ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Прозорливец и чудотворец

 

Преподобный Василий еще в молодости оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского Императора; они схватили подвижника и привели в город, где патриций Самон учинил ему допрос. На вопрос, кто он, святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле. Преподобного подвергли тяжким пыткам, но он мужественно молчал, не желая рассказывать о своей богоугодной жизни.

Наконец Самон, выйдя из себя, воскликнул: «Нечестивец, долго ли ты будешь скрывать, кто ты и откуда?» На это святой Василий возразил: «Нечестивыми следует называть тех, кто подобно тебе проводит жизнь во всякой нечистоте». Не стерпев публичного обличения, разгневанный патриций велел повесить святого вниз головой со связанными за спиной руками и ногами. Пытка была настолько жестокой, что среди очевидцев ее поднялся ропот на мучителя. Но, когда после трехдневного истязания подвижника освободили, он оказался жив и невредим. Это явное чудо Божие Самон приписал волшебству и отдал святого Василия на растерзание голодному льву. Однако и дикий зверь не тронул преподобного, мирно улегшись у его ног. Тогда патриций в безсильной ярости приказал утопить блаженного Василия в море, но два дельфина подхватили его, брошенного в воду, и вынесли на берег в предместье Константинополя, Евдоме.

Войдя в город, преподобный встретил около Золотых ворот больного человека по имени Иоанн, страдавшего лихорадкой. Святой Василий исцелил его именем Спасителя и, уступая просьбе Иоанна, остался жить у него. К блаженному приходили многие верующие за советами и наставлениями и ради избавления от болезней. Чудотворец, обладавший даром прозрения, обличал грешников, обращая их на путь покаяния, предсказывал грядущие события. Среди посещавших святого был некто Григорий, который стал его учеником и впоследствии составил подробное житие своего наставника.

Однажды в гостинице Григорий нашел дорогой пояс, оброненный дочерью хозяина. Движимый благим намерением продать его, а деньги раздать нищим, он утаил находку. Однако по пути домой, вместе с другою ношею, потерял ее. Во сне Григорий получил вразумление от святого Василия, показавшего ему разбитый горшок со словами: «Если кто украдет даже такую негодную вещь, будет наказан вчетверо. Ты утаил чужой пояс и будешь осужден как вор. Ты должен возвратить найденное».

Когда скончалась прислуживавшая преподобному Василию святая Феодора, Григорий очень хотел узнать о ее загробной участи и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам блаженного он увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала, как душа ее проходила мытарства после смерти и как помогли ей молитвы святого Василия (память преп. Феодоры Цареградской празднуется 30 декабря по ст. ст.).

Преподобный Василий скончался около 944 года, в возрасте 110 лет. Церковь называет его Новым, отличая тем от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.

 

Источник: «Православный
церковный календарь
на 2015 год» (http://rop.ru)

 

 

 

«Без Христа нет жизни для души»

 

 

Святой мученик Боян, князь Болгарский, пострадал за веру во Христа около 830 года. Когда на болгарский престол вступил его брат-язычник Маломир (Владимир), благоверный князь, по внушению от неведомого еще для него Бога, обратился к нему с просьбой освободить из заточения христианина Киннамона (Кинама), который долгое время находился в темнице за то, что отказался участвовать в языческом жертвоприношении при князе Обритом (Крутогоне), предшественнике Маломира.

Желание Бояна было исполнено, и он, увидев до крайности истощенного Киннамона, спросил, за что же он так страдал. В долгой беседе мученик объяснил князю-язычнику заблуждения его зловерия и необходимость Христовой веры для спасения. В конце дружеского общения он сказал: «Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он Один – и Учитель человечества, и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? – Веруй в Господа Иисуса!»

Князь Боян с радостью принял святое Крещение. Познав Христианство, он проникся искренней любовью к молитве, посту и богомыслию. Маломир же, узнав об обращении брата, потребовал от него отречься Христовой веры и возвратиться к язычеству. Однако святой князь решительно ответил: «Я гнушаюсь языческими идолами и почитаю Христа, истинного Бога, и никто не может меня отлучить от любви ко Христу».

Маломир, услышав сей дерзновенный ответ брата, приговорил его к смертной казни. Перед мученической кончиной святой князь-исповедник пророчески произнес: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Напрасно надеются остановить ее моею смертью. Будут воздвигнуты храмы истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и скверные жертвенники исчезнут». С последним пророческим словом он обратился к брату: «От своей жестокости ты не получишь никакой пользы, и скоро тебя постигнет смерть».

Предсказание святого мученика, усеченного мечом, прежде всего исполнилось над его братом. Вскоре Маломир умер, и, поскольку он не имел наследника, престол наследовал его старший брат Пресиян (836–852). Сын князя Пресияна, святой равноапостольный князь Борис, во святом Крещении Михаил (память 2 мая по ст.ст.), крестил впоследствии болгарский народ. Так исполнилось и первое пророчество святого мученика князя Бояна.

 

Источник: «Православный
церковный календарь
на 2015 год» (http://rop.ru)

 

 

 

 

19 марта / 1 апреля. Среда.

Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Преп. Симеона Псково-Печерского. Св. Иоанна исп. (1932). Прмц. Матроны (1938). Преп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мч. Панхария (ок. 302). Преп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Преп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

 

20 марта / 2 апреля. Четверг.

Препп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796). Сщмч. Василия диакона (1938). Преп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мц. Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Свт. Никиты исп., архиеп. Аполлониадского (ок. 813–820).

 

21 марта / 3 апреля. Пятница.

Преп. Иакова исп., eп. (VIII–IX). Сщмч. Владимира пресвитера (1931). Преп. Серафима Вырицкого (1949). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I–II). Свт. Фомы, Патриарха Константинопольского (610).

 

22 марта / 4 апреля. Лазарева суббота.

Воскрешение праведного Лазаря. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363). Мц. Дросиды, дщери Царя Траяна (104–117). Преп. Исаакия Далматского (IV).

 

23 марта / 5 апреля. Неделя 6-я, ваий, (цветоносная, Вербное воскресенье).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251). Сщмч. Макария пресвитера (1931); прмч. Илии, сщмчч. Василия, Стефана пресвитеров, прмцц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938); преп. Сергия исп. (1948). Преп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117–138). Мч. Василия Мангазейского (1600).

 

24 марта / 6 апреля. Страстная седмица. Великий Понедельник.

Преп. Захарии монаха. Свт. Артемия (Артемона), еп. Солунского (Селевкийского) (I–II). Сщмч. Владимира пресвитера (1920). Преп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Преп. Иакова исп., eп. (VIII–IX). Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора».

 

25 марта / 7 апреля. Великий вторник.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (1925). Преп. Саввы Нового (1948). Иконы Благовещения Божией Матери, в Кремле (XVI).

 

26 марта / 8 апреля. Великая среда.

Собор Архангела Гавриила. Мц. Параскевы (1939). Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, Царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Преп. Малха Сирийского (IV). Преп. Василия Нового (ок. 944).

 

27 марта / 9 апреля. Великий Четверток.

Воспоминание Тайной Вечери.

Мц. Матроны Солунской (III–V). Мчч. Мануила и Феодосия (304). Преп. Иоанна прозорливого, Египетского (ок. 395).

 

28 марта / 10 апреля. Великий Пяток.

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Преп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Св. Николая исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Преп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

 

29 марта / 11 апреля. Великая Суббота.

Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364). Св. Михаила исп., пресвитера (1933). Преп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Препп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.

 

30 марта / 12 апреля. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.

Преп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до P.X.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Преп. Иоанна безмолвника (VI). Преп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662).

 

31 марта / 13 апреля.

Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой седмицы.

Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Преп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Аполлония Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418–424). Преп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).

 

1/14 апреля. Вторник Светлой седмицы.

Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Преп. Марии Египетской (522). Преп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Преп. Варсонофия, старца Оптинского (1913). Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Преп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза. Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (XVII) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник