ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

«Всю жизнь не бегал я от врагов...»

 


Памятник св. блгв. кн. Михаилу в Твери
Скульптор А. КОВАЛЬЧУК

 

Тверской князь Михаил жил и принял мученическую кончину в то время, когда на Руси, страдавшей от татарского ига, еще не утихли междоусобные войны из-за великокняжеского престола. В одной из таких междоусобиц святой победил стремившегося захватить престол Московского князя Юрия Даниловича. И тот в отместку, подстрекаемый диаволом, оклеветал благоверного Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении хановой сестры Кончаки.

Этот хан по имени Узбек, первый принявший магометанство, отличался фанатичной жестокостью. Сильно разгневавшись и угрожая разорить княжескую вотчину, он потребовал, чтобы Михаил пришел к нему и дал ответ о дошедшем до него слухе. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с татарами, святой смиренно отправился в Орду, заручившись благословением духовного отца на мученический подвиг. «Отче, много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи», – просил мученик.

Неправедный суд в Орде признал князя виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. На святого надели тяжелую деревянную колоду и держали в заточении, где он, как истинный воин Христов, не падал духом, но постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания.

Долго кочевал с татарами святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но он мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и, если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет». По милости Божией, князь Михаил не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, и каждую неделю он исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн.

По наущению князя Юрия, по-прежнему ослепленного ненавистью и мстившего сопернику, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко избили мученика, а затем закололи ножом. Обнаженное тело убиенного святого сначала бросили на поругание, а потом положили на большую доску, привязанную к телеге, прикрыли одеждой и поставили стражу. Однако ночью охранявших княжеские останки воинов объял необъяснимый страх и они бежали, а утром обнаружилось, что тело исчезло. И в ту же ночь многие – не только православные, но и татары – видели, как два светлых облака осияли то место, где лежали мощи мученика. Даже степные хищные звери не смогли к ним прикоснуться. Тогда все прославили Бога и уверились, что князь Михаил – святой, невинно убитый. Тело князя, перевезенное из Орды в Москву, было погребено в Кремле в церкви Спаса на Бору. Лишь через год, в 1319 году, по просьбе тверичей, мощи святого были перенесены в его родной город.

Благоверный князь часто подавал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели выезжавшего из города дивного всадника на белом коне с мечом в руках, который обращал их в бегство. Посмотрев на икону князя Михаила, они поведали Тверскому архиепископу Феоктисту, что на ней запечатлен являвшийся им таинственный всадник.

 

Исторический календарь-альманах
«Россия день за днем». М., 2005.

 

 

 

Укрепленный силою свыше

Когда полчища хана Батыя уже захватывали русские земли и подступили к Смоленску, жители города пришли в ужас и смятение, ибо неоткуда было ждать помощи. Но Божия Матерь восхотела Сама защитить город и явила дивное чудо от Своей Смоленской иконы, именуемой «Путеводительницей». Ночью церковный пономарь услышал голос от чудотворного образа. Богородица послала его за воином Меркурием, чтобы тот вооружился и поспешил к Ней в храм.
Меркурий родился в Риме, но юношей приехал на Русь и поступил на службу к смоленскому князю. Он исповедовал Православие и отличался благочестием и особой сердечной чистотой, почему Сама Богородица и призвала его к чудесному подвигу. Когда, взяв оружие, Меркурий пришел в церковь и пал со слезами перед святой иконой, Матерь Божия повелела ему в одиночку сразиться с вражеским полчищем, обещая Свою поддержку и преславный венец в вечности.

Укрепленный силою свыше, мученик вышел из города и пробрался в татарский стан. Осенив себя крестным знамением, он выхватил меч из ножен и поразил им татарского исполина, которым особо дорожили и гордились неприятели. Покинув вражеский лагерь, святой остановился на мосту и всем сердцем взмолился Богородице о спасении города и победе над нечестивыми.

Затем татары подступили к этому мосту и бросились на Меркурия, но он с Божией помощью победил их и обратил в бегство. Однако, уже когда святой уходил, один из татар, сын убитого исполина, мечом нанес ему удар по голове. Так благочестивый воин-мученик преставился от временной жизни к вечноблаженной.

 

Православное семейное чтение. М., 1999.

 

 

 

 

18 ноября / 1 декабря. Понедельник. Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Св. Николая исп., пресвитера (1948). Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.

 

19 ноября / 2 декабря. Вторник.

Прор. Авдия (из 12-ти) (IX до Р.Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Препп. Варлаама и Иоасафа, Царевича Индийского, и отца его Авенира Царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867). Сщмч. Иоанна пресвитера (1920). Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия, Михаила, Александра, Иоанна, Константина, Александра, Игнатия, Иоанна, Симеона, Иоанна, Иакова, Димитрия, Иакова пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Геннадия, Петра, Вениамина, Герасима, Михаила, мчч. Валентина, Петра, Леонида, Тимофея (1937). Мч. Илиодора (ок. 273). Мч. Азы и с ним 150-ти воинов (284–305). Преп. Илариона чудотворца (875) (Груз.). Преп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1625). Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

 

20 ноября / 3 декабря. Среда.

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преп. Григория Декаполита (816). Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446–447). Сщмчч. Алексия, Александра, Владимира, Иоанна, Алексия, Василия, Николая, Иоанна, Емилиана, Николая пресвитеров и прмчч. Арсения, Евтихия и Илариона, прмц. Иоанникии игумении (1937). Прмц. Татианы (после 1937). Мч. Дасия (284–305). Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Сщмчч. Нирсы еп. и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343). Преп. Диодора Юрьегорского (1633).

 

21 ноября / 4 декабря. Четверг.

ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

 

22 ноября / 5 декабря. Пятница.

Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Блгв. кн. Михаила Тверского (1318). Сщмч. Владимира пресвитера (1932). Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Иоанна, Илии, Алексия, Афанасия пресвитера и прмчч. Герасима, Евтихия, Авенира, Саввы, Марка и мч. Бориса (1937). Преп. Параскевы исп. (1952). Мц. Киликии (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мч. Менигна (250). Мч. Прокопия чтеца (303). Преп. Агаввы исмаильтянина (V). Прав. Михаила воина, болгарина (866). Блгв. Ярополка, во св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского (1086).

 

23 ноября / 6 декабря. Суббота.

Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI–VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп. (1932). Сщмчч. Бориса, еп. Ивановского, Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV).

 

24 ноября / 7 декабря. Неделя 26-я по Пятидесятнице.

Вмц. Екатерины (305–313). Вмч. Меркурия (III). Мч. Меркурия Смоленского (1238). Сщмч. Евграфа пресвитера (1919). Сщмчч. Евгения и Михаила пресвитеров, (1937). Сщмчч. Александра, Алексия, Иоанна, Корнилия и Митрофана пресвитеров (1937). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Преп. Меркурия, постника Печерского в Дальних пещерах (XIV). Преп. Симона Сойгинского (1562). Преп. Мастридии.

 

25 ноября / 8 декабря. Понедельник. Седмица 27-я по Пятидесятнице.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прмц. Магдалины (1931). Сщмчч. Серафима, архиеп. Смоленского, Григория, Иоанна, Василия, Космы, Иоанна, Симеона, Илариона, Ярослава, Александра, Иоанна, Виктора, Андрея, Варлаама пресвитеров и мч. Павла (1937). Мч. Николая (1938). Преп. Петра молчальника (ок. 429).

 

26 ноября / 9 декабря. Вторник.

Преп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Сщмчч. Николая, Иоанна, Георгия и Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, пресвитеров, прмч. Тихона (1937). Мч. Петра (после 1937). Преп. Иакова отшельника (457).

 

27 ноября / 10 декабря. Среда.

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Преп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Преп. Романа (V). Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

 

28 ноября / 11 декабря. Четверг.

Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) (1937). Сщмчч. Петра, Алексия, Алексия, Василия пресвитеров (1937), прмч. Рафаила (1937), прмч. Викентия и Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей преп. Сергия Сребрянского, исп. (2000). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394).

 

29 ноября / 12 декабря. Пятница.

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Преп. Акакия Синайского (VI). Сщмч. Сергия пресвитера (1941). Сщмч. Авива, еп. Некресского (VI) (Груз.). Преп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII).

 

30 ноября / 13 декабря. Суббота.

Апостола Андрея Первозванного (62). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).

 

1 / 14 декабря. Неделя 27-я по Пятидесятнице.

Прор. Наума (VII до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник