, святой воскликнул: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша пси на князя Симеона, да обороню его от псов!» и, схватив орудие, скрылся.

Тем временем татары действительно одолевали калужскую дружину, но внезапно чудесным образом среди русских воинов появился блаженный Лаврентий. Ободренные этим знамением Божиим, наши витязи с новой силой устремились на брань и разгромили супостатов. А святой Лаврентий также неожиданно исчез, вновь водворившись в доме князя и поведав его супруге, домочадцам и слугам о благополучном исходе битвы и спасении Симеона.

Почил блаженный Лаврентий 10 / 23 августа 1515 года и был погребен в двух верстах от Калуги, на берегу речки Яченки, на том месте, где любил подвизаться в молитве. Один из почитателей святого основал при его гробе монастырь, названный по имени угодника Божия. На территории этой древнейшей Калужской обители до революции были захоронены многие известные почетные горожане и герои России, а с учреждением в XVIII веке Калужской епархии Свято-Лаврентьев монастырь преобразовался в архиерейское подворье.

В наши дни службы совершаются в домовом храме обители во имя преподобного Сергия Радонежского, устроенном на первом этаже уцелевшего двухэтажного здания архиерейских покоев. Из почивающих там святынь мы единодушно выделили ростовую икону блаженного Лаврентия, написанную современным мастером в традициях византийской иконописи. Вообще же в этой маленькой, но уютной церковке вспоминаются слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто – там ангелов со сто».

С Лаврентьевым монастырем связана судьба еще одного великого святого, почитаемого не только на Калужской земле, но и по всей России и даже за ее пределами, – преподобного Макария Оптинского. Близ этой обители жили родители старца, и вся благочестивая семья духовно окормлялась у ее настоятеля, архимандрита Феофана. «Среди впечатлений, приятных для зрения, и отрадно-мирных для сердца видов сельской природы, имея перед глазами тихую иноческую обитель, из которой ежедневно доносился <…> звон колоколов, призывающий иноков к молитве, возрастал будущий инок и молитвенник, еще тогда неведомый миру», – так описывает биограф юные годы Оптинского светильника.

Однажды на службе в монастырском храме маленький Миша – так звали преподобного Макария в миру – увидел в алтаре через отверстые царские врата батюшку Феофана, который всегда был с ним очень ласков. К немалому изумлению молящихся, мальчик неожиданно взбежал на амвон и царскими вратами зашел в алтарь к любимому отцу архимандриту, что, очевидно, предзнаменовало его грядущее священническое и старческое служение.

 


Калужская икона Пресвятой Богородицы

 

Следующей целью нашего паломничества стал Свято-Георгиевский городской собор, где пребывает чудотворная Калужская икона Божией Матери.

Интересна история этого образа. В 1748 году в имении помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тинькове близ Калуги две дворовые девушки перебирали на чердаке старые вещи. Одна из них, Евдокия, при этом бранилась и вела непристойные разговоры. Подруга увещевала ее, и вот, во время их пререканий, обнаружила большой сверток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв его за портрет монахини и желая вразумить Евдокию, она пригрозила ей гневом «Игумении». Но та ответила на слова соработницы новой бранью и, поддавшись гневу, плюнула на лик. Тотчас с ней случился припадок, и она упала без чувств.

Явившаяся следующей ночью во сне родителям этой девицы Пресвятая Богородица поведала, что их дочь наказана за кощунство над Ее иконой. Царица Небесная повелела им отслужить молебен перед Ее образом и окропить Евдокию освященной на молебствии водой. После исполнения наказа Пречистой девушка действительно исцелилась, а помещик Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где для многих людей, прибегавших к ней с верой, она также сделалась источником милостей Божиих. Позже святыня была перенесена в приходской храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке (ныне – пос. Ждамирово г. Калуги) и прославилась многочисленными чудотворениями, наиболее значимые из которых отмечены установлением церковных празднований этой иконе. Так, празднование 2-го сентября было заведено в воспоминание избавления жителей Калуги от моровой язвы в 1771 году. Второй праздник совершается 12-го октября, в память спасения города от нашествия французов в 1812 году. А с 1898 года установилось совершаемое 18-го июля чествование Калужской иконы в благодарность Божией Матери за спасение от холеры.

В 1918 году святыня была изъята богоборцами и помещена в городском музее. После войны ее вернули верующим, и образ обрел место в старинном Георгиевском соборе. И архитектура, и внутреннее убранство этого храма с его, как говорят в народе, «намоленными» иконами погружают в благодатную духовную атмосферу, которой так и хочется напитать свою душу. В 1926–1999 годах Свято-Георгиевский собор был кафедральным, и его стены помнят многих достойных архипастырей и пастырей, новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших за веру в годы гонений, – священномучеников Августина (Беляева), Иоанна Сперанского, преподобномученика Иоанникия (Дмитриева), архиепископа Гермогена (Голубева) и других. А в конце XIX века во время своего визита в Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, что, как нам рассказали, отмечено на установленной в алтаре бронзовой табличке.

Нынешняя Калуга – достаточно современный и благоустроенный город со множеством строений различных стилей и эпох. Но тихие старинные улочки в его исторической части таят в себе немало духовных сокровищ, соприкосновение с которыми согревает сердце, укрепляет веру, научает благодарить Бога за наше славное прошлое и верить в грядущее духовное обновление и возрождение России.

 

Александр МАЛИНИН,
Наталья ФЕДОРОВА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник