ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

НУЖЕН ЛИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

С IV века, когда явились гибельнейшие ереси Ария и потом Македония и когда еретики начали особенно злоупотреблять словами, доселе употреблявшимися для означения разных истин веры, и начали издавать собственные символы по образцу православных, – Церковь увидела необходимость составить и обнародовать для руководства всех верующих один определенный символ, неизменный даже по букве, и вообще установить значение священных слов и церковно-богословский язык. Такой символ, действительно, и составлен на Первом Вселенском Соборе и, будучи дополнен на Втором, под именем Никео-Цареградского, по правилам Третьего и последующих Вселенских Соборов, сделался непреложным образцом веры для всего христианского мира и на все веки. <…>

Вероопределения Вселенских Соборов – Четвертого, Шестого и Седьмого – составляют необходимое дополнение к Никео-Цареградскому Символу, хотя и не внесены в него вследствие правил самих же Вселенских Соборов о совершенной его неприкосновенности и неизменности. <…> Так совершился второй, важнейший, период раскрытия или развития христианских догматов в Церкви, – важнейший и потому, что здесь раскрываемы и определяемы были догматы на Соборах Вселенских, непогрешимых; и потому, что были определены догматы коренные, заключающие в себе или под собой и все прочие, утвержден был окончательно на все века один неизменный образец веры как основание всего догматического богословия, определен и установлен с точностью самый церковно-богословский язык.

Поэтому-то Православная Церковь восточная ясно исповедует: „Наши догматы и учение нашей Восточной Церкви еще издревле наследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми и Вселенскими Соборами; прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах Православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов и утверждено святыми и Вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви“ (Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков о Православной вере. М., 1900. С. 143–144)» (Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского. Т. 1. СПб., 1883).

 

4. СВИДЕТЕЛЬСТВА ГИМНОГРАФИИ О ДОГМАТИЧЕСКОЙ ПОЛНОТЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЙ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

 

О том, что в определениях Семи Вселенских Соборов церковное учение было выражено непогрешимо и окончательно, свидетельствуют и многочисленные песнопения из служб Святым Отцам Шести Вселенских Соборов, Отцам Седьмого Вселенского Собора и Недели Первой Великого Поста (в которую Церковь празднует Торжество Православия). Вот лишь некоторые из них:

– «Седмию Соборы священными Святых Отец честную Церковь уяснил еси, Христе, якоже седмих светильник светом прелести тьму прогнав далече» (Канон Святым Отцам Шести Вселенских Соборов, песнь 3);

– «Седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исаия сие рече, на Седмих же Соборех почи Христос со Отцем и Божественным Духом» (Там же, песнь 4);

– «Седмь столпов утверди премудрость Божия, Твою Церковь, Владыко, седмочисленными Соборы Священных Отец неуклонну соблюдаему от всяких ересей» (Там же, песнь 6);

– «Якоже седмию трубами иерихонския стены в седьмом обхождении падоша, тако сими Седмию Соборы весь сонм на Бога возносящийся, низведен в бездну в Собрании Седьмом богогласных труб Духа» (Канон Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, песнь 4, тропарь 3);

– «Не ктому нечестивых еретиков ныне бровь вземлется: Божия бо сила Православие удержала есть» (Канон в Неделю 1-ю Великого Поста, песнь 3).

Как видим, в своих песнопениях Церковь заверяет нас, что Вселенские Соборы положили предел всем ересям, как бывшим, так и будущим. Это не значит, что после Седьмого Вселенского Собора не возникало новых лжеучений, что их не существует в наши дни. Напротив, как предупреждал Господь в Евангелии, с приближением конца времен они умножаются, однако в результате четкого обозначения Отцами Соборов основных догматов Православия любая ересь обличается сама собой как противная выраженному в них церковному учению. Так, латинская ересь «filioque» об исхождении Святаго Духа от Отца и Сына не соответствует определениям Второго и Третьего Вселенских Соборов, а ложное мнение протестантов о недопустимости поклонения святым иконам осуждено постановлениями Седьмого Вселенского.

 

5. НУЖЕН ЛИ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР ДЛЯ ОСУЖДЕНИЯ ЕРЕСИ ЭКУМЕНИЗМА?

 

Как известно, в наши дни особенно распространено лжеучение экуменизма. Его последователи полагают, что Церковь Христова якобы разделилась на многочисленные осколки или ветви – Православие, католичество, протестантизм и т. д., «согрешила грехом разделения», и теперь нуждается в восстановлении путем объединения различных деноминаций. Но данное лжеучение противоречит девятому члену Никео-Цареградского Символа веры о Единстве и Святости Церкви Христовой. Поэтому даже для того, чтобы осудить эту наиболее опасную, по мнению многих современных богословов, ересь, сегодня нет необходимости созывать новый Вселенский Собор. Экуменисты, их неправые убеждения и противные канонам поступки могут быть осуждены на любом церковном собрании, на Соборе архиереев какой-либо одной или нескольких Поместных Церквей. Епископам уже нет необходимости доказывать еретичность их взглядов – при сопоставлении с четкими определениями Семи Вселенских Соборов она становится очевидной.

Следовательно, какие бы спорные вопросы, мнения, проблемы, «требующие всеправославного обсуждения», ни возникали в нашей Церкви, для их рассмотрения не нужен новый Вселенский Собор. Различные лжеучения, разногласия, позиции, задачи могут и должны обсуждаться епископами, однако не на уровне Вселенского Собора, а на основании учения Семи Вселенских Соборов Святых Отцов, на которых, как мы знаем, «почи Христос со Отцем и Божественным Духом».

 

6. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭПИТЕТА «ВСЕЛЕНСКИЙ»
ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДСТОЯЩЕГО
В 2016 ГОДУ СОБОРА

 

Теперь хочется сказать несколько слов о проблеме использования эпитета «Вселенский» применительно к готовящемуся «Святому и Великому» или «Всеправославному» собору.

Официальные представители нашей Церкви заверяют нас, что этот форум не будет иметь статуса Вселенского. «Собор, подготовка к которому вошла в завершающую фазу, носит название Святого и Великого, иногда его еще называют Всеправославным. Именование его Вселенским не принято и некорректно», – такое заявление сделал глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в интервью «Интерфакс-Религии» (http://interfax-religion.ru/?act=interview&div=391). «Это не Вселенский Собор, как некоторые считают, а Собор Православных Церквей», – сказал Патриарх Кирилл после состоявшейся весной этого года Стамбульской встречи, на которой была определена дата проведения собора. При этом Предстоятель нашей Церкви отметил, что «событие это – исторической важности, таких Соборов в истории практически не было» (http://patriarchia.ru/db/text/3601356.html).

Так что же такое «Всеправославный» собор и чем он отличается от Вселенского?

Эпитет «Вселенский» по сути указывает на всеправославность, всеобщий характер собрания. Так, в Катехизисе святителя Филарета читаем: «Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. <…> Какое священноначалие может действовать от имени всей Православной Церкви? – Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор».

Т. е. статус Собора, на котором священноначалие всех Поместных Православных Церквей будет действовать от имени всей Церкви и определения которого станут обязательными для каждого православного христианина, соответствует Вселенскому.

Примечательно, что участники подготовки «Всеправославного» собора из других Поместных Церквей, где волнения паствы в связи с возможной реформацией церковных устоев не столь сильны, не скрывают стремления присвоить данному форуму такое наименование. В частности, в недавнем интервью Сербского Патриарха Иринея изданию «Политика» прозвучало: «Приближается Всеправославный Собор 2016 года. Каково значение этого события для православного мира и что уже известно о темах Собора? – Прошло много времени с момента проведения последнего Вселенского Собора, это было в VIII веке. Правда, за истекший срок состоялось несколько важных Соборов, но не на том уровне. Мы предлагаем провозгласить этот Собор 2016 года Вселенским. Мы провели в Стамбуле предсоборную встречу, согласились и решили, что он состоится там же в 2016 году, в храме святой Ирины, который древнее храма святой Софии. Подготовка к Собору идет уже давно. Состоялось несколько предсоборных конференций, они проводятся регулярно, темы для обсуждения в основном уже проработаны, но готовятся и некоторые новые. В основном, это вопросы, связанные с существом церковной жизни и требующие соборного решения. Если какое-либо мировое событие этому не воспрепятствует, мы надеемся, что Собор состоится, как было запланировано» (http://politika.rs/rubrike/Drustvo/%20Vidovdan-je-pecat-nase-vecnosti.sr.html).

Намерение объявить «Всеправославный» собор «Вселенским» ранее не скрывалось и в трудах «богословов»-модернистов и иерархов-экуменистов нашей Церкви, в частности, в публикациях «Журнала Московской Патриархии» времен митрополита Никодима (Ротова) (желающие могут ознакомиться с ними и убедиться в этом). Вот цитата лишь из одного документа – Послания Родосского Всеправославного совещания 1961 года. В нем говорится о формировании каталога тем для предстоящего форума и подчеркивается, что «эти темы, уже давно привлекающие к себе внимание наших Поместных Православных Церквей и всего христианского мира вообще, были поставлены сейчас более определенным образом и нашли свое выражение в этом списке. Они подвергнутся должному изучению и исследованию на грядущем нашем Предсоборе и превратятся в благие и окончательные решения, Богу благоизволяющему, на имеющем быть собранным Вселенском Соборе» (ЖМП. 1961. № 11. С. 3–29).

 

7. ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ СВЯТЫХ
ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

 

Итак, какое бы название не было усвоено предстоящему в 2016 году в Стамбуле собранию, очевидно, что его организаторы намерены объявить решения данного форума обязательными для членов всех Поместных Православных Церквей, т. е. для всей полноты Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Нам же важно помнить, что, как сказано в «Деяниях Вселенских Соборов», на них Отцы «оградили чистое исповедание Православной веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным Преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней. Оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви – на все времена. <…> Православная Кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, – утвержденною на Семи Вселенских Соборах как неизменном основании» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 3).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник