ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДОКУМЕНТЫ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Приведение дисциплины о постах
в соответствие с православной традицией

 

 

 

Как известно, одним из пунктов повестки намеченного на 2016 год «Всеправославного собора» является «Вопрос поста в современном мире». Данная тема, как сообщил митрополит Иларион (Алфеев) в своей речи в Санкт-Петербургской Духовной академии «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви», уже рассматривалась на нескольких предсоборных совещаниях и в рамках работы подготовительных комиссий. Из краткого рассказа Владыки о ходе выработки проекта документа по этой проблеме следует, что он не раз претерпевал серьезные изменения. Последняя его редакция, по словам митрополита Илариона, «в основных своих чертах содержит общеизвестное церковное учение о посте, лишь разъясняя метод, коим следует руководствоваться, применяя его в современной пастырской практике». Однако, в отличие от более ранних вариантов, этот документ не публиковался в общедоступных источниках, и, следовательно, народ Божией не имеет возможности с ним ознакомиться. Поэтому, взяв за основу проект Комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора от 1968 года «Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности» (Сорокин В., прот. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. C. 152–156), мы составили альтернативный документ. Он не претендует на глубокое и всестороннее освещение вопроса, но имеет целью напомнить читателям традиционное православное учение и канонические нормы, касающиеся установленных Церковью постов.

 

Пост есть сугубое воздержание христианина, простирающееся на душу и тело со всеми их силами и чувствами. Пост был первой заповедью Господа Адаму в Эдемском саду (см.: Быт. 2, 16, 17), и именно его нарушение повлекло за собой изгнание прародителей из рая (Там же. 3, 22–24). Основоположник Церкви Господь наш Иисус Христос освятил пост Своим примером: перед выходом на общественное служение Он постился сорок дней в пустыне (см.: Мф. 4, 2). Совершаемый в тайне пост Спаситель заповедал Своим ученикам (см.: Мф. 9, 14–15; Лк. 2, 37; 5, 33–35); его Он оставил в наследие Церкви наряду с молитвой как единственное мощное оружие в борьбе против ведущих непрестанную брань с верными духов злобы поднебесных (см.: Мф. 17, 21). Святые Апостолы всегда приготовляли себя к миссионерскому служению воздержанием в пище (см.: Деян. 9, 9; 13, 2; 14, 23) и предписывали его всем христианам (см.: 1 Кор. 7, 5; 2 Кор. 6, 4–5), указание на что содержится и в Апостольских постановлениях (см.: Кн. 5, гл. 13). Таким образом, пост является божественным установлением.

Телесное воздержание признается Церковью необходимым для духовного совершенствования последователей Христовых, – так учат о значении поста святые Игнатий Богоносец, Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и другие угодники Божии. В частности, святитель Иоанн Златоуст писал: «Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не дорожить настоящим, а считать его ничтожнее тени и сонных грез. Напротив, пьянство и объедение, обременяя ум и утучняя тело, делают душу пленницею, обуревая ее со всех сторон и не позволяя ей иметь твердую основу в суждении, заставляют ее носиться по утесам и делать все ко вреду собственного своего спасения».

Важно понимать, что пост является не целью, но средством к духовному преуспеянию и потому телесное воздержание без духовного подвига не принесет христианину никакой пользы. «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей», – наставлял преподобный Варсонофий Великий.

 

+ + +

 

Все посты Православной Церкви установлены Духом Божиим через его носителей, богодухновенных мужей – Святых Апостолов и Отцов. О необходимости их соблюдения сказано, в частности, в 69-м Апостольском правиле: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен». Такой же взгляд на дисциплину поста имели все святые как древнего, так и нового времени. «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно, – писал преподобный Макарий Опинский. – Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а Основание и Глава Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17)».

Кроме среды и пятницы в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок, и составляющих Великий Пост Четыредесятницы со Страстной седмицей, Церковью установлены также следующие посты: многодневные – Рождественский, Апостольский и Успенский, и однодневные – в Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) и во дни Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня.

Необходимость воздержания в период Великого Поста и во все среды и пятницы имеет основание в правилах Святых Апостолов. Прочие же посты предписываются Типиконом, связанным с именем преподобного Саввы Освященного († 532), а также постановлениями святителя Анастасия Синаита, Патриарха Антиохийского († 599), и иных Святых Отцов. Так, о Рождественском посте говорится у святителя Анастасия в главе «О Четыредесятнице» (Афинская Синтагма, 4, 583). О посте Святых Апостолов и об Успенском сказано у того же святого в том же сочинении. Воздержание в пище в праздники Воздвижения и Усекновения главы Иоанна Крестителя предписано в посланиях Феодора Вальсамона, Патриарха Антиохийского (XII в.), о постах (Там же, 565–579).

В общей сложности из 365-ти дней года постных бывает более половины. В 35-й главе Типикона понедельник также приравнивается к постным дням, но согласно сложившейся практике для большинства мирян Церковь делает снисхождение и освобождает их от его обязательного хранения. Монашествующие же и наиболее ревностные из не связанных иноческими обетами христиан включают все понедельники в число обязательных постных дней года.

Истинный и богоугодный пост должен быть соразмерен силам и возможностям верующих. Святая Церковь всегда была рассудительна в этом вопросе и не налагала бремени, которое было бы непосильно ее чадам. Вышеупомянутое 69-е Апостольское правило допускает послабления в подвиге воздержания для больных. В толковании на этот канон Феодор Вальсамон пишет о разрешении вкушать рыбу для немощных, однако подчеркивает, что никому, даже на смертном одре, не может быть позволено употреблять мясо в среду и пятницу, исключая пасхальные и прочие дни, в которые это допускается Церковью. Также канонист отмечает, что под разрешением поста в субботние и воскресные дни Четыредесятницы, предписанным 64-м Апостольским правилом, ни в коем случае не следует понимать употребление мясной пищи.

 

+ + +

 

В настоящее время возник вопрос о приведении современной дисциплины о постах в соответствие с требованиями церковного законодательства и святоотеческой традиции, поскольку народ Божий желает нерушимо хранить все постановления и уставы своих благочестивых предков. Рассматривая практику соблюдения постов в истории Церкви, считаем нужным отметить, что традиционная дисциплина отвечает чаяниям народа Божия. При этом из общей массы верующих необходимо выделять монашествующих, обязанных придерживаться особой строгости жизни. Для них пост в понедельник, а также полный отказ от вкушения мясной пищи должны быть законом. Если монашествующие лица в священном сане дерзнут на его нарушение, исключая особые случаи телесной немощи, они должны быть извержены из сана, а не имеющего его – отлучены от Церкви на определенный священноначалием срок.

Для немонашествующих следует сохранить ставшее церковной традицией позволение не соблюдать пост по понедельникам, а также возможность вкушать мясо. Все же остальные посты – Великий, Рождественский, Апостольский и Успенский, среды и пятницы, а также установленные Святыми Отцами постные дни они обязаны соблюдать ради послушания Матери Церкви, своего духовного преуспеяния и физического здоровья.

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник